Мировой опыт применения НДС

В последнее время в России активно обсуждается вопрос реформирования системы НДС. В этой связи представляется целесообразным изучение за-рубежного опыта регулирования налога

В апреле 2008 г. Главным бюджетно - контрольным управлением США Конгрессу США был представлен доклад, в котором проанализированы законодательство о налоге на добавленную стоимость и практика его применения в пяти стра-нах – Австралии, Канаде, Франции, Новой Зеландии и Великобритании. Исследование охватило как страны, в которых при-знается НДС, так и страны, в которых аналогичную функцию выполняет «налог на товары и услуги» (Goods and Services Tax, GST)

Проведенное исследование позволило сделать вывод, что в последние десятилетия популярность НДС растет. К настоящему времени НДС имеют более 130 стран. США остаются единственным членом Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР), не принявшим НДС .

Почему же развитые страны склоняются к использованию именно такой модели налога?

Статистические данные свидетельствуют, что издержки администрирования данного налога меньше, чем издержки ад-министрирования налогов, взимаемых с доходов (прибыли). Так, по данным агентства по администрированию налогов (tax administration agency), в Великобритании издержки взимания НДС составляют 0,55% общей суммы собранного НДС, в то время как для подоходного налога такие издержки составляют 1,27%. Аналогичные данные характерны для стран Европы (издержки администрирования НДС составляют от 0,5 до 1% собранного НДС) и для Новой Зеландии.

Интересен опыт стран, перешедших на НДС относительно недавно, – Австралии, Канады, Новой Зеландии. Процесс пере-хода на новую систему налогообложения – включая подготовку и переподготовку кадров фискальных органов, разъясни-тельную работу с налогоплательщиками, обучающие программы для налогоплательщиков (в том числе изучение новых стандартов учета операций), издание печатных материалов и оповещение налогоплательщиков через средства массовой ин-формации – занял в среднем от 15 до 24 месяцев.

ПО ПОДСЧЕТАМ ЭКСПЕРТОВ

В Австралии переход к НДС стоил государству около 464 млн долл. США и включал различные формы помощи бизнесу в освоении новой системы, а также разнообразные обучающие программы.

В Канаде разъяснительной работой занимались три организации – Министерство финансов (Department of Finance), Служба доходов (Canada Revenue Agency) и Служба информирования потребителей (Consumer Information Office). Они проводили семинары, тренинги, рассылали информационные бюллете-ни, предоставляли консультации по телефону. На эту программу, по некоторым оценкам, государство потратило свыше 98,5 млн долл. США.

Риски, сопутствующие администрированию НДС

Как и любой налог, НДС сопровождается определенными рисками, прежде всего связанными с соблюдением налогопла-тельщиками налогового режима (так называемые compliance risks), а также административными издержками соблюдения режима (издержки администрирования) сноска 4. Большая дифференциация ставок и исключение из налогообложения отдельных категорий товаров и услуг порождают проблемы правовой квалификации налоговых отношений, создают дополнительные издержки для государства по администрированию налога, а для бизнеса – по ведению финансового учета (например, раз-дельного учета), что в конечном итоге значительно «усложняет» налог и стимулирует бизнес к использованию не всегда про-зрачной налоговой оптимизации.

При этом риски сводятся, по сути, к трем факторам:

неправильная квалификация категорий товаров, работ или услуг (в случае если к ним применимы разные ставки налога);

использование недостоверных (искаженных) счетов - фактур;

действия, направленные на неправомерное возмещение налога.

Для современных государств характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство в различные сферы экономической жизни.

Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство, как правило, ставит следующие главные цели:

- достижение постоянного устойчивого экономического роста;

- обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;

- обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

- обеспечение определенного уровня доходов населения;

- создание системы социальной защищенности граждан;

- равновесие во внешнеэкономической деятельности.

НДС был введен в Италии с 1 января 1973 года в порядке реализации решений стран-участниц ЕЭС по сближению своих финансовых систем, на три года позже, чем это было сделано другими странами. НДС значительно упростил косвенное налогообложение, заменив собой существовавший ранее налог с оборота и более 20 акцизов. В настоящее время этот налог составляет 67 % в общей сумме косвенных налогов.

НДС взимается с покупателя подавляющего большинства товаров и услуг на каждой стадии их производства и продвижения к конечному потребителю. При этом сумма налога, прибавляемая к стоимости товара, определяется исходя из его рыночной цены и установленной ставки налога. Общая стоимость изделий, включая налог, оплачивается потребителями на следующей стадии производства продукции и входит в ее себестоимость (формально счета-фактуры, предъявляемые продавцами к оплате, показывают покупателю отдельно цену товара и величину налога). В то же время налог уплачиваемый предприятиями в бюджет представляет собой разницу между налогом, включаемым в стоимость товара (полученных с потребителя) и налогов, возмещенным изготовителям за поставку материалов и комплектующих изделий. Таким образом, налог рассчитывается пропорционально стоимости, добавленной на соответствующей стадии обработки.

В качестве промежуточных плательщиков НДС выступают промышленники, торговцы, ремесленники, а также различные организации, в том числе государственные, которые поставляют обществу товары и услуги в ходе их нормальной деятельности.

Малочисленные исключения, при которых НДС не взимается, касаются операций, которые не ведут к возрастанию национального дохода, а всего лишь перераспределяют его. Сюда относятся купля-продажа акций, облигаций, земель, действующих предприятий, сделки по слиянию предприятий. Фактически освобожден от обложения этим налогом экспорт товаров. Но экспортеры не освобождены от документального оформления своих операций для налоговых органов.

Перечисление НДС фискальным органам производится, как правило, ежемесячно, по итогам предшествующего месяца. В случае отрицательного результата налогоплательщик может погасить эту разницу в последующие месяцы.

Для упрощения процедуры взимания НДС с мелких предприятий с 1985 году был введен новый принцип определения добавленной стоимости создаваемый на мелких предприятиях и лицами "свободных" профессий. Расчет суммы добавленной стоимости производится не на основании бухгалтерских книг с целью уточнения полученных доходов и произведенных затрат ( как это делается на крупных предприятиях). По новому закону добавленная стоимость исчисляется путем уменьшения валовой выручки предприятия на специальный коэффициент (в процентах), который устанавливается индивидуально для различных видов деятельности в производственной сфере и сфере услуг (от 40 до 97 %). Самый высокий коэффициент (97 %) установлен для торговцев бензином. НДС взимается по дифференцированным ставкам. В настоящее время их пять:

- льготная 4 % и 0 %;

- основная 9 %;

- повышенная 19 % и 38 %;

Нулевая ставка применяется к экспорту товаров и услуг.

Льготная ставка 4 % применяется к предметам первой жизненной необходимости (хлеб, молоко и другие продукты питания, газеты, журналы).

По основной ставке 9 % облагается широкий круг промышленных изделий, в том числе текстильных.

Продукты и спиртные напитки, продаваемые через рестораны, а также бензин и нефтепродукты облагаются по ставке 19 %.

Самая высокая ставка 38 % применяется к предметам роскоши (меха, ювелирные изделия, спортивные автомашины).

Оценка НДС, как правило. дается положительная, определяется как лучший налог на потребление. В первую очередь к положительным качествам относят нейтральность по отношению к предприятиям, а также реальность и стабильность поступления средств в бюджет, создает благоприятные условия для экспорта продукции, сдерживает в определенной мере потребление предметов роскоши. В настоящее время около 40 стран мира, в том числе большинство европейских стран, применяют НДС. Предлагаемое развитие НДС заключается в сокращении числа ставок и совершенствовании методов его расчета. В отличии от ФРГ, где часть НДС идет в земельные бюджеты, в Италии НДС полностью поступает в центральный бюджет. Вместе с тем за счет НДС местные коллективы могут получать дотации от государства. Часть НДС (примерно 1,4 %) идет на нужды ЕЭС.

Наши рекомендации