Социально-экономические последствия инфляции

Инфляция отрицательно влияет на все стороны жизни общества и поэтому рассматривается как социальное зло. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения физических и юридических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту, провоцирует бегство национального капитала за границу и т. д.

Последствия инфляции

1) падение реальных доходов населения, обесценение накопленных сбережений, снижение уровня жизни. Рост цен для населения по своим последствиям аналогичен введению налога. В том и другом случае реальные доходы падают, поэтому падение реального дохода в результате инфляции называют инфляционным налогом.

Номинальный доход – это денежная сумма, которую получает человек за продажу экономического ресурса, собственником которого он является. Реальный доход – это то количество товаров и услуг, которое человек может купить на свой номинальный доход (на полученную сумму денег).

реальный доход = номинальный доход = номинальный доход
уровень цен 1 + p

где p – темп инфляции.

Чем выше уровень цен на товары и услуги (т.е. чем выше темп инфляции), тем меньшее количество товаров и услуг могут купить люди на свои номинальные доходы, поэтому тем меньше реальные доходы. Особенно неприятные последствия имеет в этом отношении гиперинфляция, которая ведет не просто к падению реальных доходов, а к разрушению благосостояния;

2) антисоциальное перераспределение доходов, расслоение общества на бедных и богатых. Получатели фиксированных доходов беднеют, а те, чьи номинальные доходы растут быстрее роста среднего уровня цен, становятся богаче. Лица, получающие индексированные доходы, сохраняют реальный заработок. В отношениях между кредиторами и заемщиками в условиях инфляции существенную выгоду получают последние, так как взятые ими займы обесцениваются. Кредиторы же теряют ровно столько богатства, на сколько произошло непредвиденное повышение цен. Продавцы товаров и ресурсов, занимающие монопольное положение на рынке, могут увеличить свой доход. Чаще всего в условиях инфляции возрастает богатство и у владельцев реальных активов (недвижимость, антиквариат, драгоценности, произведения искусства и т. п.). Все это в конечном счете ведет к быстрому социальному расслоению населения, глубокому имущественному неравенству;

3) утрата стимулов к накоплению и сокращение инвестиций, что отрицательно сказывается на экономическом росте. Как известно, инвестиции, сделанные сегодня, принесут доход через некоторое время, за которое, в условиях инфляции, этот доход потеряет свою ценность. Инвестирование становится невыгодным. Мировой опыт показывает, что при годовой инфляции, превышающей 40% в год, инвестиции прекращаются;

4) замедление обновления производства и старение производственного аппарата страны. Цены на оборудование, как правило, растут быстрее, чем номинальная заработная плата, в этих условиях становится выгодным расширение производства не за счет обновления производственных мощностей, а за счет привлечения дополнительной рабочей силы. Старение оборудования замедляет темпы экономического роста;

5) усиление диспропорций в экономике вследствие неравномерного роста цен в условиях несбалансированной инфляции;

6) перемещение капитала из сферы производства с длительным сроком окупаемости в сектор коротких денег – торгово-спекулятивный и финансовый бизнес;

7) утрата ценами своих функций. Цены перестают быть носителями информации, они предоставляют хозяйствующим субъектам неверную информацию о соотношении спроса и предложения товара, качестве товара и т.п.

8) падение курса национальной валюты. Рост цен на отечественные товары ведет к увеличению спроса на импортные товары, повышению спроса на иностранную валюту, росту курса иностранной валюты и падению курса национальной валюты;

9) усиливаются утечка капиталов за границу, спекуляции на валютном рынке, что, в свою очередь, еще больше ускоряет рост цен.

Последствия инфляции различны в зависимости от того, является она ожидаемой или непредвиденной.

При прогнозируемой инфляциивсе экономические субъекты будут учитывать тот или иной ожидаемый темп роста цен в своих планах. Как заемщики, так и кредиторы будут ориентироваться не на номинальную i, а на реальную r процентную ставку, размер которой будет скорректирован на темп инфляции п:

r = i – п .

Соответствующим образом будет скорректирована на темп ожидаемой инфляции и арендная плата за землю, здания, квартиры и т. д. Для учета более высокого уровня инфляции в трудовых коллективах будет предусмотрен рост заработной платы.

Одним словом, все экономические и финансовые решения будут приниматься с учетом будущего роста цен.

При непрогнозируемой инфляции главным ее последствием является произвольное перераспределение доходов и богатства, в результате чего одни группы населения богатеют, другие беднеют. Доходы и богатство перемещаются:

1) от кредиторов к должникам. Кредитор предоставляет кредит по номинальной ставке процента, исходя из величины реального дохода, который он хочет получить (реальной ставки процента) и ожидаемого темпа инфляции (R = r + e). Так, например, желая получить реальный доход 5% и предполагая, что темп инфляции составит 10%, кредитор назначит номинальную ставку процента 15% (5% + 10%). Если фактический темп инфляции составит 15% вместо ожидаемых 10%, кредитор не получит никакого реального дохода (r = 15 – 15 = 0), а если темп инфляции будет 18%, то доход, равный 3% (r = 15 – 18 = – 3) переместится от кредитора к должнику. Поэтому в периоды неожиданной инфляции очень выгодно брать кредиты и невыгодно их давать. Таким образом, когда инфляция выше, чем ожидалось, богатство перераспределяется от кредиторов к заемщикам. Когда инфляция ниже, чем ожидалось, выигравшие и проигравшие меняются местами.

Поскольку, как уже отмечалось, общая формула реальной ставки процента, применимая при любых темпах инфляции:

Социально-экономические последствия инфляции - student2.ru

где: R –номинальной ставке процента; r –реальная ставка процента (реальная доходность по кредиту); π e – ожидаемый темп инфляции.

То следует различать реальную ставку процента ex ante и реальную ставку процента ex post. Приведенная формула – это формула реальной ставки процента ex ante. Реальная ставка процента ex ante – это реальный доход, который рассчитывает получить кредитор, предоставляя кредит, поэтому она определяется величиной ожидаемого темпа инфляции (πe). Реальная ставка ex post – это реальный доход, который получает кредитор при возвращении кредита, поэтому она определяется фактическим темпом инфляции (π факт) и может быть рассчитана по формуле:

Социально-экономические последствия инфляции - student2.ru

2) от рабочих к фирмам. Утверждение о том, что непредвиденная инфляция работает как налог на будущие поступления и как субсидия на будущие выплаты, применено к любому контракту, который продолжается во времени, в том числе контракт найма на работу. Когда инфляция выше, чем ожидалось, те, кто получает деньги в будущем (рабочие) несут ущерб, а те, кто платит (фирмы), выигрывают. Поэтому фирмы выигрывают за счет рабочих, когда инфляция больше, чем ожидается. Когда инфляция меньше, чем ожидалось, выигравшие и проигравшие меняются местами.

3) от людей с фиксированными доходами к людям с нефиксированными доходами

Люди с фиксированными доходами (например, государственные служащие, а также люди, живущие на трансфертные выплаты) не могут предпринять меры по увеличению своих номинальных доходов, и в периоды непредвиденной инфляции (если не проводится индексация доходов) их реальные доходы быстро падают. Люди с нефиксированными доходами имеют возможность увеличивать свои номинальные доходы в соответствии с темпом инфляции, поэтому их реальные доходы могут не уменьшиться или даже увеличиться.

4) от людей, имеющих накопления в денежной форме, к людям, не имеющим накоплений. Реальная ценность накоплений по мере роста темпов инфляции падает, поэтому реальное богатство тех людей, кто его имеет в денежной форме, уменьшается.

5) от пожилых к молодым. Пожилые страдают от непредвиденной инфляции в наибольше степени, поскольку, с одной стороны, они получают фиксированные доходы, а, с другой, они, как правило, имеют накопления в денежной форме. Молодежь, имея возможность увеличить свои номинальные доходы и не имея денежных накоплений, страдает в наименьшей степени.

6) от всех экономических агентов, имеющих наличные деньги, к государству. От непредвиденной инфляции в определенной степени страдает все население.

Обогащается же всегда только один экономический агент – государство. Выпуская в обращение дополнительные деньги (производя эмиссию денег), государство тем самым устанавливает, как уже отмечалось, своеобразный налог на наличные деньги, который называется сеньораж. Государство покупает товары и услуги, а расплачивается обесценивающимися деньгами, т.е. деньгами, покупательная способность которых тем ниже, чем больше дополнительных денег выпущено в обращение. Разница между покупательной способностью денег до эмиссии и после и есть доход государства от инфляции – сеньораж.

Наиболее серьезные и разрушительные последствия имеет гиперинфляция, которая приводит:

– к краху финансовой системы (деньги перестают иметь значение и происходит переход к бартеру);

– к разрушению благосостояния (реальные доходы катастрофически сокращаются);

– к нарушению и разрушению инвестиционного механизма (инвестиции в производство имеют долгий срок окупаемости и в условиях стремительного обесценения денег неэффективны).

Причиной гиперинфляции служит огромное увеличение денежной массы с целью финансирования расходов государственного бюджета за счет сеньоража, что связано либо с войнами, либо с невозможностью профинансировать большой дефицит бюджета иными (неинфляционными, т.е. неэмиссионными способами).

Таким образом, непрогнозируемая инфляция существенно деформирует механизм распределения национального дохода и имущества в стране и тем самым снижает эффективность их использования. Длительная инфляция таит в себе опасность самоускорения, грозящую гиперинфляцией и крахом всей финансово-экономической системы. Вот почему проблема предотвращения инфляции – одна из главных макроэкономических задач государства.

Выводы по 2 вопросу

Значительная инфляция чрезвычайно негативно влияет на экономику страны: падают реальные доходы, обесценивается накопленное богатство, усиливается поляризация общества, сокращаются инвестиции, замедляется обновление производства и темпы освоения достижений научно-технического прогресса, что отрицательно сказывается на темпах экономического роста.

Антиинфляционная политика

Поскольку инфляция, как и безработица, относится к разряду макроэкономических явлений, то борьба с ней возможна только в масштабах всей экономики, силами государства с помощью антиинфляционной политики.

Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции, подавленная, как уже отмечалось, не поддается лечению, поскольку ее нельзя измерить. Подавленную инфляцию сначала необходимо превратить в открытую, и лишь после этого вырабатывать меры борьбы с ней.

Инфляцию нельзя ликвидировать раз и навсегда, поскольку глубинной основой ее существования является циклический характер развития рыночной экономики.

Поэтому инфляция и безработица – постоянные спутники рыночного хозяйствования, и государственная политика поддержания полной занятости и стабильности цен – важнейшая цель макроэкономического регулирования.

Бороться с инфляцией – это значит ограничивать ее, удерживать на стабильном уровне цены, но не устранить полностью.

Однако к антиинфляционным нельзя относить те действия государства, которые касаются не причин, а последствий инфляции (индексация доходов населения, выплаты социальных пособий, административный контроль над ценами и т. п.). Эти и подобные меры не решают проблему инфляции, а откладывают, часто усугубляя, ее на потом.

Поэтому, чтобы антиинфляционная политика государства была действенной, необходимо прежде всего выявить причины инфляции. Ранее было показано, что инфляция – результат дисбаланса между совокупным спросом и совокупным предложением, когда спрос опережает предложение. Но этот дисбаланс может проистекать как от денежных, монетарных факторов (рост денежной массы, увеличение скорости обращения денег), так и от причин немонетарного характера (монополизация экономики, рост издержек).

Однако независимо от того, какие факторы непосредственно вызвали усиление инфляции, ограничение ее возможно лишь при снижении темпов предложения денег. Опыт показывает, что практически во всех странах между темпами инфляции и темпами роста предложения денег существует тесная корреляционная зависимость. А это значит, что в конечном счете «инфляция всегда и везде представляет собой денежный феномен» (М. Фридмен).

Вместе с тем рост денежной массы сверх потребностей товарного оборота может вызываться рядом причин:

– дополнительной эмиссией денег;

– бюджетным дефицитом;

– кредитной политикой ЦБ;

– неэффективной налоговой системой.

Поэтому первоочередные меры правительства должны быть направлены на:

• уменьшение денежной эмиссии;

• повышение учетной ставки (ставки рефинансирования);

• повышение нормы обязательных резервов;

• сокращение государственных расходов;

• совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

• изменение структуры производства;

• демилитаризация экономики, конверсия военного производства;

• борьба с монополизмом;

• снижение бюджетного дефицита и прекращение его финансирования за счет денежной эмиссии и кредитов центрального банка и т.д.

Однако проведение в жизнь этих мероприятий не всегда может дать желаемый результат. Это относится, прежде всего, к сокращению предложения денег. Неизбежное следствие снижения темпов прироста денежной массы – падение уровня производства и занятости. Хотя эта компромиссная теория инфляции, опирающаяся на кривую Филлипса, некоторыми экономистами подвергается критике, тем не менее, она подтверждается практикой. Поэтому правительство имеет возможность осуществлять выбор только в отношении того, как сокращать темп роста денежной массы – резко (шоковая терапия) или постепенно (градуирование).

Примером удачной шоковой терапиимогут служить Польша и Эстония. В частности, в Польше благодаря решительным действиям властей инфляция была снижена с 585,5% в 1990 г. до 27,8% в 1995 г. Это позволило стране быстро преодолеть спад в экономике и перейти с 1994 г. к активному экономическому росту. Во второй половине 90-х гг. Польша стала одной из наиболее динамично развивающихся стран мира.

В России резкое сокращение темпов предложения денежной массы привело кзначительному росту неплатежей в экономике и бартеризации хозяйственных связей. Это, в свою очередь, усугубило проблему дефицита государственного бюджета, привело к невыплатам заработной платы многим категориям работников бюджетной сферы, росту внутреннего и внешнего долга.

Все это сопровождалось резким спадом производства в промышленности и сельском хозяйстве, что в сочетании с недостаточно стабильной ситуацией на мировых финансовых рынках и внутриполитической обстановкой в стране грозило опасностью девальвации рубля и возобновления инфляции.

Что касается политики градуирования,то она может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20–30% в год. Для России первой половины 90-х гг. она была неприемлемой.

Некоторые страны в борьбе с инфляцией использовали адаптационную политику,которая рассматривается как альтернатива монетарным методам ограничения инфляции. В рамках этого направления чаще всего применялась так называемая политика цен и доходов.

Вариантов этой политики много, но ее суть заключается в том, что правительство либо «замораживает» цены и номинальные доходы, либо «привязывает» рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов – к повышению производительности труда.

В этом случае сокращение спроса достигается не только за счет уменьшения денег в обороте, но и благодаря подавлению инфляционных ожиданий. Кроме того, «замораживание» цен и заработной платы сдерживает рост издержек, а значит, ограничивает инфляцию продавцов.

Таким образом, анализ возможных вариантов антиинфляционной политики показывает, что у правительства, по существу, нет безболезненных приемов борьбы с инфляцией. Однако цена ограничения инфляции может быть разной в зависимости от того, какие методы используются для этих целей. Выбор определяется конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране: уровнем реальных доходов, состоянием промышленности, масштабами бюджетного дефицита, вариантами его финансирования и т. п.

Заключение

Выводы по лекции:

1. Макроэкономическая нестабильность является объективно присущей чертой современной рыночной системы, которая проявляется через такие сложные явления, как инфляцию, безработицу, экономические кризисы.

2. Инфляция – это многофакторный процесс, связанный со снижением покупательной способности денег в результате общего роста цен в экономике. Инфляция возникает на основе нарушения равновесия между совокупным спросом и предложением и может существовать в различных видах.

3. Инфляция вызывает ряд нарушений в экономических взаимосвязях и оказывает разрушительное воздействие на производство, распределение и обмен, на мотивацию работников, на функционирование всего рыночного механизма.

4. Возникновение инфляции связано с изменением природы и роли денег в экономике – переходом от товарных денег, роль которых на протяжении длительного исторического периода выполняли благородные металлы, к кредитным деньгам, появившимся с переходом к капитализму. В отличие от товарных денег, имевших свою внутреннюю ценность, кредитные деньги приобретают ценность (покупательную способность) непосредственно на основе соотношения с товарной массой. Если денег в экономике становится больше, чем товаров, ценность денежной единицы падает, что вызывает рост уровня товарных цен, процентных ставок, курсов акций и облигаций и т. п. В командной экономике, где цены контролируются государственными и административными органами, падение покупательной способности денег проявляется в дефиците материальных благ.

5. Для определения причин инфляции используется формула обмена количественной теории денег:

MV=PY,

из которой следует, что уровень цен в экономике зависит от:

а) объема денежной массы М;

б) скорости обращения денег V;

в) уровня выпуска продукции Y:

Р = MV/Y.

6. Рост денежной массы в экономике происходит прежде всего под влиянием дефицита государственного бюджета. Печатая деньги для своих расходов, государство увеличивает предложение денег и в результате облагает все общество инфляционным налогом. Инфляционный налог в точности равен количеству напечатанных денег. Доход государства от печатания новых денег получил название сеньораж.

7. При значительном бюджетном дефиците, покрываемом дополнительной эмиссией, инфляция может приобретать стремительные темпы и принимать форму гиперинфляции, при которой происходит резкое обесценивание всех доходов, в том числе налоговых поступлений, что еще больше усугубляет проблему бюджетного дефицита. Данное явление получило в экономической теории название эффекта Танзи–Оливера.

8. Инфляция может принимать разные формы: открытую и скрытую (подавленную); ползучую, галопирующую и гиперинфляцию; инфляцию спроса и инфляцию издержек; прогнозируемую и непрогнозируемую.

Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте уровня цен, который формирует у хозяйствующих субъектов адаптивные инфляционные ожидания, скрытая – в усилении дефицита товаров и услуг, следствием чего является в конечном счете деформация рыночного механизма, поскольку экономические агенты лишаются ценовых сигналов.

Деление инфляции на ползучую, галопирующую и гиперинфляцию осуществляется в зависимости от скорости протекания инфляционных процессов.

Инфляция спроса порождается избытком совокупного спроса над совокупным предложением, инфляция издержек (инфляция продавцов) – ростом цен на факторы производства.

Прогнозируемая инфляция – это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов до своей реализации.

Непрогнозируемая инфляция – это инфляция, которая становится для населения неожиданностью, в связи с чем в обществе наблюдаются перераспределительные процессы, обогащающие одни группы населения за счет других.

9. Борьба с инфляцией возможна только на макроэкономическом уровне и силами государства. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции; подавленная не поддается ограничению, поскольку ее нельзя измерить. Первым шагом в борьбе с подавленной инфляцией должен быть перевод ее в открытую инфляцию. Чтобы антиинфляционная политика государства была действенной, необходимо прежде всего выявить причины инфляции. Комплекс государственных мер по борьбе с инфляцией включает:

а) ограничение денежной массы;

б) повышение учетной ставки;

в) повышение нормы обязательного резервирования;

г) сокращение государственных расходов;

д) совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Среди этих мер особого внимания заслуживает проблема ограничения денежной массы, которую можно сокращать методом шоковой терапии или методом градуирования. Антиинфляционная политика цен и доходов означает, что правительство либо «замораживает» цены и номинальные доходы, либо «привязывает» рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов – к повышению производительности труда.

10. При выработке антиинфляционных мероприятий необходимо учитывать цену инфляции, которая зависит от того, какие методы использует государство в своей политике. Выбор определяется конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране: уровнем реальных доходов, состоянием промышленности, сельского хозяйства и других базовых для страны отраслей, масштабами бюджетного дефицита, состоянием и перспективами развития внешнеэкономических связей и т. п.

Задание на самостоятельную подготовку:

Дополнить конспект лекции материалом из рекомендованных учебников.

Следующее занятие –

Учебно-материальное обеспечение следующего лекционного занятия:

• Конспекты лекций.

• ТСО: видеопроектор, ПЭВМ.

Ответы на вопросы студентов.

Наши рекомендации