И итоговых результатов знаний студентов
Изучение дисциплины «Микроэкономика» формирует знания о функционировании экономических моделей, вырабатывает навыки по выбору в условиях ограниченности ресурсов, позволяет анализировать закономерности, специфику основных механизмов функционирования рыночной экономики на микроуровне.
Применение модульно-рейтинговой системы оценки текущих и итоговых результатов знаний студентов способствует наиболее объективной оценке знаний и умений студентов по дисциплине «Микроэкономика», их активного участия в образовательном процессе, научной работе и обеспечивает:
1. Сопоставимость результатов с существующими в мировой практике рейтинговыми оценками знаний и умений, а также системой ЕГЭ в РФ.
2. Равные условия для всех студентов в получении максимального рейтинга и возможности повышения рейтинга.
3. Возможность приведения рейтинговой системы к существующей пятибалльной системе без искажения истинного уровня знаний.
Таблица 5 – Модульно-рейтинговая система оценки
текущих знаний студентов
Модуль (темы, входящие в модуль) | Сроки проведения | Используемые формы контроля знаний студентов | Кол-во баллов (max) |
Модуль 1. Рыночная экономика и отношения собственности | с 20 сентября по 1 октября | - устный опрос - защита эссе - участие в дискуссии по теме - выполнения тестов | |
1.Предмет и методы экономической теории | |||
2. Систематизация экономических знаний. Зарождение и основные этапы развития экономической науки | |||
3. Экономические агенты и отношения собственности | |||
4. Экономическая организация производства | |||
Модуль 2. Основы микроэкономики | с 20 октября по 1 ноября | - устный опрос - защита эссе - участие в дискуссии по теме - выполнение практического задания - выполнения тестов | |
5. Предпринимательство и фирма | |||
6. Теория спроса и предложения | |||
7. Теория потребительского выбора. Неопределенность и риск. | |||
8. Издержки и прибыль предприятия: структура и динамика. Трансакционные издержки. | |||
Модуль 3. Рыночное конкурентное предложение | |||
Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции | С 20 ноября по 1 декабря | - устный опрос - защита эссе - участие в дискуссии по теме - выполнения тестов | |
Рыночные структуры несовершенной конкуренции | |||
Рынки факторов производства и факторные доходы | |||
Промежуточный этап контроля проводится в письменной форме и состоит из нескольких частей: открытых вопросов, предполагающих ответы в произвольной форме и тестовых заданий по каждой теме, которые необходимо решить, выбрав (один или несколько) из предложенных ответов. Кроме того, студенты готовят доклады и рефераты при подготовке к семинарам.
Таблица 6 – Критерии оценки промежуточного контроля
Устный вопрос, дискуссии по теме | Тестовое задание по каждому модулю, объем теста – 40 вопросов | Доклады (эссе) |
4 - вопрос раскрыт полностью, приводятся необходимые теоретические выкладки, сделаны необходимые выводы; 3-2 - ответ содержит небольшие неточности, недостаточно раскрыто содержание вопроса; 1 - ответ слабо раскрывает содержание вопроса, допущены грубые ошибки. | 10 баллов–40–37ответов; 9 баллов –36–33 ответов; 8 баллов –32–28 ответов; 7 баллов –27–25 ответов; 6 баллов –24–20 ответов; 5 баллов –19–15 ответов; 4 баллов –14–10 ответов; 3 баллов – 9–5 ответов; 2 баллов – 4 ответа; 1 баллов – 2 ответа. | 3 - верное изложение материала без ошибок всего объема, сопровождаемое достаточными объяснениями, присутствие необходимых элементов анализа и графических представлений. 2- верное изложение материала, сопровождаемое объяснениями, присутствие необходимых элементов анализа и графических представлений. |
Таблица 7 – Общие критерии оценки курсовой работы
Критерии | Кол-во баллов (max) |
Ставится за работу, переписанную с одного или нескольких источников. | |
В работе недостаточно полно освещены узловые вопросы темы, работа написана на базе очень небольшого количества источников, либо на базе устаревших источников | 1-3 |
Работа написана на достаточно высоком теоретическом уровне, в полной мере раскрывает содержание темы курсовой, с приведенным фактическим материалом, по которому сделаны правильные выводы и обобщения, произведена увязка теории с практикой современной действительности, правильно оформленную работу. | 4-6 |
Продолжение табл. 7
Работа характеризуется использованием большого количества новейших литературных источников, глубоким анализом привлеченного материала, творческим подходом к его изложению, знанием закономерностей функционирования современной экономики на микроуровне, основных понятий, категорий и инструментов микроэкономики, основных особенностей ведущих школ и направлений экономической науки; использованием современных методик анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне, умением анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции, прогнозировать возможность их развития в будущем, выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценивать риски и возможные социально-экономические последствия тех или иных явлений, происходящих в экономике. | 7-9 |
Работа получает наивысшую оценку в случае одновременного выполнения следующих условий: а) объект исследования описан с предельно широким привлечением источников (как внутренних, так и внешних), на него составлено соответствующее досье, в которое скопированы все использованные материалы; б) самостоятельно и корректно (т.е. в соответствии с реальными фактами) сделаны выводы из анализа досье; в) выявлена взаимосвязь полученных результатов с общетеоретическими проблемами курса микроэкономики. |
Итоговый контроль знаний осуществляется с помощью подсчета баллов, полученных за посещение лекций, активную работу на практических и семинарских занятиях, качественное выполнение курсовой работы и правильные ответы студента на экзамене.
Максимальная сумма баллов на экзамене – 30.
Таблица 7 – Критерии оценки ответа на экзамене (max – 30 баллов):
Кол-во баллов | Критерии оценки знаний |
1-9 | Оценивается ответ в случае, когда студент не знает значительной части учебного материала, допускает существенные ошибки, когда знания носят отрывочный и бессистемный характер, нет понимания важных, узловых вопросов курса, а на большинство дополнительных вопросов даны ошибочные ответы. |
10 - 13 | Оценивается усвоение основной части учебного материала, когда студент недостаточно глубоко изучил некоторые разделы курса, допускает нечеткие формулировки, преобладает репродуктивное усвоение. |
14 - 17 | Оценивается знание структуры курса, темы, излагаемого вопроса, дополнительной литературы, способность сделать самостоятельные выводы, умение выделить главное, комментировать излагаемый материал. Возможны несущественные проблемы в усвоении некоторых вопросов. |
18 - 20 | Оценивается ответ, в котором показано знание структуры курса, темы, излагаемого вопроса, знание дополнительной литературы, прочное усвоение материала, а также способность к его творческой, самостоятельной оценке. |
По результатам выставляются следующие оценки:
Баллы | Экзамен |
менее 55 | «неудовлетворительно» |
55-69 | «удовлетворительно» |
70-84 | «хорошо» |
85-100 | «отлично» |