И итоговых результатов знаний студентов

Изучение дисциплины «Микроэкономика» формирует знания о функционировании экономических моделей, вырабатывает навыки по выбору в условиях ограниченности ресурсов, позволяет анализировать закономерности, специфику основных механизмов функционирования рыночной экономики на микроуровне.

Применение модульно-рейтинговой системы оценки текущих и итоговых результатов знаний студентов способствует наиболее объективной оценке знаний и умений студентов по дисциплине «Микроэкономика», их активного участия в образовательном процессе, научной работе и обеспечивает:

1. Сопоставимость результатов с существующими в мировой практике рейтинговыми оценками знаний и умений, а также системой ЕГЭ в РФ.

2. Равные условия для всех студентов в получении максимального рейтинга и возможности повышения рейтинга.

3. Возможность приведения рейтинговой системы к существующей пятибалльной системе без искажения истинного уровня знаний.

Таблица 5 – Модульно-рейтинговая система оценки

текущих знаний студентов

Модуль (темы, входящие в модуль) Сроки проведения Используемые формы контроля знаний студентов Кол-во баллов (max)
Модуль 1. Рыночная экономика и отношения собственности с 20 сентября по 1 октября - устный опрос - защита эссе - участие в дискуссии по теме - выполнения тестов  
1.Предмет и методы экономической теории
2. Систематизация экономических знаний. Зарождение и основные этапы развития экономической науки
3. Экономические агенты и отношения собственности
4. Экономическая организация производства
Модуль 2. Основы микроэкономики с 20 октября по 1 ноября - устный опрос - защита эссе - участие в дискуссии по теме - выполнение практического задания - выполнения тестов          
5. Предпринимательство и фирма
6. Теория спроса и предложения
7. Теория потребительского выбора. Неопределенность и риск.
8. Издержки и прибыль предприятия: структура и динамика. Трансакционные издержки.
Модуль 3. Рыночное конкурентное предложение
Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции С 20 ноября по 1 декабря - устный опрос - защита эссе - участие в дискуссии по теме - выполнения тестов    
Рыночные структуры несовершенной конкуренции
Рынки факторов производства и факторные доходы
       

Промежуточный этап контроля проводится в письменной форме и состоит из нескольких частей: открытых вопросов, предполагающих ответы в произвольной форме и тестовых заданий по каждой теме, которые необходимо решить, выбрав (один или несколько) из предложенных ответов. Кроме того, студенты готовят доклады и рефераты при подготовке к семинарам.

Таблица 6 – Критерии оценки промежуточного контроля

Устный вопрос, дискуссии по теме Тестовое задание по каждому модулю, объем теста – 40 вопросов Доклады (эссе)
4 - вопрос раскрыт полностью, приводятся необходимые теоретические выкладки, сделаны необходимые выводы; 3-2 - ответ содержит небольшие неточности, недостаточно раскрыто содержание вопроса; 1 - ответ слабо раскрывает содержание вопроса, допущены грубые ошибки.   10 баллов–40–37ответов; 9 баллов –36–33 ответов; 8 баллов –32–28 ответов; 7 баллов –27–25 ответов; 6 баллов –24–20 ответов; 5 баллов –19–15 ответов; 4 баллов –14–10 ответов; 3 баллов – 9–5 ответов; 2 баллов – 4 ответа; 1 баллов – 2 ответа. 3 - верное изложение материала без ошибок всего объема, сопровождаемое достаточными объяснениями, присутствие необходимых элементов анализа и графических представлений. 2- верное изложение материала, сопровождаемое объяснениями, присутствие необходимых элементов анализа и графических представлений.

Таблица 7 – Общие критерии оценки курсовой работы

Критерии Кол-во баллов (max)
Ставится за работу, переписанную с одного или нескольких источников.
В работе недостаточно полно освещены узловые вопросы темы, работа написана на базе очень небольшого количества источников, либо на базе устаревших источников 1-3
Работа написана на достаточно высоком теоретическом уровне, в полной мере раскрывает содержание темы курсовой, с приведенным фактическим материалом, по которому сделаны правильные выводы и обобщения, произведена увязка теории с практикой современной действительности, правильно оформленную работу. 4-6

Продолжение табл. 7

Работа характеризуется использованием большого количества новейших литературных источников, глубоким анализом привлеченного материала, творческим подходом к его изложению, знанием закономерностей функционирования современной экономики на микроуровне, основных понятий, категорий и инструментов микроэкономики, основных особенностей ведущих школ и направлений экономической науки; использованием современных методик анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне, умением анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции, прогнозировать возможность их развития в будущем, выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценивать риски и возможные социально-экономические последствия тех или иных явлений, происходящих в экономике. 7-9
Работа получает наивысшую оценку в случае одновременного выполнения следующих условий: а) объект исследования описан с предельно широким привлечением источников (как внутренних, так и внешних), на него составлено соответствующее досье, в которое скопированы все использованные материалы; б) самостоятельно и корректно (т.е. в соответствии с реальными фактами) сделаны выводы из анализа досье; в) выявлена взаимосвязь полученных результатов с общетеоретическими проблемами курса микроэкономики.

Итоговый контроль знаний осуществляется с помощью подсчета баллов, полученных за посещение лекций, активную работу на практических и семинарских занятиях, качественное выполнение курсовой работы и правильные ответы студента на экзамене.

Максимальная сумма баллов на экзамене – 30.

Таблица 7 – Критерии оценки ответа на экзамене (max – 30 баллов):

Кол-во баллов Критерии оценки знаний
1-9 Оценивается ответ в случае, когда студент не знает значительной части учебного материала, допускает существенные ошибки, когда знания носят отрывочный и бессистемный характер, нет понимания важных, узловых вопросов курса, а на большинство дополнительных вопросов даны ошибочные ответы.
10 - 13 Оценивается усвоение основной части учебного материала, когда студент недостаточно глубоко изучил некоторые разделы курса, допускает нечеткие формулировки, преобладает репродуктивное усвоение.
14 - 17 Оценивается знание структуры курса, темы, излагаемого вопроса, дополнительной литературы, способность сделать самостоятельные выводы, умение выделить главное, комментировать излагаемый материал. Возможны несущественные проблемы в усвоении некоторых вопросов.
18 - 20 Оценивается ответ, в котором показано знание структуры курса, темы, излагаемого вопроса, знание дополнительной литературы, прочное усвоение материала, а также способность к его творческой, самостоятельной оценке.

По результатам выставляются следующие оценки:

Баллы Экзамен
менее 55 «неудовлетворительно»
55-69 «удовлетворительно»
70-84 «хорошо»
85-100 «отлично»

Наши рекомендации