Фермер, производитель с/х продукции 4 страница

Применение каждого из них при описании действия соци- ально-экономических организационных систем означает при- нятие гипотезы о том, что организация или какая-либо ее часть будут в дальнейшем развиваться в соответствии с зако- нами, устанавливаемыми выбранным математическим аппара- том.

В частности, мы можем предположить, т.е. принять гипоте- зу, что цена на товар на анализируемом секторе рынка будет расти в соответствии с линейным законом.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Отметим, что в действительности принятая гипотеза может не оправдаться. Одним из основных свойств гипотезы являет- ся возможность ее проверки. В случае гипотезы

об изменении цен мы сможем в дальнейшем убедиться, соот- ветствует ли реальная цена расчетной цене или нет. Поэтому заключительный этап оценки научной ценности гипотезы предусматривает проверку ее соответствия реальности.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Конечно, точное совпадение реальной и расчетной цены - большая редкость, но если это отличие достаточно велико, значит, наше предположение было неверно. Следует вырабо- тать новую гипотезу и исследования заново. Как бу-

дет показано далее, при обнаружении заметного расхождения реальности и гипотетического предположения необходимо провести процедуру оперативной коррекции решения.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Выбор правильного набора гипотез является решающим фактором, определяющим успех процедур анализа. Некор- ректные исходные предположения приводят к неверным вы- водам о поведении организационных систем. Их использова- ние может привести к непредсказуемым последствиям, ре- зультате чего цель, на которую направлено решение, не будет достигнута.

В общем случае определение степени влияния каждого из выявленных факторов на процесс анализа представляет значи- тельную сложность. Для решения этой задачи в полном объе- ме целесообразно использовать различные методы факторного анализа. Так как влияние многих факторов на работу органи- зации можно охарактеризовать только на качественном уров- не, то для ранжирования факторов по интенсивности их влия- ния на процесс принятия и реализации решения целесообразно использовать методы экспертных оценок.

В наиболее простых случаях оценка влияния осуществля- ется менеджером с использованием личного опыта, на основе анализа тенденций развития исследуемых факторов. Процесс анализа предусматривает также составление описания воз- можных путей достижения поставленной цели. Наиболее удобным способом реализации этого этапа является построе- ние дерева альтернативных путей достижения цели организа-

ции, облегчающее в дальнейшем процедуру синтеза организа- ционной системы.

При реализации процедур синтеза задача менеджера за- ключается в нахождении наиболее оптимального пути дости- жения поставленной цели с позиций уменьшения расхода ма- териальных и интеллектуальных ресурсов организации. При этом следует иметь в виду, что важнейшим фактором, опреде- ляющим эффективность процедур анализа и синтеза, является время достижения поставленной цели.

На практике процесс управления организацией в рамках закона единства анализа и синтеза реализуется в виде суммар- ного воздействия отдельных управленческих решений, при- нимаемых по результатам проведенных исследований в отно- шении как отдельных ее звеньев и элементов (процедура ана- лиза), так и организации в целом (процедуры синтеза). В условиях рыночной экономики и острой конкурентной борьбы сотрудники организации, принимающие самостоятельные управленческие решения, должны стремиться к принятию ре- шений на основе комплексного учета влияния всех объектов и факторов на эффективность принимаемых решений.

В ходе реализации методик принятия решений, основан- ных на использовании процессов анализа и синтеза, оценка эффективности и выбор наиболее оптимального решения осуществляется с точки зрения не только объекта, в отноше- нии которого принимается решение, но и интересов организа- ции в целом. Из этого следует, что результирующее воздейст- вие системы управления организацией обеспечивает выбор оптимального пути достижения цели, стоящей перед органи- зацией в целом, что соответствует оптимизации действия ор- ганизационной системы.

Подводя итог, отметим, что закон единства анализа и син- теза организационных систем предусматривает использование исследовательского метода, состоящего в том, что объект ис- следования, рассматриваемый как система мысленно или ре- ально разбивается на составные элементы (подсистемы, зве-

Специфические законы способствуют установлению ус- тойчивых количественных и качественных соотношений меж- ду управляющей и управляемой частями системы. Они явля- ются составной частью теории организации и Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru правила организации управленческого труда, в числе которых:

• планирование:

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
стратегическое,

— тактическое,

— оперативное.

• координация деятельности всех звеньев организации;

• стабильность и регламентация трудового процесса;

• гибкость построения системы управления;

• адаптация работников к информационной среде управле- ния;

• кооперация управленческого труда;

• горизонтальная интеграция процессов управления.

Их формулировка и конкретная реализация во многом за- висят от специфики организации и от целей, стоящих перед организацией.

Ссылаясь на учебное пособие Э.А. Смирнова «Основы тео- рии организации», приведем в качестве примера некоторые специфические законы, отражающие принципы организации управленческого труда.

Закон своеобразия; для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая структура производства и управления.

Закон социальной гармонии: в каждой организации разви- тие социальной сферы увеличивает производительность труда сотрудников благодаря повышению их эмоционального уров- ня и активизации трудовой деятельности.

Закон социальной загрузки: для каждого человека сущест- вует оптимальный объем загрузки работой, при котором в полной мере раскрываются его способности и возможности.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
признаки, свойства, отношения и т.п.). Такой подход обеспечивает возможность изучения каждого элемента в от- дельности с целью выявления их роли и места в системе.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
элементы, изученные в процессе

подвергаются синтезу, что позволяет на новом уровне знания продолжить и углубить исследование системы путем анализа ее нового состояния. Таким образом, в рамках закона единства анализа и синтеза реализуется непрерывный цикл совершен- ствования системы управления организацией и корректировка ее организационной структуры.

4.8. Специфические законы социальной организации

Новые информационные технологии, сетевые коммуника- ции и автоматизация управленческого труда способствуют усилению позитивного действия объективных законов органи- зации и совершенствованию принципов управления. Следует иметь в виду, что кроме рассмотренных выше основопола- гающих законов, обеспечивающих эффективное функциони- рование социальных организаций с учетом условий внешней и внутренней среды, не менее существенное влияние на их дея- тельность оказывают также специфические законы, опреде- ляющие управленческую деятельность внутри организации. Специфические законы отражают:

• неразрывную связь всех звеньев организации;

• пропорциональность производства и управления;

• переход от администрирования к стратегическому плани- рованию;

• упреждающее управление;

• воздействие технологических новаций на развитие соци- ально-экономических организационных систем;

• требования экономии времени и интеллектуального ре-

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
сурса организации и т.д.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
эффективного восприятия и запоминания Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru процессы восприятия и запоминания информации реа- наиболее эффективно, если они приближаются к

процессу мышления.

Закон эффективного осмысления: эффективное осмысле- ние нового возможно только при наличии у человека большо- го объема знаний или информации по данной тематике.

Закон установки: любой человек воспринимает наиболее полно ту информацию, на которую он настроился и к которой приготовился.

Закон устойчивости информации: первая информация окаком-либо событии является более устойчивой, чем повтор- ная информация о том же событии.

Закон доходчивости информации: доходчивость сообще- ния выше при одновременном использовании нескольких форм подачи одной и той же информации.

Из законов организации вытекают принципы оптимизации функционирования системы управления и повышения эффек- тивности деятельности людей в организации. Изучая законы и принципы организации, следует помнить, что они будут эф- фективно работать только в том случае, если руководитель сможет найти их разумное сочетание, выделить главный (на текущий момент) закон и подчинить ему все другие законы ипринципы организации управленческого труда, обеспечиваю- щие достижение глобальной цели организации.

Контрольные вопросы к теме

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
В чем особенности социальных законов?

2. Назовите основополагающие законы, Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru функционирование социальных организаций.

3. Сформулируйте закон синергии.

4. Каковы показатели созидательной синергии в организа- ции?

5. Приведите конкретные примеры действия закона синер- гии.

6. В чем суть закона самосохранения организации?

7. Какие факторы способствуют выживанию организации?

8. Охарактеризуйте внешнюю и внутреннюю среду органи- зации.

9. Как формулируется закон развития деловых организа- ций?

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
На какие принципы опирается закон развития?

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Приведите пример жизненного цикла организации и прокомментируйте его.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Назовите базовые стратегии развития организаций в со- временных условиях Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Сформулируйте закон композиции и пропорционально-

сти.

14. Как проявляется в современных условиях закон компо- зиции и пропорциональности?

15. Чем определяется стремление организаций к объедине- нию?

16. В чем суть закона информированности и упорядочен- ности?

17. Какие показатели определяют информационный ресурс организации?

18. Охарактеризуйте информационный обмен известной

Вам организации с окружающей средой.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru

19. Какие коммуникации внутри организации Вам извест- ны?

20. Что Вы знаете о современных информационных техно- логиях?

21. Что такое электронная коммерция?

22. Чем определяется информационный порядок в органи- зации?

23. Что Вы знаете о законе единства анализа и синтеза?

24. Как специфические законы помогают повысить эффек- тивность управленческого труда?

25. Что необходимо для получения максимальной отдачи от использования законов и принципов организации?

Предлагаем Вам ответить на вопросы психологического теста, заимствованного из учебного пособия Э.А. Смирнова

«Основы теории организации». Тест поможет Вам определить свое отношение к организационным наукам и к закономерно- стям развития организаций.

Тест

1. В управленческой деятельности Вы чаще используете:

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Справочники, учебники, монографии, научные статьи. Б. Советы авторитетных Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Свой опыт.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru 2. Планируя свой Вы:

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Рассчитываете на горящие путевки.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Б. Заранее готовитесь, заказываете билеты и путевки. Подаете заявление на профсоюзную путевку.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
3. Ваше занятие во время отдыха:

А. Шахматы.

Б. Пешие прогулки.

В. Чтение детективной литературы.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
4. По складу ума Вас больше влечет

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Философии. Б. Искусству. Математике.

5. Вы прогнозируете свою деятельность на :

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
5 и более лет. Б. На 1-2 года.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Не прогнозируете, а решаете проблемы по мере их воз- никновения.

6. Ваши знания совершенствуются преимущественно засчет:

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Личного опыта.

Б. Опыта лиц, занимающихся аналогичной деятельно- стью.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Изучения теории и систематизации эмпирики.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru 7. которымВыруководите:

А. Поддерживает все Ваши действия.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Б. Относится к Вашим действиям с позитивной критикой. Не признает Вас как лидера.

8. При работе с подчиненными Вы в первую очередь учи-тываете:

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Квалификацию и профессиональный уровень персона-

ла.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Б. Потребности и интересы работника. Важность поручения.

9.Выпредпочитаете:

А. Ритмичную работу.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Б. Стоп — работу (типа работы пожарных). В. Аккордную.

10. Обсуждение в рабочее время непроизводственных во-просов:

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Недопустимо.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Б. Является нормальным. Полезно.

11. При принятии решения по типовым задачам Вы:

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Соберете совещание.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Б. Пригласите на консультацию 1-2 специалистов. Сами примете решение.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
12. При решения по неординарным за- дачам

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Соберете совещание.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Б. Пригласите на консультацию специалистов. Сами примете решение.

13. Вы предпочитаете использовать методы управления:'

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Экономические.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Б. Социально-психологические. Административно-командные.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
14. В своейработе предпочтете:

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
функции, структуры управ-

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru

Б. Проводить эксперименты для нахождения наилучшего варианта.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Критиковать сложившуюся практику управления орга-

низациями.

15. Законы организации для Вас:

А. Выдумки ученых-теоретиков

Б. Директивные материалы для выполнения. В. Справочный материал.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru 16. Вы что выполнение законов организации происходит:

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Автоматически, независимо от руководителя. Б. По воле руководителя.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
В процессе функционирования системы управления.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Обычно Ваш рабочий день длится:

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Свыше часов. Б. часов.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Менее 8 часов.

 
А
Б
В

Сумма очков не больше 27: Вы пока еще не готовы стать руководителем. Вам необходимо повысить свой профессио- нальный уровень и внимательно изучить законы, регламенти- рующие функционирование организации.

Фермер, производитель с/х продукции 4 страница - student2.ru  
Набрано от до 40 очков: Вы — начинающий руководи- тель, которому необходимо углублять свои знания с помощью литературы и консультироваться у специалистов.

Набрано свыше 41 очков: Вы профессионал, однако не обольщайтесь этим и продолжайте повышать свою квалифи- кацию.


Наши рекомендации