Система органов ценообразования и их функции

Исследуя историю организации органов ценообразования, мы можем назвать конкретную дату их образования в нашей стране. 21 ноября 1918 г. был В.И. Лениным подписан декрет "Об организации снабжения", согласно которому в системе ВСНХ был образован отдел цен. На начальном этапе в его функции входило установление цен на продукцию национализированных предприятий, обоснование и расчеты закупочных цен на продукцию сельского хозяйства, координацию работы по ценообразованию различных наркоматов и ведомств. Отделы цен в дальнейшем возникли во всех наиболее крупных наркоматах: Наркомпроде, Потребсоюзе, Наркомвнешторге, Наркомтяжпроме и др. Работа эта оказалась столь значительной, что в 1921 г. был образован специальный Комитет Цен при Наркомфине РСФСР, который состоял из представителей всех ведущих ведомств, включая ВЦСПС, ЦСУ, ВСНХ, Совет Труда и Обороны. Однако в 1922 г. органы ценообразования были выведены из Наркомфина, было образовано Бюро цен при ВСНХ, на которое была в основном возложена работа по созданию методологии цен планового хозяйства, координирование всей работы по ценообразованию. Большой заслугой Бюро цен была разработка единой методологии ценообразования, основанной на теории общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ). Именно эта теория вошла в основу концепции "усредненной стоимости" как основной базовой концепции планового ценообразования. Бюро цен выполнило огромную работу при проведении реформы цен 1926/1927 гг. и принятии единых цен на 1 июля 1927 г. Денежная реформа, генеральный пересмотр цен позволили в достаточно сжатые сроки ликвидировать инфляцию, поставить экономику на управляемые пути развития.

Дальнейшее развитие органов ценообразования шло по пути все большей централизации, усиления директивности руководства. В 1931 г. органы ценообразования были переданы в ведение Совета Труда и Обороны, а в 1937 г. вопросами ценообразования ведал Экономсовет при СНК СССР. С 1947 г. при Совете Министров СССР была образована Комиссия зарплаты и цен, на которую были в основном возложены контрольные функции. Практическими вопросами установления оптовых цен занимался Госплан СССР, а розничных - Минторг СССР.

В 1958 г. эти функции перешли в ведение Комиссии Президиума Совета Министров, которая занималась в основном координацией работы по ценам различных министерств и ведомств и осуществляла функции контроля. Функции по установлению цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий союзного значения были возложены на Госплан СССР, а республиканского значения - на Советы Министров союзных республик, возникшие тогда совнархозы, различные министерства и ведомства. Коренное изменение в организации органов ценообразования было проведено в 1965 г., когда была создана единая система органов ценообразования на всех уровнях во главе с Государственным комитетом по ценам при Госплане СССР. Молодой орган провел уже в 1965 и 1966 гг. Генеральную реформу цен, была резко изменена методика ценообразования, стала успешно решаться задача обеспечения единой политики цен в стране.

В 1969 г. ценообразование стало отдельной, самостоятельной отраслью государственного управления и было выведено из состава Госплана, появился Государственный комитет цен при Совете Министров СССР, с 1979 г. - Госкомцен. На местах при Советах Министров союзных республик, обл-крайисполкомах, городских и районных исполкомах также появились органы, отделы или группы по ценообразованию, функции которых сводились к утверждению цен на новую продукцию и изменению уже существующих цен, контролю за правильностью и единообразием использования цен.

Как самостоятельный орган Государственный комитет СССР по ценам при Совете Министров СССР просуществовал до 1991 г., когда в результате перехода на реальные рыночные отношения он вместе с другими центральными органами: Госпланом, Госснабом, комитетом по материально-техническим ресурсам и др. был ликвидирован. Вместо него в Министерстве экономики был образован Комитет по политике цен, а в субъектах федераций комитеты цен при департаментах финансов, в муниципальных образованиях - отделы цен при управлениях финансов. Произошла смена функций этих органов, так как жесткий директивный подход был снят, в огромной степени сократилось число товаров и услуг, цены и тарифы на которые утверждаются государством и его органами на местах. На смену директивности пришло регулирование цен, т.е. установление правил, по которым должны устанавливаться или изменяться цены.

В ведении Комитета остались следующие функции: а) разработка проектов цен на товары и услуги для Правительства Российской Федерации, цены и тарифы на которые устанавливаются государством. Это цены на важнейшие, стратегические виды товаров, военную технику, продукцию, идущую по межгосударственным поставкам, часть экспортных товаров; б) координирование и разработка методологии ценообразования на различные виды товаров и услуг; в) контроль за соблюдением дисциплины цен на товары и услуги общероссийского значения. Подобные же функции имеют органы ценообразования субъектов федерации и муниципальных округов. В их компетенцию входит: а) разработка проектов цен и их изменения на товары и услуги предприятий и организаций, находящихся в собственности территориальных органов; б) регулирование и установление цен на товары и услуги населению, по которым выплачиваются дотации из бюджета территории; в) контроль за соблюдением дисциплины цен на данной территории; г) регистрация свободных цен и анализ правильности их расчета.

Кроме государственных организаций, осуществляющих общую политику цен, существует еще несколько органов, которые контролируют отдельные стороны ценообразования, входящие в компетенцию правительства. Так, созданная система органов по антимонопольной политике контролирует цены по предприятиям и организациям, подпадающим под антимонопольное законодательство. Созданы специальные органы, контролирующие цены на товары и услуги естественных монополий*.

Централизованное руководство процессами ценообразования осуществляют министерства и ведомства, чьи товары и услуги носят общероссийский характер. Так, Министерство путей сообщения разрабатывает единые тарифы на грузовые и пассажирские перевозки для всей сети железнодорожных путей, включенных в постоянную эксплуатацию. То же касается Министерства связи, автотранспорта и ряда других, оказывающих услуги по всей территории страны.

Прейскуранты цен

Под прейскурантом цен понимается перечень (указатель), который служит необходимой базой для их расчета и описанием условий их применения. С введением свободных цен большинство прейскурантов утратили свою значимость, однако очень большое количество предприятий и организаций продолжают ими пользоваться не для определения уровня цен, а для соблюдения условий их применения, т.е. высокая степень детализации принципов, методов разработки и применения цен оказалась и в рыночных условиях крайне необходимой. Более того, нередки случаи, когда для формирования нижнего предела новой цены используют цену в прейскуранте, умноженную на коэффициент инфляции или удорожания товара или услуги. По продукции или услугам отраслей, где существует централизованное руководство (МПС, Минсвязь, Минавтотранс и др.), прейскуранты применяются в полном объеме, обновляясь примерно каждые три-пять лет.

В настоящее время экономисты предприятий и организаций из прейскурантов пользуются следующей информацией: а) перечнем для каждого вида продукции или услуг технико-экономических параметров, которые принимаются при разработке цен на новые виды изделий; б) методами расчета ("франко") и включения транспортно-заготовительных расходов; в) базой и методами распределения комплексных расходов; г) номенклатурой грузов с указанием коэффициентов их дифференциации (для грузовых перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом), д) перечнем зональных коэффициентов; е) системой показателей качества, обуславливающей систему надбавок и скидок; ж) параметрическим рядом коэффициентов, с помощью которых производится расчет цен на товары, отличающиеся количественными признаками. Например, тарифы по грузовым автомобильным перевозкам дифференцируются в зависимости от грузоподъемности машины от 1, при грузоподъемности 0,5 т, до 2,82 при грузоподъемности 5-7 т включительно.

Прейскуранты цен очень важны, так как определяют способы расчета дополнительных услуг, связанных с реализацией продукции, пени и дополнительных выплат, когда происходит отступление от нормальных условий доставки и реализации продукции. В них же содержатся материалы об органах ценообразования, регистрирующих цены, составе документации, которую туда необходимо предоставлять. Сейчас прейскуранты не содержат самого уровня цен, тем более, что большинство их совершенно свободно и место государственных прейскурантов, как и во всех странах с развитыми рыночными отношениями, стали занимать различные справочники по ценам и тарифам, выпускаемые специальными фирмами или агент-ствами. В частности широко сейчас известен справочник "Цены и тарифы на товары населению", который дает представление об уровне цен и может служить ориентиром для выбора товара в зависимости от цен, определения уровня цены, если фирма вступает на рынок с какими-либо товарами.

Наши рекомендации