ЕР 3301 ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 3 кредита
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
по дисциплине EР 3301 «Экономика предприятия»____
код и наименование дисциплины
для специальности 5В050900–«Финансы», 5В050800 - «Учет и аудит»
(шифр, наименование специальности)
Всего 3 кредита
Курс 2, 3
Семестр 3, 5
Лекций 30 часов
Практических 15 часов
Всего аудиторных 45 часов
СРСП 45 часов
СРС 45 часов,
Всего часов СР 90
Общая трудоемкость 135 часов
Количество рубежных контролей (РК) 2
Экзамен 3,5 семестр
Астана 2016 г.
Рассмотрено на заседании Одобрено на Совете факультета кафедры___________________________ ___________________________________
(наименование ) (наименование)
«___»_________________________20__г. «___»_____________________20__г.
Протокол №___ Протокол №___
Зав. кафедрой_______________________ Председатель Совета факультета
(наименование ) _______________________________
(наименование)
______ ____________________ _______ _________________
(подпись) (Ф.И.О. зав. кафедрой) (подпись) (Ф.И.О. председателя)
Разработала: Юсупова Салтанат Абаевна, к.э.н., доцент кафедры «Экономика»
СОДЕРЖАНИЕ
Типовая учебная программа дисциплины | ||
Рабочая учебная программа дисциплины | ||
Программа обучения по дисциплине (силлабус) для студента | ||
График выполнения и сдачи заданий по дисциплине | ||
Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины | ||
Лекционный комплекс | ||
Планы семинарских (практических) занятий | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины | ||
Методические рекомендации и указания по типовым расчетам, выполнению расчетно-графических, лабораторных работ, курсовых проектов (работ) | ||
Материалы для самостоятельной работы обучающегося | ||
Методические указания по прохождению учебной, производственной, преддипломной практик, формы отчетной документации | ||
Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся (тестовые задания, перечень вопросов для самоподготовки, экзаменационные билеты и др.) | ||
Программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий | ||
Перечень специализированных аудиторий, кабинетов и лабораторий |
ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ЕР 3301 ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 3 кредита
1. РАЗРАБОТАНА и ВНЕСЕНАКазахским экономическим
университетом имени Т.Рыскулова
2. РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Дауылбаев К.Б.- д.э.н., профессор университета им. Д.Кунаева;
Саткалиева Т.С.- д.э.н, профессор, зав. кафедрой «Менеджмент» КазЭУ им.Т.Рыскулова;
Мустафа А.- главный экономист ТОО «Симург».
3. УТВЕРЖДЕНАпротокольным решением заседания
РУМС высшего и послевузовского образования от 22 октября
2014 года и ВВЕДЕНАв действие департаментом высшего,
послевузовского образования и международного сотрудничества
МОН РК 03 ноября 2014 года. №03-3/529.
4. Типовая учебная программа разработана в соответствии с
типовым учебным планом по специальности «5В050900 - Финансы»
Настоящая типовая программа не может быть тиражирована и распространена без разрешения Министерства образования и науки Республики Казахстан
Предприятие является основным первичным звеном экономики, и знание основ экономики предприятия - непременное условие подготовки квалифицированных специалистов.
Цель изучения дисциплины:
Выработка у студентов экономического мышления на основе изучения экономического механизма функционирования предприятия в условиях рыночного типа хозяйствования.
В соответствии с ней выдвигаются следующие основные задачи:
• ознакомиться с сущностью предприятия как объекта хозяйствования, его местом и ролью в системе национальной экономики; охарактеризовать предприятие как агента рыночной экономики;
• рассмотреть ресурсную базу предприятия и эффективность использования различных ресурсов;
• изучить хозяйственный механизм функционирования предприятия и финансовые результаты его деятельности.
Пререквизиты дисциплины:
Студент должен иметь знания по таким дисциплинам как «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика».
Постреквизиты дисциплины:
После успешного освоения дисциплины «Экономика предприятия» возможно изучение следующих дисциплин: «Организация производства», «Предпринимательство» и прочих дисциплин, направленных на изучение различных сторон деятельности предприятия.
Компетенции дисциплины:
Изучение данного курса дает возможность вооружить студентов знаниями рыночного механизма функционирования предприятия в сложившейся правовой, экономической, финансовой и административной среде с учетом дальнейшей модернизации и диверсификации экономики Казахстана.
После изучения данного курса студент должен:
иметь представление:
• об экономических явлениях и процессах, происходящих на предприятии, их взаимосвязи и взаимозависимости;
• о влиянии различных факторов и возможности выполнения расчетов, связанных с использованием различных ресурсов предприятия;
• о наличии резервов повышения эффективности производства;
знать:
• сущность предприятия как объекта хозяйствования, агента рыночной экономики, его место и роль в системе национальной экономики с учетом государственного регулирования рыночных отношений;
• ресурсную базу предприятия и эффективность использования различных ресурсов;
• хозяйственный механизм функционирования предприятия;
• финансовые результаты деятельности предприятия;
уметь:
• применять полученные знания для построения эффективной системы расчетов и анализа предприятия, и обладать компетенцией, необходимой для выработки аргументов, обоснования путей решения проблем, возникающих в процессе функционирования предприятия;
• демонстрировать знания и понимание в области экономики функционирования производственного предприятия, в том числе особенности организации деятельности на казахстанских предприятиях;
• осуществлять сбор и интерпретацию научно-практической, статистической информации для выработки суждений практического и научно-теоретического характера;
• четко и ясно сообщать свои выводы и знания и их обоснование специалистам и неспециалистам;
иметь навыки:
• связанные с овладением методикой экономических расчетов для анализа и принятия хозяйственных и управленческих решений как исполнительского, так и управленческого характера;
• необходимые для дальнейшей творческой, активной профессиональной деятельности в качестве экономиста предприятия, для продолжения образования с более высокой долей самостоятельности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Предприятие как объект хозяйствования, основное звено
экономической системы.
Тема 2. Основной капитал предприятия
Тема 3. Оборотный капитал предприятия
Тема 4. Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы
Тема 5. Трудовые ресурсы предприятия
Тема 6. Оплата труда на предприятии
Тема 7. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия
Тема 8. Издержки производства и реализации продукции
Тема 9. Маркетинговая и производственная деятельность предприятия
Тема 10. Обеспечение конкурентоспособности предприятия
Тема 11. Финансы предприятия
Тема 12. Финансовые результаты деятельности предприятия
Тема 13. Экономическая эффективность деятельности предприятия
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Осуществляемые в Республике Казахстан экономические реформы существенно изменили правовое, финансово-экономическое и социальное положение основного звена экономики - предприятия, его статус в системе хозяйственного и гражданского оборота. В условиях рыночной экономики вместо доминировавших ранее во всех отраслях народного хозяйства предприятий, основанных на государственной (общенародной) собственности, возникли и функционируют миллионы предприятий, базирующихся либо на праве хозяйственного ведения и оперативного управления государственного имущества, либо на частной собственности на средства производства. Устойчиво работающие рыночные механизмы поставили предприятия в принципиально новые отношения с государством (бюджетом), с хозяйствующими партнерами, конкурентами и наемными работниками. Наряду с предоставленными экономическими свободами в осуществлении деятельности предприятия устанавливаются и новые экономико-правовые регуляторы. Знание механизма действия этих регуляторов крайне необходимо не только руководителям предприятий, но всем работникам.
В современных условиях становления рыночных отношений в Республике Казахстан стабилизация и повышение эффективности работы предприятий всех отраслей экономики становится главной задачей экономической работы. В связи с этим количественная характеристика деятельности предприятия, методы определения затрат и эффективности производства должны стать основным содержанием деятельности менеджера и экономиста, работающего на разных уровнях управления экономикой. В процессе подготовки экономических кадров особенно необходимо обучать студентов методам качественного и количественного анализа использования основного и оборотного капитала, организации труда персонала на предприятии и его оплаты, методам оценки экономической эффективности предприятия и его инвестиционной и инновационной деятельности с учетом использования зарубежных методик, методам учета затрат на производство продукции и калькулирования.
«Экономика предприятия» является самостоятельной экономической дисциплиной, предметом изучения которой является деятельность предприятия, процесс разработки и принятия хозяйственных решений.
Методологической основой дисциплины «Экономика предприятия» является диалектический метод. Различные аспекты производственно-хозяйственной деятельности предприятия анализируются во взаимосвязи и развитии. На основе диалектического метода при преподавании «Экономики предприятия» широко используются частные методы познания. К их числу относятся методы экономического анализа и синтеза, балансовый, системного подхода, различные вероятностные и прогностические методы, экономико-математические и другие.