Теория потребительского поведения

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

РЫНОК И ЕГО ЗАКОНЫ

Формула товарно-денежного обращения: теория потребительского поведения - student2.ru

где Т1 – товар, который продаётся, например зерно;

Д – деньги как посредник обмена;

Т2 – товар, который приобретается, например овощи.

Формулы К. Маркса, характеризующие за­ко­н де­неж­но­го об­ра­ще­ния:

теория потребительского поведения - student2.ru

где M – ко­ли­че­ст­во де­нег, не­об­хо­ди­мое для об­ра­ще­ния в данном году;

P – средний уро­вень цен в данном году;

Q – объ­ём ре­а­ли­зу­е­мых то­ва­ров и услуг в данном году;

V – среднее число обо­ро­та од­но­имен­ных де­неж­ных еди­ниц;

К – товары, отданные в кредит в данном году;

П – кредитные платежи, по которым наступил срок в данном году;

В – расчёты, которые взаимно погашаются.

Урав­не­ние об­ме­на И. Фишера:

теория потребительского поведения - student2.ru

где P – средний уро­вень цен в данном году;

Q – объ­ём ре­а­ли­зу­е­мых то­ва­ров и услуг (объ­ём ВВП);

M – ко­ли­че­ст­во де­нег, не­об­хо­ди­мое для об­ра­ще­ния в данном году;

V – ско­рость обо­ро­та од­но­имен­ных де­неж­ных еди­ниц.

Аналитическая функция рыночного спроса на данный товар:

QD = f (P, P S1, …, P Sn, P C1, ..., P Cm, Z, L, Y, Е, V),

где QD – величина (Q) спроса (D) на данный товар;

P – цена данного товара;

PS1, …, PSn – цены (P) на взаимозаменяемые товары (S1, …, Sn);

PC1, ..., PCm – цены (P) на взаимодополняемые товары (C1, ..., Cm);

Z – потребительские вкусы и предпочтения по­ку­па­те­лей;

L – чис­ло по­ку­па­те­лей данного товара;

Y – доходы покупателей данного товара;

Е – ожидания покупателей изменения цен, доходов и пр.;

V – степень послепродажного сервиса данного товара.

Функция зависимости объёма спроса (QD) от цены данного товара (P):

теория потребительского поведения - student2.ru

Функция зависимости цены товара (PD) от объёма спроса на него (Q):

PD = теория потребительского поведения - student2.ru (Q).

Аналитическая функция предложения на рынке данного товара (QS):

QS = f (P, P S1, …, P Sn, P C1, ..., P Cm, C, V, T, Е, L, N),

где QS – величина (Q) предложения (S) на рынке данного товара;

P – цена данного товара;

PS1,…, PSn – цены (P) на товары-субституты (S1,…, Sn);

PC1, …, PCm – цены (P) на комплементарные товары (C1, …, Cm);

C – издержки производства данного товара;

V – дотации производителю данного товара;

T – налоги на производителя данного товара;

E – ожидания (прогнозы) продавцов изменения спроса, цен и пр.;

L – число продавцов данного товара на рынке;

N – внешние (природные) условия производства данного товара.

Функция зависимости объёма предложения товара (QS) от его цены (P):

QS = f (P).

Функция зависимости цены продаваемого товара (PS) от его объёма (Q):

PS = g (Q).

Коэффициент эластичности спроса на данный товар по его цене (Еdp):

теория потребительского поведения - student2.ru

где ∆QD – процентное изменение величины спроса на данный товар;

∆Р – процентное изменение цены данного товара;

Q – объём спроса на товар в прошлом (Q1) и в текущем (Q2) периоде;

Р – цена товара в прошлом периоде (Р1) и в текущем периоде (Р2).

Коэффициент перекрёстной эластичности спроса по цене (E):

теория потребительского поведения - student2.ru

где ∆QDx – процентное изменение объёма спроса на один товар (маргарин);

∆Ру – процентное изменение цены другого товара (сливочное масло).

Коэффициент эластичности спроса по доходам покупателей (Еdi):

теория потребительского поведения - student2.ru

где ∆QD (%) – процентное изменение спроса на данный товар;

Q – объём спроса на товар в прошлом (Q1) и в текущем периоде (Q2);

∆I (%) – процентное изменение дохода покупателей этого товара;

I – доходы покупателей в прошлом (I1) и в текущем периоде (I2).

Коэффициент эластичности предложения по цене (Еsр):

теория потребительского поведения - student2.ru

где ∆QS – процентное изменение величины предложения товара;

∆Р – процентное изменение цены данного товара.

Коэффициент перекрёстной эластичности предложения по цене (Еху):

теория потребительского поведения - student2.ru

где ∆QSх – процентное изменение величины предложения одного товара (картофель);

∆Pу – процентное изменение цены другого товара (лён).

Коэффициент эластичности предложения по доходу (Еsi):

теория потребительского поведения - student2.ru

где ∆QS – процентное изменение объёма предложения на рынке товара;

∆I – процентное изменение дохода производителей данного товара.

Коэффициент точечной эластичности (Еточ.), который используется тогда, когда задана функция спроса или предложения и исходный уровень цены и объёмы спроса или предложения данного товара. Этот коэффициент характеризует относительное изменение объёма спроса или предложения при бесконечно малом изменении цены (или какого-либо другого параметра):

теория потребительского поведения - student2.ru

где Q¢(Р) – производная функции спроса или предложения по цене;

Р – рыночная цена данного товара;

Q(Р) – величина спроса или предложения при данной цене.

Коэффициент дуговой эластичности (Едуг.), который применяется при измерении эластичности между двумя точками на кривой спроса или предложения и предполагает знание первоначальных и последующих уровней цен соответствующих товаров и объёмов их продаж или покупок:

теория потребительского поведения - student2.ru

где Q1 – первоначальный объём продаваемых или покупаемых товаров;

Q2 – новый объём продаваемых или покупаемых товаров;

Р1– начальная цена данного товара;

Р2 – новая цена данного товара.

Коэффициент дуговой эластичности спроса по цене (Еdрдуг):

теория потребительского поведения - student2.ru

где Q – объём спроса в прошлом периоде (Q0) и в текущем периоде (Q1);

Р – уровень цен в прошлом периоде (Р0) и в текущем периоде (Р1).

ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Функ­ция общей полезности потребителя (TU):

теория потребительского поведения - student2.ru

где Q – объёмы потребления соответствующих благ (а, b, …, n).

Формула измерения предельной полезности конкретного блага (MU):

теория потребительского поведения - student2.ru

где DTU – изменение общей полезности данного блага в ютилях;

DQ – еди­нич­ное при­ра­ще­ние ко­ли­че­ст­ва потребления данного блага.

Формула, выражающая условия потребительского равновесия (TCB):

теория потребительского поведения - student2.ru

где MU – предельная полезность конкретных товаров (1, 2,…n) в отдельности, например сыра, колбасы, сливочного масла и др.;

P – цена каждого из этих товаров (1, 2,…n) в отдельности.

Формула, выражающая предельную норму замещения одного блага другим (MRSху) путём сопоставления изменения объёмов их потребления:

теория потребительского поведения - student2.ru

где DQх – изменение в потреблении одного товара (колбаса);

DQу – изменение в потреблении другого товара (сыр).

Формула, выражающая предельную норму замещения одного блага другим (MRSху) путём сопоставления их предельных полезностей:

теория потребительского поведения - student2.ru

где MUх – предельная полезность одного блага (колбаса);

MUу – предельная полезность другого блага (сыр).

Формула, выражающая предельную норму замещения одного блага другим (MRSху) путём сопоставления их цен:

теория потребительского поведения - student2.ru

где Pу и Pх – цены покупаемых товаров у и х (колбаса и сыр).

Формула бюджетного ограничения потребителя:

теория потребительского поведения - student2.ru

где Pх и Pу – цены покупаемых товаров х и у (колбаса и сыр);

Qх и Qу – количество покупаемых товаров х и у (колбаса и сыр);

I – денежный доход потребителя.

Формула определения наклона кривой Энгеля (КЭ):

теория потребительского поведения - student2.ru

где DI – изменения дохо­дов покупателя;

DQ – изменения объёма покупок конкретного блага.

Наши рекомендации