ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. Институт профсоюзного движения
Институт профсоюзного движения
Кафедра профсоюзного движения
Т.Л. Фролова, Е.С. Садовая, С.Н. Татарникова
РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИНЦИПАХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
(Для подготовки специалистов по направлению)
Москва-2011 г.
Фролова Т.Л., Садовая Е.С., Татарникова С.Н. Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства: учебно-методический комплекс / Садовая Е.С., Татарникова С.Н. – М.: Издательский дом «АТиСО», 2011. – с.
В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства» (в соответствии с требованиями Государственного стандарта по подготовке специалистов), представлены программа, учебный план, структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий, планы семинарских занятий, методические рекомендации к работе над изучением дисциплины, литература по дисциплине, вопросы для самоконтроля и зачета.
Учебно-методический комплекс предназначен для подготовки специалистов.
Рецензент: д.п.н., профессор Барис В.В.
Утверждено Ученым советом АТиСО
© Академия труда и
социальных
отношений, 2011
© Фролова Т.Л.,2011
© Садовая Е.С., 2011
© Татарникова С.Н.,2011
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения дисциплины «Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства» в Академии труда и социальных отношений определяется тем, что система социального партнерства занимает важное место в ряду регуляторов социально-трудовых отношений в современном обществе. Включение в Трудовой Кодекс Российской Федерации раздела II «Социальное партнерство в сфере труда» означает, что отныне социальное партнерство является важным элементом государственной политики в сфере труда.
Концепция регулирования социально-трудовых отношений, реализующаяся в Российской Федерации, наиболее адекватно соответствующая условиям рыночного хозяйства и политических свобод, предполагает передачу значительной части полномочий в сфере регулирования социально-трудовых отношений от государства непосредственно сторонам этих отношений – работодателям и наемным работникам - и усиление роли именно коллективно-договорных механизмов регулирования социально-трудовых отношений. Договорное регулирование социально-трудовых отношений обеспечивается договорным процессом.
Представляя собой систему институтов и механизмов коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, социальное партнерство является одним из важнейших инструментов реализации социальной политики государства.
Цель изучения дисциплины «Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства» - сформировать у студентов понимание роли и места социального партнерства как регулятора социально-трудовых отношений на федеральном, межрегиональном, отраслевом, региональном, территориальном, локальном уровнях.
Основные задачи курса – дать обучающимся представление об исторических предпосылках возникновения социального партнерства, его теоретических основах, ознакомить их с особенностями становления и функционирования системы социального партнерства в развитых странах и в Российской Федерации, дать представления о международном и национальном законодательстве, регламентирующем данную сферу.
В процессе изучения дисциплины предполагается, что студенты будут значительное время уделять самостоятельной работе, в том числе, анализу практики ведения коллективных переговоров и содержанию заключаемых соглашений и коллективных договоров, с тем, чтобы студенты в дальнейшем могли на основе анализа фактического материала судить об эффективности выполнения системой социального партнерства стоящей перед ней задачи – повышения уровня социально-трудовых стандартов, обеспечения на этой основе поступательного развития общества, свободного от деструктивных конфликтов, и об условиях достижения этой цели.
Такой подход к изучению дисциплины, позволяющий сочетать усвоение теоретических знаний с анализом практики, накопленной в этой сфере в РФ, позволит студентам максимально эффективно применять полученные знания в жизни.
Данный курс тесно связан с другими дисциплинами, изучаемыми в Академии: трудовое право, основы профсоюзного движения, основы социального государства и другими.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебно-тематический план дисциплины
(распределение часов)
№ п/п | Название темы | Количество часов | |||
Всего | Лекции | Семинары | Самостоя-тельная работа | ||
1. | Введение в дисциплину. Эволюция процесса регулирования социально-трудовых отношений. | ||||
2. | Предпосылки и факторы регулирования социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства | ||||
3. | Международная практика регулирования социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства | ||||
4. | Особенности становления системы социального партнерства в Российской Федерации | ||||
5. | Субъекты социального партнерства. Профсоюзы. Объединения работодателей. Государство в системе социального партнерства | ||||
6. | Соглашения и коллективные договоры как важнейшие инструменты реализации социальной политики в трудовой сфере | ||||
7. | Технология ведения переговоров по регулированию социально-трудовых отношений | ||||
ИТОГО: |
Содержание дисциплины по темам