Цели и задачи стратегического управления инновациями
Стратегическое управление инновациями –это управление, котороевключает в себя: ситуационный анализ и прогноз влияния всего диапазона производственных и предпринимательских факторов успеха, в том числе внешних (продукты, рынки, поставщики, патенты и лицензии)
и внутренних (новые технологии, финансирование, мощности, сотрудники, технический уровень); потенциал сферы исследований и разработок; систему управления; этику и культуру предпринимательства (философия предпринимательская политика). Общие задачи стратегического управления инновациями состоят в том, чтобы ответить:
1) какими продуктами и на каких рынках должно развивать свою активность предприятие
в перспективе, учитывая ограничения со стороны внешней среды;
2) посредством каких нововведений, какими методами (программы, проекты) будут достигнуты стратегические цели;
3) в каких масштабах и из каких источников произойдет выделение ресурсов под стратегические цели;
4) в рамках каких организационных форм (традиционная линейно-штабная структура, матричная или проектная структура, СХЕ или центры руководства каждой стратегической целью) осуществляется инновационный процесс на предприятии.
Выработка инновационных стратегий на предприятии входит в прерогативу высших эшелонов управления и основана на решении следующего комплекса задач:
- разработка стратегических целей;
- оценка возможностей и ресурсов предприятия для их реализации
- анализ тенденций в маркетинговой деятельности и в научно-технической сфере
- определение инновационных стратегий
с выбором альтернатив;
- подготовка детальных оперативных планов, программ, проектов и бюджетов;
- оценка деятельности предприятия на основе определенных критериев с учетом установленных целей и планов.
Проблематика стратегического управления инновациями не ограничивается исключительно задачами достижения новых экономических и научно-технических высот.
Предприятие представляет собой живой, постоянно движущийся организм, первичную и основную клетку, которая зарождается, развивается, структурируется, переживает крах и исчезает, проходя свой органически присущий ему жизненный цикл.
На разных стадиях жизнедеятельности фирмы возникают разные «кризисные ситуации». Понятие «кризис» тесно связано с понятием «угроза существованию». Применительно к жизнедеятельности фирмы это определение отражает содержание отрицательных воздействий внутреннего и внешнего порядка, которые приводят к прекращению существования фирмы.
Стратегическая проблематика в российских условиях сегодня не столько связана с завоеванием новых рынков, сколько с инновационными задачами антикризисного менеджмента:
· санация (оздоровление) предприятия;
· инвестирование (внутреннее, иностранное);
· ликвидация предприятия (как лучше распорядится имуществом);
· продажа предприятия (кому и на каких условиях).
В инновационном плане речь идет о разработке таких стратегических мер, которые бы, например, содержали в себе проекты профилактики возможных кризисных ситуаций на основе методов их раннего обнаружения (слабые сигналы и др.).
Содержание и формы стратегического управления инновациями
Инновационная деятельность, обеспечивая необходимые организационно-технические и экономические условия для выхода предприятия на новые рубежи, по своей сущности является в рыночных условиях важной формой предпринимательства. В свою очередь рынок создает реальные возможности для развития ИТП.
Стратегический аспект инновационной деятельности в этих условиях заключается, прежде всего, в ее ориентации на запросы потребителя. Важной составной частью, общей стратегии любого предприятия является его инновационная стратегия, определяющая направленность и содержание нововведений, адекватных потребностям и изменениям внешней среды, а в конечном счете интересам потребителя (покупателя, клиента).
По своей содержательной направленности стратегическое управление инновациями носит прагматический характер. В нем на переднем плане стоят реальные факты и потенциальные возможности, которые предприятие должно учитывать, чтобы обеспечить себе успех и процветание в будущем. В то же время стратегические инновационные цели, как правило, не имеют количественной характеристики.
Они формулируются в виде деклараций об инновационных намерениях, из которых формируется предпринимательская концепция предприятия, определяются реализующие ее базовые и функциональные стратегии и разрабатывается формальная система обеспечивающих оперативных планов.
Единой для всех предприятий модели инновационной стратегии не существует, равно как и единого универсального стратегического управления инновациями. Каждое предприятие, действующее в рыночной экономике, уникально по своим характеристикам. Следовательно, и содержание стратегического управления инновационным процессом является уникальным, а его формы и методы не могут тиражироваться для многих предприятий.
Выбор стратегии зависит от многих факторов, в том числе от рыночной позиции предприятия, динамики ее изменения, производственного и технического потенциала предприятия, производимого продукта или услуг, состояния экономики, культурной среды и других. В то же время существует ряд основополагающих подходов, которые могут рассматриваться как некоторые обобщенные принципы выработки инновационных стратегий.