Структуры цепочки поставок
Исторически организационные структуры цепочки поставок описывались с помощью метафор. В практических журналах сектора одежды на протяжении 1970-х и 1980-х годов движение сырья через производственные процессы и дальше к конечному потребителю обозначалось термином «канал» (KSA, 1987; Hunter, 1990; Hunter, 1993; Hunter, 1995). В 1990-х годах модным стало выражение «сети поставок» (Christopher, 1996). Для описания глобальных систем производства использовался также термин «товарная цепь» (Gereffi, 1994). Позже в обиход были введены термины «цепочка спроса» и «сети создания добавленной стоимости» для описания каналов поставок.
СТЕПЕНЬ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Очередной этап в исследовании структуры цепочки поставок — изучение природы интеграции. Исторически так сложилось, что каждая отдельная организация считается связующим звеном цепочки поставок от начала производства до доставки продукта потребителю (Williamson, 1971), и в центре этого подхода находятся организационная структура и управление (Williamson, 1975).
Рисунок 2.4. Типология взаимосвязи производства с рынком
На протяжении истории своего существования вертикальная интеграция достигалась благодаря праву собственности и управлению вертикально интегрированными компаниями в системе. Например, производители такого сырья, как шерсть или хлопок (первая категория производителей), снабжают текстильные фабрики (вторая категория), которые в свою очередь снабжают швейные фабрики (третья категория), и уже те поставляют готовую продукцию в точки розничной торговли (четвертая категория), при этом все эти компании связаны владельцем вертикальной цепи. Сельскохозяйственный производитель, текстильная фабрика, производственная компания и розничный магазин принадлежат одной организации. Такая структура управления обеспечивала контроль над цепочкой поставок.
В наши дни контроль достигается иными способами — без необходимости обладания правом собственности в вертикальной цепочке поставок. Например, рыночная власть крупных ретейлеров со значительными долями рынка может предоставить им контроль над поставщиками без права собственности. Это достигается следующими путями.
1. Контроль розничных каналов, означающий, что производители должны проложить свой путь на рынок через построение отношений с ретейлерами, которые могут выступать в роли посредников между производителем и конечным потребителем.
2. Поставщики должны соответствовать требованиям ретейлеров, если они хотят сохранить свое положение и в дальнейшем. Например, розничные предприятия могут оценивать услуги, предоставляемые поставщиком, сравнивая с услугами его конкурента по таким критериям, как своевременность и комплектность поставки, а также — качество обслуживания.
3.Поставщики нередко полагаются на то, что их клиенты (ретейлеры) откроют им путь на рынок. В прессе часто встречаются статьи о подчиненных отношениях, где доминируют ретейлеры. Например, ретейлер вправе расторгнуть отношения с давним поставщиком. Подобные факты лишь подчеркивают влияние современных розничных предприятий, которое они имеют и без права собственности в отношении организации-поставщика.
4.Устранение элемента права собственности при одновременном сохранении контроля обеспечивает ретейлерам большую гибкость в управлении запасами без высоких издержек, связанных с ликвидацией активов (продажей зданий, завода, станков и выплатами сокращенным работникам). Когда розничные предприятия оговаривают условия договора поставки, компаниям-поставщикам часто дают понять, что у них на рынке очень много конкурентов.
Таким образом, преимуществ контроля сети поставщика можно достичь без вертикальной интеграции в традиционном понимании данного экономического термина. Безусловно, в этой стратегии есть риск, особенно при наличии временного ограничения ассортимента или количества поставщиков. Однако, как уже отмечалось в литературе по экономике, большинство рынков приспосабливается к диспропорциям в спросе и предложении в среднесрочный период (Smith, 1910[1776]).