III. Работа с подобранной литературой
Изучение подобранной литературы - очень трудоемкая и ответственная часть в работе над курсовой. Она, как правило, сопровождается записями в той или иной форме. Записям предшествует чтение источника. Творческий характер чтению придает обдумывание прочитанного материала, размышление над ним. Такое чтение требует внимания, активной умственной работы. В тексте читаемой книги студенту могут встретиться недостаточно знакомые или вовсе незнакомые научные понятия, экономические термины, иностранные слова, разъяснить значение которых можно с помощью учебников, энциклопедий, справочников и словарей.
Существует несколько форм ведения записей: план (простой или развернутый), выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект (текстуальный или тематический).
План– наиболее краткая форма записи прочитанного. Он содержит перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье, раскрывает логику автора, способствует лучшей ориентации в содержании данного произведения. План может составляться либо по ходу чтения материала, либо после полного прочтения. Возможно цитирование отдельных фрагментов.
Выписки -это либо цитаты, (дословное воспроизведение того или иного материала из источника), необходимые студенту для использования в тексте курсовой работы, либо краткое, близкое к дословному, изложение содержания.
Выписки лучше делать на отдельных листах либо карточках.
Достоинство выписок состоит в точности воспроизведения авторского текста, в накоплении фактического материала, удобстве их использования при компоновке курсовой работы. Выделяя из прочитанного текста самое главное, самое существенное, студент при составлении выписок глубже понимает читаемый текст.
Затратив время на составление выписок, студент в дальнейшем экономит его, неоднократно возвращаясь к прочитанному источнику при написании текста курсовой работы.
Каждую выписку нужно снабжать ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы.
Тезисы -сжатое изложение основных мыслей прочитанного материала. Их особенность – утвердительный характер.
Аннотации -очень краткое изложение содержание прочитанной работы. Составляется после полного прочтения и глубокого продумывания изучаемого произведения.
Резюме -краткая оценка прочитанного произведения. Отражает выводы, итоги.
Конспект - выделяет самое основное, существенное в изучаемой работе. Его отличают краткость, четкость формулировок, обобщение важнейших теоретических положений. Составление конспекта требует вдумчивости, затрат времени и усилий. Конспект – средство накопления материала для будущей курсовой работы. Конспектирование способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого материала, помогает вырабатывать навыки правильного изложения в письменной форме важнейших теоретических и практических вопросов, умение четко их формулировать, ясно излагать их своими словами.
Конспект может быть текстуальным и тематическим. Первый– посвящен определенному произведению, второй – теме, которая может
обсуждаться в нескольких произведениях. В текстуальном конспекте сохраняется логика и структура изучаемого текста, запись идет в соответствии с расположением материала в изучаемой работе. В тематическом – за основу берется не план работы, а содержание темы, проблемы, изучаемые студентом.
Целесообразно составлять конспект после полного прочтения изучаемого материала. Конспект может включать тезисы, краткие записи не только тех или иных положений и выводов, но и доказательств – фактического материала, а также дословные выписки – цитаты, различные примеры, цифры, таблицы, схемы, взятые из конспектируемого источника. При оформлении конспекта необходимо указать фамилию авторов изучаемого материала, полное название работы, место и год ее издания. Полезно отмечать и страницы изучаемой работы.
В конспекте надо выделять отдельные места текста в зависимости от их значимости (подчеркивая цветными карандашами, делая замечания на полях).
Для записей всех форм целесообразно, в соответствии с планом курсовой, завести папки или большие конверты, в которые раскладывать записи по обработанным источникам.
При наличии персонального компьютера можно создать файлы материалов по теме.
Важно не только привлечь более широкий круг литературы, но и суметь на ее основе разобраться в степени изученности темы; выявить дискуссионные вопросы, нерешенные проблемы; попытаться высказать свое отношение к ним; привести и аргументировать свою точку зрения или отметить, какой из имеющихся в литературе точек зрения по данной проблеме придерживается автор и почему.
Записи по курсовой нужно сохранять и после защиты для дальнейшей работы. Составной частью работы с литературой является подготовка к коллоквиум по одной из монографий. (См. методические указания по подготовке к коллоквиуму).
IV. Составление рабочего плана