Виды государственной собственности в западных странах.

При определении правового режима государственных предприятий в западных странах также используются положения, близкие и фактически тождественные теории права оперативного управления.

Однако прежде, чем говорить об этом, необходимо выяснить, какие виды государственной собственности в западных странах регулируются нормами хозяйственного права.

Государственная собственность в западных странах по своему социально-экономическому назначению неоднородна. Длительное время в западной юридической науке государственная собственность /имущество, принадлежащее субъектам публичного права/ традиционно подразделялась на движимое и недвижимое, материальное и нематериальное имущество. Сравнительно недавно наряду с приведенной традиционной гражданско-правовой классификацией прибавилось деление государственной собственности на имущество, используемое для государственного обеспечения социальных потребностей общества и имущество, предназначенное для проведения государственной экономической политики.

К мысли различать в государственной собственности социальную и экономическую ее части западные исследователи пришли, исследуя правовой режим отдельных видов государственного имущества. Так, французские исследователи проблемы государственной собственности подводят под ее деление на социальную и экономическую части естественноэкономическую основу. Они считают, что в социальную часть государственной собственности входит государственное имущество двух видов:

имущество естественного происхождения, составляющее "естественную публичную сферу";

имущество, возникающее в результате человеческой деятельности. Оно составляет "искусственную публичную сферу".

К имуществу первого вида относятся реки, озера, моря, воздушное пространство, взятое в совокупности.

Государственное имущество второго вида французские исследователи подразделяют еще на две части:

имущество, находящееся в непосредственном общественном пользовании /морские и речные порты, доки, торговый и военный флот,

дороги, мосты и т.п./;

имущество, находящееся в пользовании государственных органов /железно-дорожные вокзалы, здания, аэропорты, рынки, линии связи, спортивные сооружения, государственные архивы, музейные сооружения, государственные архивы, музейные ценности, ценные книги и

т.д./.

Использование государственного имущества, по их мнению, может производиться в следующих трех формах:

оно может находиться в пользовании самой публичной службы или непосредственно государственных органов;

оно может передаваться в общее пользование на коллективных началах;

оно может использоваться в частном порядке.

В зависимости от приведенных форм использования определяется и правовой режим этих видов государственной собственности.

Первые две формы использования государственного имущества могут быть безвозмездными и возмездными. Причем плата за пользование может быть достаточно высокой. Однако получаемые в виде платы средства используются на покрытие расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии /оплата труда обслуживающего персонала, ремонт, реставрация и т.д./. Возмездность в данном случае не связана с целью получения прибыли и участием в рыночных отношениях. Заключать договоры, отдельные сделки они могут, конечно, но не с целью извлечения прибыли.

Третья форма, предусматривающая использование государственного имущества в частном порядке, по нашему мнению, предполагает участие в рыночных отношениях и получение прибыли. То, что французские авторы называют использованием государственного имущества в "частном порядке" указывает на связь правового регулирования хозяйственной деятельности государства с регулированием хозяйственной деятельности частных лиц. Хозяйственная правосубъектность государственных предприятий в принципиальном плане не отличается и не должна отличаться от хозяйственной правосубъектности предприятий, действующих на основании негосударственных форм собственности. Она может протекать во всех известных западному хозяйственному законодательству организационно-правовых формах в отличие от других видов деятельности по использованию государственного имущества в западных странах.

Наши рекомендации