Глава 2. Особенности деятельности по противодействию торговле в неустановленных местах на территории Санкт – Петербурга.

2.1. Субъекты правоотношений в сфере противодействия торговле в неустановленных местах на территории Санкт – Петербурга.

В данной главе необходимо подробно рассмотреть те субъекты правоотношений в сфере противодействия торговле в неустановленных местах на территории Санкт – Петербурга, в чьи обязанности так или иначе входит противодействие торговле в неустановленных местах. В связи с внесением изменений в статью 23.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ведущую роль в этой сфере занимают городская и районная администрация, по этому начать стоит с Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга. Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.[19]
Комитет образован для разработки и реализации государственной политики Санкт-Петербурга, координации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, потребительского рынка (оптовая и розничная торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, похоронное дело и погребение в Санкт-Петербурге), а также проведения государственной политики Санкт-Петербурга в сфере лицензирования отдельных видов деятельности.
Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга, иными правовыми актами Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Губернатора Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Правительства Санкт-Петербурга.

В соответствии с постановлением Правительства Санкт – Петербурга от 27 сентября 2012 года №1040 «О комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга» задачами комитета являются:

1. Реализация государственной политики в сфере потребительского рынка.

2. Лицензирование отдельных видов деятельности.

3. Организация и осуществление программ и проектов в области развития предпринимательской деятельности.

4. Реализация мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, организация и осуществление мер поддержки инновационного развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

5. Формирование и использование регионального продовольственного фонда Санкт-Петербурга.

По итогам контрольных мероприятий, проведенных по обращениям граждан, администраций районов Санкт-Петербурга, в январе – декабре 2015 года уполномоченными должностными лицами Комитета рассмотрено 262 дела об административных правонарушениях, 202 организации привлечены к административной ответственности на общую сумму 8 млн. 525 тыс. рублей, 49 дел об административном производстве прекращено.[20] В данную статистику так же входят и административные протоколы, составленные в соответствии с кодексом об административных правонарушениях г. Санкт – Петербурга. В настоящее время Комитет приступил к реализации следующих полномочий: сотрудниками Лицензионного управления Комитета проводятся контрольные и проверочные мероприятия, направленные на выявление на территории Санкт-Петербурга фактов розничной продажи алкогольной продукции в ночное время, в нестационарных торговых объектах, на территориях, прилегающих к защищаемым объектам и пр. При этом Комитетом осуществляется рассмотрение дел об административных правонарушениях, выявленных в результате проведения вышеуказанных мероприятий. Виновные лица привлекаются к административной ответственности в виде штрафа, в том числе и за невыполнение в установленный срок предписаний об устранении выявленных нарушений, а при наличии достаточных оснований Комитетом решается вопрос о приостановке действия лицензии с последующим ее аннулированием.

Таким образом, можно сделать вывод, что Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга является хоть и достаточно молодым, но уже сформировавшимся и эффективно функционирующим институтом власти Санкт – Петербурга, который, исходя из своих задач и функций, имеет прямое отношение к торговле в неустановленных местах. Однако, в постановлении Правительства Санкт – Петербурга от 27 сентября 2012 года №1040 отсутствуют задачи комитета, связанные непосредственно с пресечением торговли в неустановленных местах и составлением административного протокола по данному факту. Логика законодателя в этой связи направлена на создания на базе комитета института по формированию и контролю в сфере государственной политики в области торговли и предпринимательства. А непосредственно борьбой с административными правонарушениями в сфере торговли в неустановленных местах должен заниматься Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности.

В соответствии с постановлением Правительства Санкт – Петербурга от 23.01.2008 №46 Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга занимается:

1. Обеспечением взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с правоохранительными и таможенными органами Российской Федерации, прокуратурой и иными органами и организациями по вопросам обеспечения правопорядка на территории Санкт-Петербурга.

2. Осуществлением государственной политики Санкт-Петербурга в сферах реализации, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью и профилактики правонарушений в Санкт-Петербурге, проведением технического осмотра транспортных средств на территории Санкт-Петербурга.

3. Иными задачами в сфере правопорядка в соответствии с законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга.[21]

Реализация этих целей и задач осуществляется путем:

1. законотворческой и нормотворческой деятельности

2. разработки межотраслевых целевых программ и осуществления координации и взаимодействия органов исполнительной власти, правоохранительных органов и силовых структур на основе формирования, планирования и функционирования межведомственных комиссий, наличие которых, как правило, предусмотрено федеральным законодательством.

Таким образом, деятельность комитета охватывает далеко не только профилактику и пресечение правонарушений в сфере торговли в неустановленных местах. Комитет отвечает за общее состояние законности и безопасности в городе, за взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в этой сфере. Реализация мероприятий по профилактике и пресечению преступлений и административных правонарушений осуществляется в конструктивном взаимодействии с правоохранительными органами, прокуратурой, другими государственными структурами в соответствии с государственной программой Санкт-Петербурга «Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы.

Для ликвидации возникшего пробела в правоприменительной практике в Комитете по вопросам законности, правопорядка и безопасности в 2014 году было создано Управление по контролю за соблюдением законодательства об административных правонарушениях Санкт-Петербурга. Правовой пробел образовался из – за неопределенности положений п. 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".

Указанная правовая норма закрепляет такие права как бы в отрыве от применения иных мер, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях. "Отрыв" порождает сомнения, основанные на неоднозначном понимании содержания законодательства об административных правонарушениях, включающего в себя Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 1.1 КоАП РФ).
Анализ объема и пределов нормотворческих полномочий субъекта Российской Федерации в сфере административной ответственности позволил Санкт-Петербургскому городскому суду сделать абсолютно логичный вывод о том, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются исключительно должностными лицами, "входящими в систему и структуру исполнительной власти субъекта Российской Федерации", тогда как "полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел"[22]. Сложно не согласиться с выдвинутым аргументом, характеризующим службу в органах внутренних дел как федеральную государственную службу, деятельность и полномочия сотрудников которой регламентируется федеральным законодательством. Следовательно, "субъект Российской Федерации не вправе наделять должностных лиц органов внутренних дел (полиции) полномочиями, не предусмотренными федеральным законодательством".

Прокуратура. Статья 22 Федерального закона «О прокуратуре». Полномочия прокурора 2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. [23]

Письменное обращение гражданина, должностного и иного лица должно в обязательном порядке содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии. Обращение, поступившее в форме электронного документа, обязательно должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, если ответ (уведомление) должен быть направлен в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ (уведомление) должен быть направлен в письменной форме. [24]

Таким образом, прокуратура Российской Федерации, главной задачей которой является осуществление от имени государства контроля и надзора за соблюдением законодательства и обеспечением прав человека, реализует свои функции и в области противодействия торговле в неустановленных местах. В результате анализа законодательства, регулирующего деятельность прокуратуры, можно сделать вывод, что в сфере борьбы с торговлей в неустановленных местах, прокуратура занимается контролем за органами, оказывающими непосредственное противодействие такой торговле. Таким образом, граждане, недовольные работой правоохранительных органов, связанной с пресечением торговли в неустановленных местах, могут обратится в прокуратуру, с требованием проверить работу правоохранительных органов в этой сфере. Таким образом можно наладить эффективный контроль в этой сфере, и выявить возможную коррупционную составляющую во взаимоотношениях представителей правоохранительных органов и лиц, осуществляющих торговлю в неустановленных местах.

Районная администрация. Торговля в неустановленных местах в каждом районе города представляет собой достаточно обособленное явление, хотя и имеющее общие причины с аналогичными процессами в других частях города. Именно по этому в районах Санкт – Петербурга при администрации созданы отделы по вопросам законности, безопасности и правопорядка. Их задачи схожи с задачами комитета по вопросам законности, безопасности и правопорядка при правительстве Санкт – Петербурга, однако их деятельность более ориентирована на специфику конкретного района города.

Районная администрация осуществляет нормативно – правовую деятельность с целью борьбы с правонарушениями и преступлениями, улучшения состояния правопорядка на территории района, в том числе и в области противодействия торговле в неустановленных местах. На примере администрации Калининского района можно рассмотреть такой нормативно – правовой акт, а именно - Распоряжение "Об утверждении плана мероприятий по профилактике правонарушений в Калининском районе Санкт-Петербурга на 2015 год". Данное распоряжение устанавливает: Проведение выездных заседаний административной комиссии совместно с представителями УМВД района, ЛОВД и муниципальных образований, расположенных на территории Калининского района Санкт-Петербурга, по вопросам пресечения несанкционированной торговли и нарушения Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».[25]

1. Проведение, в том числе с участием Управления (агентства) недвижимого имущества Калининского района КУГИ, мероприятий по пресечению незаконного функционирования временных (некапитальных) объектов потребительского рынка на территории района, а также освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов.[26] Данные объекты так же подпадают под понятие торговли в неустановленных местах.

2. Проведение совместных проверок законности подключения к электросетям жилых домов различного рода объектов, в том числе торговли.

3. Организация и проведение комплекса мероприятий по пресечению торговли в неустановленных местах.

4. Проведение профилактических мероприятий по контролю за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров в местах проведения культурно-массовых, спортивных и публичных мероприятий, ночных клубах и местах проведения ночных дискотек.

Муниципальные образования. Муниципальная власть
ПОЛОЖЕНИЕ

об административно-правовом отделе местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа № 21

I. Общие положения.

1.1. Административно-правовой отдел местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа № 21 (далее по тексту – отдел) является структурным подразделением местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа № 21 (далее по тексту – местная администрация).

1.2. Отдел подчинен главе местной администрации и заместителю главы местной администрации.

1.3. Отдел обеспечивает исполнение полномочий местной администрации по решению вопросов местного значения в пределах компетенции отдела.

1.4. Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти), Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга, Уставом и иными нормативными правовыми актами внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа № 21 (далее по тексту – муниципальное образование), распоряжениями и постановлениями главы местной администрации.

1.5. Сотрудники отдела замещают должности муниципальной службы на основании трудовых договоров и имеют права и обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и законодательством о муниципальной службе.

II. Вопросы местного значения муниципального образования, решаемые отделом.

2.1. Содействие в установленном порядке исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга в сборе и обмене информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также содействие в информировании населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

2.2. Проведение подготовки и обучения неработающего населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2.3. Представление в уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга предложений по схемам размещения нестационарных торговых объектов.

2.4. Внесение в органы исполнительной власти Санкт-Петербурга предложений по организации и изменению маршрутов, режима работы, остановок наземного городского пассажирского транспорта, установке светофорных объектов, дорожных знаков, нанесению дорожной разметки.

2.5. Определение границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2.6. Выдача религиозным группам подтверждений существования на территории муниципального образования.

2.7. Осуществление регистрации трудового договора, заключаемого работником с работодателем – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, а также регистрации факта прекращения указанного договора.

2.8. Осуществление защиты прав потребителей.

2.9. Участие в реализации мер по профилактике дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального образования.

2.10. Участие в деятельности по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге в формах и порядке, установленных законодательством Санкт-Петербурга.

2.11. Участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального образования.

2.12. Осуществление противодействия коррупции в пределах своих полномочий.

2.13. Участие в установленном порядке в мероприятиях по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании в Санкт-Петербурге.

2.14. Участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территории муниципального образования.

2.15. Информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма, в том числе посредством проведения информационных кампаний в средствах массовой информации.

2.16. Согласование границ зон экстренного оповещения населения.

2.17. Участие в работе призывной комиссии на территории муниципального образования и комиссии по постановке граждан на воинский учет на территории муниципального образования.

2.18. Оказание в порядке и формах, установленных законом Санкт-Петербурга, поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка на территории муниципального образования.

2.19. Содействие развитию малого бизнеса на территории муниципального образования.

III. Дополнительные задачи отдела.

3.1. Составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8-1, главой 3, главой 4 (за исключением статьи 17), статьями 44, 47, 47-1 Закона Санкт-Петербурга от 12 мая 2010 года N 273-70 “Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге”.

[1] К. Поланьи. Аристотель открывает экономику / Истоки: Экономика в контексте истории и культуры. МГУ-ВШЭ 2004, с. 9-51.

[2] Органы охраны правопорядка, Черников В.В. 3-е издание, изд. Проспект, 2015 г.

· [3] Милюков П. Н. «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII века»

[4]

[5]

[6] Спиридонова Н. В. Теоретический анализ экономических систем: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб: Издательский дом «Питер», 2013. — С. 123. — 240 с

[7] Ольга Комягина Дефицит 80-х: джинсы, чай «со слоником» и туалетная бумага // Комсомольская правда, 04.08.2014

[8] Фетисова О. Кризис торговой сферы СССР и формы его проявления // Товар лицом. № 10. 2004.

[9] За рулём. № 1, 1986 год. Рейд «За рулём». «Железный рынок», или вблизи скудного прилавка

[10] Положение об организации ОБХСС, 16 марта 1937 приказ НКВД СССР № 0018

[11] Ольга Комягина Дефицит 80-х: джинсы, чай «со слоником» и туалетная бумага // Комсомольская правда, 04.08.2014

· [12] Павел Романов, Елена Ярская-Смирнова. Фарца: Подполье советского общества потребления

§ [13] Михаил Веллер. Легенда о родоначальнике Фарцовки Фиме Бляйшице — художественно изложены история, суть, механизм фарцовки.

[14]
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СВОБОДЕ ТОРГОВЛИ(в ред. Указов Президента РФ от 23.06.92 N 657, от 08.11.93 N 1851, от 16.05.97 N 491)

[15] Журнальный зал | Новый Мир, 1998 N2 | ЮРИЙ КУБЛАНОВСКИЙ - Поверх разборок

[16] Постановлением правительства Санкт – Петербурга от 27 сентября 2012 года N 1045

[17] http://kommersant.ru/doc/883756

[18] http://www.aif.ru/society/people/1362292

[19] Постановление правительства Санкт – Петербурга от 30 июня 2014 года N 554 О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы (с изменениями на 26 июля 2016 года)

[20] Данные с официального сайта администрации г. Санкт – Петербурга http://gov.spb.ru/gov

[21] постановление Правительства Санкт – Петербурга от 23.01.2008 №46

[22] Решение Санкт-Петербургского городского суда от 14 мая 2013 г. по делу N 3-68/13 по заявлению М.М. об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта - Закона Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге".

[23] Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»


[24] Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации»

[25] Распоряжение "Об утверждении плана мероприятий по профилактике правонарушений в Калининском районе Санкт-Петербурга на 2015 год"

[26] Распоряжение "Об утверждении плана мероприятий по профилактике правонарушений в Калининском районе Санкт-Петербурга на 2015 год"

Наши рекомендации