Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2014 годы

В настоящее время развитию туризма в Республике Беларусь уделяется особое внимание. 2014 год в Беларуси объявлен Годом гостеприимства, кроме того, в 2014 году в Беларуси пройдёт Чемпионат Мира по хоккею. Сегодня в стране реализуется Государственная программа по развитию туризма в Республике Беларусь, и достигнуты значительные успехи.

В марте 2011 года Советом министров Республики Беларусь было подписано постановление об утверждении «Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы». Программа состоит из 9 глав и приложений.

Глава 1. Общие положения. В главе прописаны общие положения о туризме, туристской деятельности, влиянии туризма на другие сферы экономики и хозяйства. Рассмотрены показатели в туристской сфере по Республике Беларусь на 2010 год. Определены актуальные проблемы этого сектора экономики Республики Беларусь.

Глава 2. Технико-экономическое обоснование. В главе определены главные задачи Государственной программы:

· разработка эффективной стратегии по продвижению туров, сосредоточенной на ключевых направлениях туристских рынков Беларуси;

· совершенствование системы подготовки специалистов в сфере туризма;

· обеспечение информационной доступности;

· разработка методологических подходов для построения вспомогательного счёта туризма в Республике Беларусь;

· получение достоверных данных о совокупном вкладе туризма в экономику страны;

· привлечение в туристскую сферу государственных и частных инвестиций;

· решение некоторых общенациональных задач.

Глава 3. Импортоёмкость Государственной программы. Определена импортоёмкость Государственной программы в рамках реализации мероприятий подпрограмм («Маркетинг туристических услуг», «Кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение сферы туризма», «Развитие объектов туристической индустрии»).

Глава 4. Цели и задачи Государственной программы. Сформулированы цель и задачи Государственной программы. Целью Государственной программы является создание благоприятных условий для формирования эффективного конкурентоспособного туристического рынка, способного обеспечить широкие возможности удовлетворения потребности белорусских и иностранных граждан в туристических услугах.

Задачами Государственной программы являются:

· совершенствование системы подготовки кадров в сфере туризма, создание конкурентоспособных туров и туристических маршрутов;

· продвижение национальных туров и экскурсий по Беларуси на мировом и внутреннем туристических рынках;

· развитие объектов туристической индустрии;

· повышение качества туристических и сопутствующих услуг, их реализация по конкурентным ценам.

Глава 5. Ожидаемые результаты от реализации Государственной программы. В главе прописаны ожидаемые результаты от реализации Государственной программы. В частности планируется увеличение количества туристских прибытий, количества организованных туристов, посетивших Беларусь, увеличение экспорта туристских услуг и выручки от оказания туристических услуг субъектами туристической деятельности. Решение поставленных Государственной программой задач позволит обеспечить значительные поступления в бюджет, прежде всего за счёт увеличения доходов от реализации туристских услуг и связанных с ними видов деятельности, в том числе валютных поступлений.

Глава 6. Ресурсное обеспечение Государственной программы. В главе указано, за счёт каких средств осуществляется ресурсное обеспечение программы. Важное место отводится эффективной инвестиционной политике регионов.

Глава 7. Правовое обеспечение Государственной программы. По нормативно-правовому обеспечению ожидается решение следующих задач:

1. совершенствование действующего законодательства для создания условий, способствующих развитию туризма в Республике Беларусь;

2. повышение престижа деятельности специалистов, занятых в сфере туризма;

3. создание благоприятных условий для развития туризма в Республике Беларусь;

4. повышение качества работы экскурсоводов и гидов-переводчиков, развитие экскурсионной деятельности в Республике Беларусь.

Дальнейшее развитие нормативной правовой базы в рамках реализации мероприятий по нормативному правовому обеспечению предполагает актуализацию действующего законодательства в сфере туризма, разработку новых нормативных правовых актов, направленных на развитие въездного туризма, а также государственной поддержки внутреннего туризма в Республике Беларусь.

Обязательным условием служит общественное обсуждение проектов актов законодательства с субъектами туристской деятельности, их объединениями (союзами, ассоциациями).

Глава 8. Мероприятия Государственной программы. Государственная программа состоит из следующих подпрограмм:

· «Кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение в сфере туризма»;

· «Маркетинг туристических услуг»;

· «Развитие объектов туристической индустрии».

Выявлены приоритетные задачи и определены актуальные виды туризма. Программой предусматривается создание и реализация конкурентноспособных маршрутов, создание развитой туристской индустрии, способной производить и реализовывать качественный комплекс туристических услуг.

Подпрограмма «Кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение в сфере туризма» подразумевает:

§ формирование кадрового, научного и учебно-методического обеспечения туризма;

§ подготовка кадров высшей научной квалификации;

§ внедрение в туристическую деятельность передового отечественного и зарубежного опыта, участие научно-педагогических кадров и специалистов туристической индустрии в международной деятельности;

§ разработка и внедрение индивидуального технического оснащения для иностранных туристов;

§ обеспечение единого комплексного подхода к обустройству объектов туристского интереса;

§ разработка в регионах страны маршрутов по культурно-познавательному, экологическому и другим видам туризма, с активными способами передвижения;

§ создание информационной базы туристских ресурсов: объектов туристической индустрии Республики Беларусь, маршрутов экскурсий и туров по Беларуси;

§ развитие въездного и трансграничного туризма;

§ создание международных туров со странами-соседями;

§ увеличение туристского потока к 2015 году в два раза.

Цель подпрограммы «Маркетинг туристических услуг» является продвижение национального туристского продукта на мировом и внутреннем туристических рынках. В ходе реализации данной подпрограммы должны быть решены следующие задачи:

§ интеграция в систему электронного бронирования услуг субъектов туристической индустрии;

§ развитие экспорта туристических услуг через приграничное сотрудничество;

§ формирование имиджа страны как привлекательного туристического региона, формирование ста восемнадцати региональных брендов для развития внутреннего туризма;

§ формирование имиджа страны как привлекательного туристического региона, создание семи туристических брендов для развития въездного и внутреннего туризма;

§ обеспечение доступности информации о туристском потенциале Республики Беларусь, туристических информационных центрах Беларуси;

§ расширение международных связей в сфере туризма.

Целью подпрограммы «Развитие объектов туристической индустрии» является создание в регионах страны развитой туристской индустрии, способной производить и реализовывать качественный, конкурентоспособный комплекс туристических услуг.

Подпрограмма направлена на развитие объектов туристской индустрии на территории каждой области и г. Минск:

· увеличение экспорта услуг и повышение качества предоставляемых услуг;

· развитие въездного и экологического туризма;

· развитие придорожного сервиса;

· создание новых рабочих мест;

· привлечение инвестиций;

· улучшение качества туристских услуг, предоставляемых водным транспортом;

· совершенствование системы перевозок.

В том числе развитие, ремонт и строительство объектов туристской индустрии на территории туристских зон:

- Брестской области (Еврорегион «Беловежская Пуща»; «Белое озеро» еврорегиона «Буг»; «Пинское Полесье»; транзитно-туристская зона «Брест – Барановичи – граница области»; Телеханская туристская зона),

- Витебской области (туристские зоны Витебская, Полоцкая, «Браславские озёра»; Оршанско-Копысская культурно-туристская зона),

- Гомельской области (культурно-туристские зоны Гомельско-Ветковская, Полесско-Туровская, Жлобинская, Чечерская),

- Гродненской области (культурно-туристские зоны Гродненская, Новогрудская, Слонимская культурно-туристская зона),

- Минской области (туристские зоны Минская, Логойская, Нарочанская, Борисовская, Слуцкая),

- Могилёвской области (туристские зоны Могилёвская, Шкловская, Бобруйская)

- и на территории г. Минск.

Глава 9. Реализация Государственной программы и контроль за ходом её выполнения. Управление и контроль над реализацией Государственной программы осуществляет Министерство спорта и туризма, которое ежегодно информирует Совет Министров Республики Беларусь о ходе её выполнения.

Изменения и дополнения в Государственную программу вносятся ежегодно до 1 июля республиканскими органами государственного управления и местными исполнительными и распорядительными органами в установленном порядке.

Наши рекомендации