Организационно-методический раздел. 1. Организационно-методический раздел
Содержание
1. Организационно-методический раздел
1.1. Цель и задачи дисциплины
1.2. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования
1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
2. Содержание дисциплины
3. Методическое обеспечение дисциплины
3.1. Методические указания по проведению практических занятий со студентами дневной и заочной форм обучения
3.2. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине
3.3. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
4. Список рекомендуемой литературы
4.1. Основная литература
4.2. Дополнительная литература
5. Самостоятельная работа
6. Примерный перечень вопросов по формам контроля (для экзаменов и зачетов)
Организационно-методический раздел
1.1. Цель и задачи дисциплины
Основной целью проводимых в современной России социально-экономических реформ является построение в стране открытой экономики рыночного типа.
Для успешного развития такой экономики необходимо, чтобы главным ориентиром производства и продажи товаров (услуг) стали потребности и спрос конкретных групп потребителей. Эффективная работа на рынке требует знания и учета объективных рыночных законов, умения организовать регулярное получение и оперативное использование рыночной информации, а также повышение конкурентоспособности своей продукции и др. Все это является элементами бизнес-планирования.
Каждая фирма, начиная свою деятельность, обязана четко представить потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм, необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться, обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей. Разработка стратегии итактики производственно-хозяйственной деятельности фирмыявляется важнейшей задачей для любого бизнеса.
Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов, поэтому, основной задачей преподавания курса бизнес-планирования в Социально-культурной сфере является подготовка специалистов к практической рыночной деятельности и осмысленному внедрению приобретенной суммы знаний в работу фирм на рынках.
Локальными задачами изучения курса бизнес-планировнавие в социально-культурной сфере являются:
· изучение основных определений и понятий рыночной экономики;
· ознакомление с концепциями, целями, функциями, принципами и задачами бизнес-планирования;
· рассмотрение типов, видов и моделей бизнес-планов;
· определение конкретных направлений деятельности фирмы, целевых рынки и места фирмы на этих рынках;
· формулировка долговременных и краткосрочных целей фирмы, стратегии и тактики их достижения;
· выбор показателей товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям;
· выявление соответствия имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
· определение состава маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
· оценка финансового положения фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей.
1.2. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования
Курс «Бизнес-планирование в социально-культурной сфере» изучают в процессе подготовки кадров по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм», он входит в перечень дисциплин специализации, устанавливаемых ВУЗом.
Особенность курса «Бизнес-планирование в Социально-культурной сфере» определяется тем, что он является обобщающим, т.е. использует знания, полученные при изучении различных дисциплин: экономической теории, отраслевых экономик, статистики, товароведения, экономики труда; финансовых дисциплин, бухгалтерского учета, экономико-математических методов, маркетинга, менеджмента и др. Кроме того, он изучает вопросы некоторых других дисциплин: социологии, психологии, социальной психологии, прогностики и т.д.
1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения курса «Бинес-планирование в социально-культурной сфере» студент должен:
· иметь представление о системе бизнес-планирования, особенностях бизнес-планирования в социально-культурной сфере;
· уметь анализировать конкурентную среду предприятий и организаций (в т.ч. предприятий и организаций социально-культурной сферы);
· уметь разрабатывать стратегии предприятий и организаций;
· уметь принимать решения в области товаров (услуг), цен, сбыта и продвижения товаров (услуг) на рынке;
· уметь разрабатывать организационную структуру предприятий и организаций;
· уметь прогнозировать предпринимательские риски и разрабатывать мероприятия уменьшающие их воздействие на бизнес;
· уметь анализировать финансовые показатели работы предприятий и организаций;
· уметь разрабатывать и «читать» бизнес-планы.
Содержание дисциплины
Тема 1. Сущность бизнес-планирования.
Назначение и основные функции бизнес-плана.
Отраслевые особенности бизнес-планирования в СКС
Сущность бизнес-планирования. Причины разработки бизнес-планов. Основная цель бизнес-планирования. Три ключевых вопроса бизнес-плана. Где? Куда? Как? Основные этапы бизнес-планирования. Контуры бизнес-плана. Этап бизнес-анализа. Цель бизнес-анализа. Этап оценки целей, предпосылок ресурсов. Период планирования. Миссия фирмы. Этап разработки бизнес-плана. Технология разработки. Когда нужен бизнес-план? Кто разрабатывает бизнес-план? Для каких целей используется бизнес-план? Бизнес-план для менеджеров, собственников, кредиторов. Составители бизнес-планов.
Отраслевые особенности бизнес-планирования в социально-культурной сфере
Тема 2. Методика разработки бизнес-плана.
Титульный лист.
Резюме.
Титульный лист бизнес-плана. Вопросы на которые должно отвечать содержание титульного листа. Объем информации на титульном листе.
Резюме. «Язык» резюме. Содержание резюме. Основные разделы резюме. Отдача на капитал; реализуемость продукции (услуги); ликвидность.
Оглавление бизнес-плана.
Список достижений фирмы.
Тема 3. Методика разработки бизнес-плана.
Анализ исходного состояния.
Структура бизнес-плана. Соответствующие модели бизнес-плана. Американская модель (основные разделы). Российская модель (основные разделы). Модель бизнес-плана туристской фирмы, гостиницы, развлекательного центра и т.д.
Техника анализа исходного состояния фирмы. Американская методика. Российская методика. Их особенности.
Анализ исходного состояния - отрасль
Анализ исходного состояния - рынок
Анализ исходного состояния - производство
Анализ исходного состояния - управление
Анализ исходного состояния – финансы
Методы анализа: альтернативные ответы; элементы SWOT – анализа.
Тема 4. Методика разработки бизнес-плана.
Характеристика отрасли и продукта.
Общая схема анализа. Международное сопоставление. Место отрасли в экономике. Место фирмы в отрасли. Описание особенностей производства, реализации и потребления продукта. Жизненный цикл продуктов.
Отраслевые особенности анализа.
Особенность продукта СКС – услуга. Сущность услуги. Услуга – как специфическая форма продукта СКС. Особенности туристского продукта. Особенности гостиничного продукта. Двенадцать принципов производства туристского продукта.
Понятие жизненного цикла услуги (Ж.Ц.У.), его особенности.
Тема 5. Методика разработки бизнес-плана.
Маркетинг.
Методология и принципы составления маркетинговых программ. Последовательность разработки программы маркетинга, как основного элемента бизнес-плана.
Принципы разработки маркетинговых программ. Технология разработки маркетинговых программ. Преимущества маркетингового планирования.
Основные виды маркетинговых программ. Критерий: адресат. Критерий: срок действия. Критерий: круг задач. Критерий: методы составления. Критерий: трудоемкость.
Содержание и структура маркетинговой программы в бизнес-плане.
Комплекс маркетинга. «4Р»; «7Р». Структура маркетинговой программы. Маркетинговые стратегии фирмы. Товарная политика. Каналы товародвижения. Ценовая политика. Коммуникационная политика. Бюджет маркетинговой программы.
Особенности маркетинга в СКС.
Тема 6. Методика разработки бизнес-плана.
Построение плана производства.
Общая схема разработки плана производства. Описание технологии. Построение плана производства и реализации продукта. Потребность в производственном персонале. Обеспечение качества продукта. Цель плана производства. Объемы производства. Объемы реализации. Выручка от реализации.
Численность персонала. Затраты на заработную плату. Методы работы с персоналом.
Качество продукта (услуги). Проблемы качества в туризме, гостиничном хозяйстве. Управление качеством в СКС. Качество обслуживания.
Тема 7. Методика разработки бизнес-плана.
Управление фирмой.
Цели раздела. Владельцы фирмы. Акционеры. Истинные владельцы. Совет директоров. Его состав. Возможности инвестора по формированию Совета директоров. Управляющая команда. Требования к членам команды. Американская структура управляющей команды. Российская структура управляющей команды. Основные партнеры фирмы.
Организационная структура управления фирмой. Требование к структуре управления. Виды организационных структур управления фирмой. Организация заработной платы работников. Должностные инструкции. Подбор и расстановка кадров.
Особенности управления туристской фирмой, гостиницей.
Тема 8. Методика разработки бизнес-плана.
Структура рисков и меры по предотвращению.
Основные факторы рисков. Основные виды рисков. Юридические риски. Технические риски. Производственные риски. Социально-психологические риски. Маркетинговые риски. Финансовые риски. Прогнозирование рисков.
Меры по снижению рисков.
Особенности рисков в СКС.
Тема 9. Методика разработки бизнес-плана.
Финансовый план.
Цели раздела бизнес-плана. Структура финансового плана. Аналитические показатели. Доход. Прибыль. Амортизация. Ссуды. Бюджетирование.
Инвестиции, их структура и источники. Денежные потоки. Срок окупаемости. Точка безубыточности. Рентабельность проекта.
Особенности финансового планирования в СКС.