Эластичность спроса и предложения
Потребители очень сильно реагируют на изменение спроса и предложения. Соответственно, быстрота и интенсивность реакции на изменившиеся условия будут разными. Однако степень реакции в отношении одного и того же вида продукции существенно варьируется. Кто-то реагирует сильнее, кто-то слабее.
Разная интенсивность реакции может наблюдаться при изменении цены на товар и при изменении дохода, при изменении моды и при изменении ценовых ожиданий. Наблюдение и изучение реакции типичных потребителей и типичных производителей на изменение тех или иных условий позволяет прогнозировать реакцию рынка в целом.
Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся условиям рынка называется эластичностью (с точки зрения математиков, эластичность - это отношение относительного прироста функции к относительному приросту независимой переменной).
Рассмотрим реакцию спроса на изменение цены на товар. Зависимость объема спроса на товар от изменения цены на него называется эластичностью спроса по цене, или прямой эластичностью. Если покупатель быстро и однозначно реагирует на изменение цены, то в этом случае спрос эластичен. И наоборот, если реакция слабая и вялая, то значит, что спрос неэластичен. Если изменение цены влечет за собой такое же изменение объема спроса, то, значит, эластичность спроса равна единице.
Таким образом, различают три вида эластичности спроса: эластичный, неэластичный, с единичной эластичностью.
Могут встречаться ситуации, когда спрос оказывается абсолютно неэластичным к любому самому большому изменению цены или, наоборот, обладает бесконечной эластичностью.
Рассмотрим три вида эластичности спроса подробней.
1. Эластичный. Так как микроэкономика в современных условиях рассматривает инструмент принятия управленческих решений на уровне одного хозяйствующего объекта (предприятия), группы (концерн) и на уровне структурных подразделений отдельного хозяйствующего субъекта, то мы можем рассмотреть эластичность спроса на примере определения происходящих изменений с денежными поступлениями; с точки зрения покупателя - что происходит с общей выручкой в случае изменения цены.
Таким образом, если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки, потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены.
2. Неэластичный. Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Небольшое расширение продаж, которое произойдет в этом случае, окажется недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции.
3. Единичная эластичность. В специальном случае единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку без всяких изменений. Потеря выручки, вызванная снижением цены, будет в точности компенсирована расширением продаж. И наоборот, прирост выручки, полученный благодаря росту цены, будет в точности компенсирован потерей выручки, вызванной сокращением спроса.
Графически различная ценовая эластичность спроса на товар может быть выражена через различный наклон линий спроса. Спрос с абсолютной эластичностью графически будет выглядеть как горизонтальная линия, а абсолютно неэластичный спрос - как вертикаль.
Кроме эластичности спроса по цене товара, существуют другие виды эластичности спроса, т.е. зависимость его от других факторов. К ним прежде всего относится эластичность спроса по доходу. Она отражает зависимость изменения спроса отдельного потребителя, отрасли, рынка в целом от роста или уменьшения индивидуального или совокупного денежного дохода. Следующий вид эластичности спроса - перекрестная эластичность.
Эта эластичность показывает зависимость процентного изменения спроса на какой-либо товар от процентного изменения цены на какой-либо другой товар.
Факторы, оказывающие влияние на эластичность спроса.
1) наличие на рынке товаров-заменителей. Вообще говоря, чем больше хороших заменителей товара предлагается на рынке потребителю, тем эластичнее спрос на него. С другой стороны, чем их меньше, чем их полезные свойства хуже свойств и характеристик данного товара, тем эластичность меньше. Также стоит отметить, что эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узки рамки этого продукта;
2) универсальность использования товара. Чем специфичней продукт и его характеристики, тем ниже эластичность спроса на него,
3) фактор времени. Вообще говоря, спрос на продукт тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений. Одна из причин этого правила заключается в том, что потребитель как человек имеет привычки;
4) доля расходов в бюджете на данный товар. Чем большее место в бюджете занимает данный товар при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на него обычно мало влияет на потребительский спрос;
5) уровень доходов потребителя. Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с различным уровнем дохода также неодинакова;
6) консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у товаров, которые, с точки зрения данного потребителя, являются для него наиболее необходимыми;
7) «неоткладываемость» в удовлетворении конкретной потребности. Эластичность спроса на товары, потребление которых не может быть отложено на другой срок, крайне низкая.
Теперь обратимся к эластичности предложения. Как и спрос, количество предлагаемого на рынке товара находится в определенной зависимости от многих переменных и прежде всего рыночной цены товара. Эластичность предложения, как и эластичность спроса, колеблется в пределах от 0 до бесконечности. Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителя, для того чтобы отреагировать на изменение цены продукта. Вообще говоря, следует ожидать, что чем больше по продолжительности время, которым обладает производитель, для того чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем больше, соответственно, эластичность предложения.
Различную степень эластичности предложения можно проиллюстрировать разным наклоном линии предложения. Вертикальная линия соответствует абсолютно неэластичному предложению, горизонтальная, наоборот, абсолютно эластичному. Как и в случае со спросом, для характеристики эластичности предложения важны не столько абсолютные изменения цены и объема предложения, сколько их процентные изменения. Единичную эластичность предложения будет отражать линейная функция предложения, проходящая через начало координат, независимо от наклона к осям.
В принципе, на верхнем участке кривой предложения эластичность меньше 1, но больше 0. На нижнем, наоборот, эластичность больше 1.
Помимо цены и времени, на эластичность предложения влияют другие факторы:
1)цены других товаров (ресурсов). Этот фактор подразумевает перекрестную эластичность предложения;
2)уровень достигнутого использования ресурсов. Подразумевает, что если нет резервов (людских, материальных и т.д.), то возможности реагирования предложения весьма ограничены;
3)степень монополизации отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей;
4)технологические особенности налаживания производства определенного товара.