Политическая экономия богатства и экономическая концепция К. Маркса
В центре внимания политэкономии богатства находятся: богатство и капитал.Богатство(wealth) - все, что имеет рыночную ценность(value) и может быть обменено на деньги(money) или блага. Капитал(capital) - вещественное богатство, воплощенное в физических и финансовых активах. Меркантилизм – первая школа политэкономии богатства, возникшая и получившая свое развитие в XVI – XVII веках. Целью исследований меркантилистов (А.Серра,Т.Мен) были поиски источников капиталистического богатства, объектом наблюдения стала капиталистическая торговля, а предметом пристального внимания – движение денег и товаров между отдельными странами. Классическая политэкономия- следующий этап развития политэкономии богатства. Уильям Петти (1623-1687) в Англии и Пьер Буагильбер(1646-1714) во Франции предприняли попытку свести стоимость, ценность к труду и тем самым сделали шаг в сторону трудовой теории ценности, которая искала источник капиталистического богатства в сфере производства. Представители французской классической политэкономии - физиократы: Франсуа Кенэ(1694-1774), Анн Робер Жак Тюрго (1727- 1781) и др. искали источник увеличения капитала в земледелии, а «чистый доход» рассматривали как дар природы. Ф.Кенэ первый построил макроэкономическую модель, описывающую движение совокупного общественного продукта между тремя классами: крестьян, землевладельцев, промышленников. Адам Смит (1723-1790) – самый яркий представитель классической политэкономии выяснял условия производства и накопления богатства. Давид Рикардо(1772-1823) исследует условия распределения богатства, его заслуга заключается в том, что он попытался построить систему категорий классической политэкономии. В центре внимания Жана Сисмонди(1773-1842) находится и главным предметом исследования является рост капиталистического богатства, соотнесенный с динамикой населения и размерами его потребления. В итоге классическая политэкономия проанализировала производство, распределение, обмен, потребление богатства в качестве основных фаз его воспроизводства. К.Маркс обобщил достижения своих предшественников, уточнил ключевые понятия классической политической экономии. В своем знаменитом произведении «Капитал» К. Маркс определил богатство капиталистического общества как «огромное скопление товаров». Товары – продукты человеческого труда, произведенные специально для обмена, поэтому обладающие двумя свойствами: потребительной стоимостью(способностью удовлетворять потребности людей) и меновой стоимостью(способностью обмениваться в определенной пропорции на другие товары). Труд, производящий товары имеет двойственный характер: конкретный труд создает потребительную стоимость, абстрактный труд-меновую стоимость и составляет главный источник стоимости и богатства. Производство – процесс труда, рассматриваемый с точки зрения его продукта, результата. Произведенный людьми и для людей продукт должен обладать полезностью. Полезность – это соответствие свойств вещи потребности. Потребность- недостаток чего-либо, нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития индивидуума, группы людей, общества в целом. Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью, т.е. придает ей способность удовлетворять потребности. Поэтому когда у К.Маркса идет речь о производстве продуктов, то он имеет в виду, прежде всего, производство потребительных стоимостей - вещей обладающих полезностью, а потому способных удовлетворять потребности. Производство товаров означает производство потребительных стоимостей для обмена, для покупателей, следовательно, обладающих меновой стоимостью.Воспроизводство – производство, рассматриваемое не как отдельный акт, а как постоянно повторяющийся процесс. Необходимость повторения, возобновления производства рождает потребление. Во-первых, потребление произведенного продукта означает уничтожение последнего. Во-вторых, уничтожение произведенного продукта в потреблении создает потребность в повторении производства; В –третьих, полезный эффект от потребления, своеобразное «послевкусие»: ощущения, мнения, мысли, идеи, возникающие после потребления, формируют новые потребности для производства новых потребительных стоимостей. В своем произведении «Капитал», К.Маркс по сути провел исследование общественных отношений между людьми, возникающими в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и капиталов.