Отступление: анонимный тоталитаризм

Анонимный тоталитаризм, описанный выше на примере Украины, - то есть формирование двух самодостаточных экономик[51] и двух самодостаточных инфраструктур для реализации информационной динамики на территории одной и той же страны, - способен сформироваться практически в каждом государстве, образованном при распаде СССР. Обусловлено это тем, что в них находятся сравнительно мощные инфраструктуры партийного аппарата и аппарата бывшего ВПК СССР, обладающие большим информационным потенциалом. И теперь они оказались не только без финансирования, но и без задач для выполнения, то есть - без условий, необходимых для приложения своих сил. Конечно, общее количество координаторов, находящихся в таких инфраструктурах, сравнительно невелико, но они имеют значительный практический опыт, а сами инфраструктуры - ориентированы на выполнение заданий, которые даются именно такими координаторами[52].

Вообще, при распаде стран, обладающих высокоразвитыми экономической и информационной структурами (например, сегодня сепаратистские тенденции особенно сильны в Канаде, Великобритании и Италии), возникают схожие явления, которые можно рассматривать как начало формирования на их территории анонимно - тоталитарного способа организации власти. Главную опасность и неуязвимость анонимному тоталитаризму придает то обстоятельство, что при этом способе организации власти управление достигается не привычной оплатой деньгами (благами, привилегиями, и т.п.), но - путем “дозирования информации” доступной как чиновникам, так и широким массам населения. Сегодняшнее состояние науки позволяет организовывать такое дозирование информации как целенаправленное на отдельного заданного человека, принимающего решение (например, чиновника любого уровня), так и общее, направленное на широкие массы населения.

О потенциальной опасности такого анонимного тоталитаризма свидетельствует весь комплекс проблем, связанных с наркомафией и террористическим организациями (в качестве примера достаточно привести кокаиновую наркомафию Колумбии или же террористическую организацию “Сендеро Луминоса” (“Сияющий путь”) в Аргентине): несмотря на то, что такие образования эксплуатируют своего рода “монокультуры” в экономике и информации, а также на то, что такие организации вовлекают в свой круг сравнительно небольшое количество координаторов, борьба с ними (или - даже просто противодействие им) чрезвычайно затруднена. Трудности же, которые возникнут при попытке противодействия анонимному тоталитаризму будут несравненно большие и потребуют слаженной и скоординированной деятельности всего Мирового Сообщества.

Успешное становление анонимного тоталитаризма возможно лишь только в том случае, когда он сумеет обеспечить эффективный контроль за информацией. Организовать это возможно лишь при осуществлении отбора нужных ему людей, - и прежде всего координаторов. Необходимость в привлечении координаторов для нужд анонимного тоталитаризма обусловлено также и требованиями безопасности такой организации власти, так как лишь только координаторы могут не только распознать (“вычислить”) наличие такой структуры власти, но также разработать и реализовать весь комплекс мер, необходимый для уничтожения анонимного тоталитаризма.

Поэтому для реализации устойчивого состояния анонимно-тоталитарная структура власти должна обеспечить условия для возможности отбора всех координаторов и обеспечения им условий для работы лучших, чем при иной организации власти[53].

Суммируя, приходим к следующим выводам:

1) бурное развитие теневой экономики в странах, обладающих высокими информационными возможностями создает информационно - экономическую базу для появления и развития нового вида тоталитаризма, основанного на контроле над информационными потоками общества - анонимного,

2) современное состояние науки позволяет разработать способы управления социально - экономическими объектами разного уровня иерархии (включая и уровень государства как целого),

3) современное состояние информационных коммуникаций позволяет осуществить эффективный отбор координаторов - людей, способных синтезировать-создавать новую информацию, - и создавать им оптимальные условия для работы практически в любом уголке планеты (например с помощью Internet могут быть реализованы обе эти задачи).

4) в случае захвата власти на всей планете (впрочем, - достаточно лишь только в экономически развитых странах) анонимный тоталитаризм приобретает абсолютную устойчивость.

Мы не напрасно уделили столько внимания анонимно - тоталитарной организации власти. Фактически, анонимный тоталитаризм - это сегодня единственная реально возможная альтернатива пирамидам управления оптимального строения в государстве.

Формирование анонимного тоталитаризма на общепланетном уровне (что придает ему, как минимум, устойчивость[54] на сотни лет!) способна существенно затормозить развитие Цивилизации, что приведет к огромным человеческим жертвам и страданиям большей части населения планеты. Эта ситуация неоднократно обыграна во многих фантастических романах и антиутопиях (достаточно вспомнить Дж. Оруэла и его роман "1984"), - но лишь только сейчас получены средства и методы для ее осуществления на практике (!) сейчас, уже сегодня.

Теперь положение становится настолько серьезным, что требует немедленного создания специально ориентированных инфраструктур, которые имели бы своей задачей не только разрабатывать научные вопросы, но и осуществлять непосредственную практическую деятельность, - например, в направлении распознавания попыток "неоптимального (жестче - преступного!) влияния на Цивилизацию (или на конкретное государство)". Наиболее оптимальна организация международной структуры, способной осуществлять такую деятельность, при ООН.

Наконец, общепланетное значение имеет необходимость организации специальных инфраструктур по обеспечению специфической информационно - психологической безопасности организации власти и государства - прежде всего это важно для экономически развитых стран мира. Необходимость в этом созрела уже сегодня: действительно, как следует из результатов этой книги,

"изоляция" от информационных потоков[55] порядка 500¸1000 координаторов высшего уровня[56] отбрасывает государство на десяток лет назад.

5.2. Программа перевода произвольного государства в состояние с развитой экономикой

Если что-либо должно быть сделано, - делай, совершай с твердостью. Ибо расслабленный странник только больше поднимает пыли.

Дхаммапада, 312.

Можно сказать, что

· переход от тоталитаризма к демократии заключается в том, чтобы разблокировать ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОБКИ: дать возможности каждому отдельному человеку получить доступ к информации произвольного уровня иерархии[57].

Условия для реализации такой возможности обычно закладываются в Конституцию и блок основных (как правило, - экономических) законов: закон о собственности, о защите интеллектуальной собственности, о патентовании, в гражданский и уголовный кодексы, и т.п.

Тем самым создаются условия, при которых только и может начаться самоорганизация новой, демократической структуры в ранее тоталитарном государстве. Подчеркнем, что необходимые структуры формируются путем именно самоорганизации, то есть при получении выгоды всеми их участниками. Любые попытки навязать обществу структуры (информационные, или же - сводимые к ним, в конечном счете - экономические), для которых еще не создана законодательная база, обречены на провал. Развитие посткоммунистических государств дает множество примеров этому: наиболее яркий из них - постоянно звучащие на Украине (а, практически, и в любой стране СНГ) призывы к экономическому развитию при налоговом прессе более 80%; - естественно, ничего иного кроме снижения производства в этих условиях получено быть не может (информация при этом обесценивается вследствие отсутствия необходимых для ее экономической адаптации структур).

Как следует из общей теории самоорганизации, существуют всего две[58] общие стратегии перехода от тоталитаризма к демократии.

Первая (которую образно можно назвать “стратегией единого прыжка”) реализуется при помощи задания полного набора всех требуемых свойств от конечного состояния общества, то есть - задания Конституции и основных экономических законов разовым решением. Сразу и надолго, ибо процесс перехода от одной самоорганизованной структуры к другой длится некоторое время (см. главу 1 и параграф 7.1) - тем большее, чем больше объем этой системы (для социальных структур это, как правило, количество людей в них). Такое законодательное поле должно гарантировать свою неизменность время, достаточное для того, чтобы успели самоорганизоваться основные социальные, экономические и информационные структуры (вероятно, это время не может быть менее 5¸7 лет, - см. следующий параграф и параграф 7.1). При таких условиях в процессе самоорганизации сначала возникнут структуры самого мелкого уровня иерархии - малые предприятия, в которых будет задействовано наибольшее количество людей (и которые вследствие этого будут являть собой все расширяющуюся базу внутренней поддержки данного курса), - более подробно это на примере Украины описано в следующем параграфе. Гарантии неизменности такого законодательного поля, как показывает история, могут быть связаны либо с “сильной личностью” (это наиболее частый случай, - например, Ден Сяопин в Китае), либо с экономическими программами глобального характера (например, План Маршалла для Германии).

Вторая стратегия (которую образно можно назвать “методом дробных шагов”) - последовательная реализация сравнительно небольших изменений законодательного поля, ориентированных на решение сравнительно простых задач по структурированию социума, экономики и информационных отношений. Однако необходимо учитывать, что, как и в случае первой стратегии, формирование таких структур методом самоорганизации требует затрат некоторых промежутков времени, и, как следствие, - сохранения законодательного поля неизменным некоторый промежуток времени (на практике это означает, что законодательные акты, изменяющие положение дел в этой области, должны приниматься пакетами, четко ориентированными на решение конкретных задач и сохраняться неизменными некоторое минимально необходимое время, необходимые оценки для которого могут быть получены с использованием формализма ).

Однако последняя стратегия является неоптимальной по целому ряду причин:

1) ее реализация требует значительно больше времени для достижения одинакового с первой стратегией конечного результата;

2) существует огромная опасность того, что будет создано некоторое количество социальных, экономических и информационных структур, которые на следующих этапах реализации данной стратегии придется разрушать (а ведь на создание таких структур будут потрачены силы и время общества!);

3) ее реализация создает дополнительную напряженность в обществе: постоянно изменяющиеся на протяжениидесятилетий “правила игры” истощают творческие силы общества, создают большое количество “лишних людей”, исчерпавших уже весь запас своих приспособительных возможностей, сеют неверие людей в достижение заданной цели (в то, что “все это когда-то, наконец, закончится”).

К сожалению, большинство посттоталитарных государств пошли по пути реализации именно второй стратегии.

Содержание этапов перевода неразвитой страны в состояние с развитой экономикой

(на примере Украины)

Одно полезное слово, услышав которое становятся спокойными, лучше тысячи речей, составленных из бесчисленных слов.

Дхаммапада, 100.

Собственно, предлагаемая здесь Программа является универсальной и пригодной для любой страны мира - как мы уже писали в этой главе, сегодня Украина практически полностью утратила все свои преимущества по сравнению с экономически слаборазвитыми странами (типа Боливии, Колумбии, Бангладеш или Мозамбика; - мы ничуть не хотим обидеть эти страны).

И все же, и все же... Пока еще можно успеть вскочить на подножку последнего вагона...

Итак, - Программа.

Цель: Построение оптимальной пирамиды управления в Украине.

Метод: Создать условия для самоорганизации на всех уровнях иерархии.

Замечание. Поскольку речь идет о переходе страны из одного состояния в другое - рассматриваем процесс: процесс образования соответствующих структур в его временной развертке.

Этап 1.

Формирование пирамид управления 1-го уровня.

Цель: создание условий для 1) отбора координаторов (произвольного уровня) и 2) выживания каждого отдельного человека.

· Срок: 1¸2 года.

Метод: блок законов о ПОЛНОЙ ЛИБЕРИЗАЦИИ малого бизнеса (полное отсутствие всех видов налогов на весь срок первого этапа).

Наиболее быстрый и безошибочный путь для реализации поставленной цели - это буквальное (!) перенесение блока законов о малом бизнесе, взятого из законодательства любой (!) экономически развитой страны[59]. Подчеркнем - ЛЮБОЙ!! Этот блок законов должен быть дополнен: 1) законом о налоге не зарплату[60], 2) закон о налоге на имущество и недвижимость[61], 3) законом об "амнистии" теневого капитала, 4) законом о пенсии и страховой медицине (гарантирование личных вкладов работников и предприятий) и несколькими другими законами (включая закон о благотворительности "за счет налога"; можно даже - в счет будущего налога, если речь идет о поддержке пенсионеров и т.п.).

Суть этого этапа: "Спасай себя сам - кто как может!". Сегодня практически каждый житель Украины говорит по сути своей одно и то же: "Мой единственный враг - это Государство (точнее - государственный аппарат)!". Сегодня государственный аппарат не в состоянии обеспечить гражданам "приличное существование", - так пусть хоть не мешает!

На этом этапе будет чрезвычайно бурно развиваться малый бизнес: даже если и "не хочешь", то обстоятельства заставят! В частности, амнистированный теневой капитал пойдет в экономику (ведь свобода от всех налогов!), точнее - как раз в малый бизнес: ведь для бизнеса "среднего и выше" - все останется "как прежде было"!

Люди начнут спасаться сами и спасать своих родных, близких и знакомых: их вынудит к этому экономическая необходимость. (Вот на что должны идти иностранные кредиты в эти 1¸2 года: на обеспечение социальных выплат! Но - лишь только на протяжении одного только этого этапа!)

Одновременно же - с государства будет снят большой блок забот о создании новых рабочих мест и т.п.

За это время через малый бизнес пройдет более 10¸15 млн. человек. За это время малый бизнес станет на ноги - и возникнет необходимость в укрупнении ряда его объектов. Кроме того, за это время 10¸15 млн. человек поймут, что быть руководителем и менеджером - способен далеко не каждый: большая часть из них является тиражировщиками. Но зависти как формы общественного порицания вообще всякой бизнесовой активности - уже не будет. На конец этого срока получим около полумиллиона людей (координаторов!), которые осознали, что они способны руководить и "делать деньги"!

Итак, самое время перейти к следующему этапу.

Этап 2.

Формирование 2-х ¸ 3-хуровневых пирамид управления и отладка законодательства для пирамид управления 1-го уровня (для сферы малого бизнеса)

Цель: создание условий для 1) отбора координаторов уровня выше 1-го, 2) самоорганизации одно - трехуровневых пирамид управления и 3) самоорганизации территориального самоуправления (район, город).

· Срок действия этапа: 3¸5 лет. Итого - 4¸7 лет после начала действия Программы.

Метод:Блок законов о среднем бизнесе (обязательно с налоговыми льготами на весь этот период) - как и на предыдущем этапе, его можно полностью взять в готовом виде у экономически развитых стран. Еще добавить: 1) закон об укрупнении (слиянии) фирм (укрупнение надо на этом этапе поощрять, - но только пока фирма не переходит границы среднего бизнеса!), 2) закон монополии, 3) модифицировать налог на имущество и недвижимость (передвинуть границу "вверх"), и др.

Только теперь, лишь на этом этапе, с малого бизнеса - уже устойчиво работающих предприятий - начинают идти налоги (но суммарное их количество пока - на всем переходном этапе - должно быть не более 25¸30% от прибыли; а вновь образованные фирмы - так вообще освобождаться на 1¸2 года от налогов[62]). На этом этапе можно начать работу над формированием национального законодательства (прежде всего - налогового) о малом бизнесе, модифицируя его под нужды данной конкретной страны (но обязательно - с отсрочкой ввода законов на несколько лет; лучше всего - до конца 2-го этапа).

Средний бизнес уже в состоянии активно влиять на практически все стороны жизни на уровне современных районов и городов Украины (конечно, мегаполисы типа Киева, Харькова, Одессы и т.п. ему пока "не по зубам").

Теперь координаторы соответствующего уровня способны реализовать общественно - значимые Проекты на уровне отдельных территорий: поэтому через 2¸3 года после начала этого этапа следует объявлять выборы в органы местного самоуправления! И лишь только теперь можно передавать территориальным органам самоуправления в их непосредственное управление до 50¸60% всех взымаемых на данной территории налогов. Следовательно, надо за это время подготовить соответствующую законодательную базу.

Итак, за это время:

n самоорганизуется устойчивый малый бизнес,

n сформируется средний бизнес,

n появится и закрепится на уровне культуры опыт функционирования самоорганизованных пирамид управления

n сформируются работоспособные органы местного самоуправления (первые "ростки", основа государственной пирамиды управления - системы организации власти на Украине)

n появится спрос на координаторов (и, как следствие, - начнется быстрый рост сферы обучения, образования и науки[63]).

Наши рекомендации