Конкуренция. Типы рыночных структур.
Методология экономической науки. Сущность экономической системы. Экономическая модель. Основные вопросы экономики.
МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ, отрасль знания, изучающая экономическую науку как вид человеческой деятельности. Основные аспекты методологического исследования науки: эпистемологический, риторический и институционально-социологический.
Эпистемологический (от греч. episteme - знание) подход фокусирует внимание на конечном продукте научной деятельности - системе научного экономического знания, т. е. структуре и генезисе.
Согласно риторическому подходу, научное знание эмпирически существует не иначе как изложенное средствами языка, т. е. как совокупность научных текстов, или дискурс. Поэтому главный способ изучения науки - критический анализ этих текстов в единстве их формы и содержания.
Обращение к социальным факторам научной деятельности сближает риторический подход с институционально-социологическим подходом, для которого наука - это система институтов и норм, регулирующих процессы функционирования и развития научного сообщества. В рамках этого подхода исследуются механизмы научной карьеры; формальные и неформальные нормы, действующие в процессе подготовки и отбора научных публикаций; структура и динамика научных коммуникаций и т. п.
Научная разработка метода экономической теории восходит к трудам древнегреческого ученого Аристотеля (384-322 года до нашей эры). Он впервые сформулировал основные принципы познания экономической и других форм общественной жизни с помощью науки о законах и формах мышления – логики. Разработанные Аристотелем приемы познания, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и другие широко используются до сих пор при анализе экономических явлений и процессов. Метод экономической науки в широком смысле слова - это совокупность инструментов, приемов исследования и метод как синоним приема научного анализа, способа обработки данных (математический метод, например), формы демонстрации результатов анализа (графический метод).
Анализ – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путем исследования различных определяющих его факторов – цен, доходов потребителей, их предпочтений и другого.
Синтез – это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыночный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рассмотрении как единства входящих в него и определяющих его компонентов – цен, доходов потребителей и другого. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.
Индукция – метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя каждого последующего экземпляра приобретаемого им аналогичного блага уменьшается. Отсюда можно придти к выводу о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.
Дедукция – метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному. Например, общее заключение: военные имеют отличную осанку.
Аналогия – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные. При этом могут использоваться достижения в различных областях знаний. Так, широко применяется сравнение денежного обращения с кровообращением в человеческом организме. Равновесие на рынке условно аналогично равновесию в физическом его понимании.
Для построения экономических моделей – упрощенных представлений о взаимосвязях между экономическими переменными используется метод научной абстракции. Он состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении от несущественного, случайного, временного, непостоянного.
Экономическую систему можно определить как совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, на основе действующих здесь отношений собственности и организационно-правовых форм.
Основными элементами экономической системы являются:
· Социально-экономические отношения (между всеми лицами, участвующими в хозяйственной деятельности).
· Организационные формы хозяйственной деятельности.
· Хозяйственный механизм как способ регулирования экономической деятельности на макроуровне, т.е. на уровне государства, зависящий от многочисленных факторов, определяемых экономическими, национальными, климатическими, географическими особенностями.
· Системы стимулов и мотивации, которыми руководствуются все участники хозяйственной деятельности.
· Конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.
Из сущности экономической системы вытекают ее основные функции:
1. Воспроизводственная. Экономическая система воспроизводит жизненные блага для людей.
2. Регулирующая. Экономическая система регулирует по-ток~дВижения ресурсов от природы к обществу.
Экономическая модель — ϶то упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.
Экономические модели должны отвечать ряду требований:
· содержательность;
· реалистичность принятых посылок и допущений;
· возможность построения прогнозов;
· возможность информационного обеспечения;
· возможность проверки.
В экономической теории могут быть использованы, главным образом,модели двух типов: оптимизационные и равновесные.
Оптимизационные модели могут быть использованы при анализе поведения отдельных экономических агентов (потребителей, производителей и т.д.) для нахождения оптимальных величин. В данных моделях могут быть использованы предельные показатели: предельная полезность, предельный продукт, предельный доход, предельные издержки и т.п. Данный анализ принято называть маржинализмом (от англ. margin).
Модели рыночного равновесиямогут быть использованы при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами. При анализе предполагается, что система находится в равновесии, если взаимодействующие силы сбалансированы и отсутствует внутренний импульс к нарушению равновесия.
Хорошая экономическая модель обладает рядом ϲʙойств:
· она не перегружена деталями, содержащейся в ней информации должно быть не больше, чем крайне важно для решения поставленной задачи;
· посылки и допущения модели содержательны и реалистичны;
· есть возможность собрать информацию, ϲоответствующую условиям модели;
· модель позволяет объяснить и предсказать реально наблюдаемые экономические явления.
Модели экономических систем:
а) Американская модель. Основные черты (характеристики):
· ориентация на достижение экономического успеха;
· всестороннее развитие и поддержка предпринимательства;
· высокий уровень производительности труда, научно-технического прогресса;
· не ставится, не рассматривается задача социального равенства;
· для необеспеченных и малообеспеченных модель предусматривает создание за счет льгот и пособий более или менее приемлемого уровня существования;
· предусматривает государственное вмешательство на макроуровне. Задача государства - обеспечение макроэкономического равновесия и поддержание стабильной рыночной конъюнктуры.
б) Для Шведской модели характерны:
· ориентация на социальное равенство (сильная социальная политика);
· высокий уровень производительности труда.
Модель получила название "функциональной социализации". Здесь функция производства ложится на частные предприятия, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство.
в) Модель социального хозяйства ФРГ. Основные черты:
· акцент на развитие мелкого и среднего производства и на развитие фермерского хозяйства (в последующем - на крупное производство);
· курс на сильную социальную защищенность (но не на выравнивание социальных доходов);
· развитая система медицинского страхования;
· развитая система образования;
· развитая система пенсионного обеспечения.
г) Японская модель <<
Главная черта, характеризующая эту модель, заключается в значительном отставании роста заработной платы от роста производительности труда, что позволяет резко снизить себестоимость товаров и обеспечить высокую конкурентоспособность японских товаров на мировых рынках. Такая модель возможна только при высоком уровне национального самосознания, готовность населения к самопожертвованию, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека.
д) Южно-корейская модель <<
Эта модель имеет много общего с Японской, в то же время ей присущи и свои специфические особенности:
· упор на крупное производство;
· большая роль иностранного капитала;
· четкое и сбалансированное разделение функций между центром и провинциями.
Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности ресурсов и безграничности человеческих желаний. Отражением этой проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.
1. Что должно производиться - т.е. какие товары и в каком количестве;
2. Как будут производиться товары ,т.е. кем, с помощью каких ресурсов и какой технологии они должны быть воспроизведены ;
3. Для кого предназначаются товары, т.е. кто должен потреблять товары и извлекать из них пользу.
Альтернативная стоимость товара или услуги - это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же времени или тех же ресурсов.
Второй основной экономический выбор - как производить. Он связан с существованием нескольких способов производства товара или услуги. Ключевым соображением при принятии решения о том, как производить, является эффективность распределения ресурсов или эффективность Парето.
Эффективность Парето- это такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, и уже невозможно увеличить чью-либо долю в полученном результате, не сократив другую.
Сравнительное преимущество - это способность производить товар или услугу по относительно меньшей альтернативной стоимости.
Третий ключевой вопрос экономики - это распределение произведенного продукта между членами общества. Он может рассматриваться как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.
Эффективность в распределении - ситуация, в которой невозможно путем перераспределения существующего количества благ удовлетворить желание одного человека более полно, не нанося этим ущерба удовлетворению желаний другого человека.
Справедливость в распределении трактуется по-разному. Выделим две крайние концепции. Согласно первой, весь доход и богатство должны распределяться поровну. Альтернативная позиция состоит в том, что справедливость зависит не от «уравниловки», а от действия механизма распределения, основанного на праве частной собственности и отсутствия дискриминации. При этом равенство возможностей важнее, чем равенство доходов. В рыночной экономике любой продукт распределяется между потребителями на основе их желания и способности заплатить за него существующую цену.
Механизм рынка.
Механизм рынка состоит из трех основных элементов: спроса, предложения и цены. Обязательным условием нормального функционирования рынка является наличие конкуренции.
Спрос– это то количество товара или услуги, которое потребитель хочет и может купить в определенном месте, в определенное время и по определенной цене. Спрос – это не просто потребность, а платежеспособная потребность. Потребность, не подкрепленная какими-либо платежными средствами, для рынка спросом не является. Различают:
- индивидуальный спрос – спрос отдельного субъекта на конкретный товар или услугу;
-совокупный спрос на отдельный товар – спрос всех субъектов на данный товар;
-совокупный спрос общества на все товары – спрос всех субъектов на все объекты купли-продажи.
Важнейшим фактором, влияющим на величину спроса, является цена на товар.
Кривая спроса
Между ценами и количеством товаров или услуг, которые будут куплены при каждой цене, существует обратная связь. При прочих равных условиях при низкой цене удастся продать больше товаров, чем при высокой.
На спрос, кроме цены, оказывает влияние целый ряд неценовых факторов. К неценовым факторам спроса относятся все обстоятельства, которые изменяют его, но которые не связаны с ценой на объект спроса:
- изменение потребностей и вкусов (предпочтений) потребителей;
- изменение численности потребителей;
- изменение денежных доходов потребителей;
- изменение цен на взаимодополняющие товары (автомобиль-бензин, фотоаппарат-фотопленка) и на товары-субституты (заменители) (масло-маргарин, пальто-куртка);
- изменение потребительских ожиданий:
Если изменяются неценовые факторы, то изменяется и кривая спроса – она смещается вправо, если увеличивается спрос на товары, и влево, если под воздействие названных факторов спрос падает.
Важной характеристикой спроса является его эластичность. Эластичность спроса показывает, в какой степени изменение цены влияет на величину спроса. Определяют эластичность спроса по цене и по доходу. Ценовая эластичность спроса по цене определяется как частное от деления процентного изменения величины спроса на процентное изменение цены:
КЭЛ = ΔQ / ΔP,
где КЭЛ - коэффициент эластичности;
ΔQ – изменение объема спроса (в %);
ΔP – изменение цены (в %).
В зависимости от размера КЭЛ выделяют следующие виды эластичности спроса:
- эластичный спрос - КЭЛ больше 1 (небольшое изменение цены может вызвать относительно большее изменение спроса на товар) (рис. а);
- неэластичный спрос — КЭЛ меньше 1 (рис. б);
- спрос единичной эластичности — КЭЛ равен 1 (рис. в);
- совершенно эластичный спрос — КЭЛ стремится к бесконечности (по одной и той же цене потребитель купит бесконечное количество данного товара) (рис. г);
- совершенно неэластичный спрос - КЭЛ величина постоянная (при любом уровне цен потребитель купит одно и то же количество товара) (рис. д).
рис.а) эластичный спрос
рис. б) неэластичный спрос
рис. в) спрос единичной эластичности
рис. г) абсолютно эластичный спрос
рис. д) абсолютно неэластичный спрос
Причины неэластичности спроса на некоторые товары:
- это товары первой необходимости;
- трудно найти заменители;
- они относительно недороги.
Предложение – это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретном месте в конкретное время и по определенной цене. Аналогично спросу выделяют:
- индивидуальное предложение – предложение отдельного объекта или группы близких товаров, поставляемых отдельной фирмой;
- совокупное предложение объекта – поставки всего объема данного товара, осуществляемые всеми его продавцами;
- совокупное предложение общества – поставки всех товаров, поступающих на рынок.
Кривая предложения
Как и спрос, предложение рассматривается в экономике прежде всего в зависимости от цен реализации.
Зависимость между ценой (Р) и объемом предложения (Q) графически выражается кривой предложения S. Чем выше цена, тем больше предложение, т.к. больше стимулов для производства товаров и их продажи. Изменение объема предложения под воздействием изменения цены графически будет выражаться смещением точки вдоль кривой предложения.
Неценовые факторы предложения:
- изменение технологии (более совершенная техника и технология способствуют снижению издержек производства и увеличению выпуска продукции при тех же затратах);
- изменение цен на ресурсы (возросшие цены на ресурсы увеличивают затраты на производство и сбыт продукции, снижают доходы продавцов и их заинтересованность);
- изменение налогов (повышение налогов снижает предложение, т.к. они увеличивают затраты, снижают стимулы для производителя);
- изменение дотаций (от лат. dotatio – дар) и субсидий (от лат. subsidium – помощь); их рост стимулирует предложение и наоборот;
- изменение численности продавцов (чем больше продавцов, тем выше предложение);
- изменение цен на товары-субституты (снижение цен на товары-заменители увеличивает доходность других товаров, цены на которые остались прежними, что способно увеличить предложение последних);
- ожидание продавцов по поводу изменения цен на их товар в будущем (если продавцы ожидают падение цен на свой товар в будущем, они стремятся увеличить свой сбыт сегодня и наоборот).
Воздействие неценовых факторов вызывает изменение предложения (а не величины предложения) и видоизменяет кривую предложения. Она смещается вправо при увеличении предложения и влево при его уменьшении.
Эластичность предложения по цене характеризует чувствительность, реакцию предложения на изменение цены товара определяется аналогично эластичности спроса по цене:
КЭЛ = ΔQ / ΔP,
где КЭЛ - коэффициент эластичности предложения;
ΔQ – изменение объема предложения (в %);
ΔP – изменение цены (в %).
В зависимости от размера коэффициента эластичности (аналогично спросу) выделяют:
- эластичное предложение ( КЭЛ больше 1 )
- неэластичное предложение ( КЭЛ меньше 1)
- предложение единичной эластичности (КЭЛ равен)
- абсолютно эластичное предложение ( КЭЛ стремится к бесконечности)
- абсолютно неэластичное предложение (КЭЛ величина постоянная)
Эластичность предложения зависит от следующих факторов:
- способности к длительному хранению и стоимость хранения;
- особенностей производственного процесса;
- временной фактор (производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены).
Взаимодействие спроса и предложения приводит к установлению равновесной (рыночной) цены.
Равновесная (рыночная) цена – это та цена, при которой уравновешиваются величина спроса и величина предложения. Геометрически определить равновесную цену можно, если совместить кривые спроса и предложения одного и того же товара. Точка пересечения кривых спроса и предложения даст равновесную цену (цену равновесия).
Рыночное равновесие
На изменение рыночной цены влияет:
- неудовлетворенный спрос, ведущий к повышению цен;
- избыточное предложение, приводящее к снижению цен до уровня равновесных.
Пока предложение и спрос остаются неизменными, равновесная цена будет постоянной, а рынок – в состоянии равновесия (сбалансирован). Любая другая цена будет способствовать стремлению и продавцов и покупателей изменить ситуацию.
Возможны варианты:
- установлена более низкая цена. Возникает излишек спроса, дефицит и рост рыночной цены. Вывод: избыток спроса оказывает повышающее давление на цену.
- установлена более высокая цена. Предложение товара больше спроса покупателей.
В этом случае производители предпочтут снизить цену для того, чтобы соответствовать объему спроса. Вывод: избыток предложения оказывает понижающее давление на цену.
Подобные колебания цен будут происходить до установления цены на равновесном уровне. Механизм рынка устроен таким образом, что любое отклонение от положения равновесия приводит в действие силы, возвращающие рынок в состояние равновесия.
Изменения равновесной цены с изменением конъюнктуры рынка выливаются в законы спроса и предложения:
- Повышение спроса влечет за собой рост равновесной цены и количества реализованной продукции;
2. Падение спроса приводит к снижению равновесной цены и количества реализуемой продукции;
3. Повышение предложения ведет к снижению равновесной цены и увеличению реализуемой продукции;
4. Уменьшение предложения вызывает повышение равновесной цены и снижение количества реализуемой продукции.
Конкуренция. Типы рыночных структур.
Конкуренция - это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товара. Каждый предприниматель стремится увеличить прибыль и расширить масштабы своей хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за более выгодные условия производства и сбыта товаров, и они выступают по отношению друг к другу как соперники, конкуренты.
Характер конкуренции может быть различным, и связан с существованием различных рыночных структур. Структура рынка характеризует взаимосвязь и взаимодействие различных видов рынков (его элементов). Понятие структуры рынка характеризует основные отличительные черты рынка, в число которых входит:
- количество и размеры фирм;
- степень концентрации производства;
- степень дифференциации товаров различных фирм;
- наличие или отсутствие барьеров при входе и выходе с конкретного рынка;
- доступность рыночной информации и т.д.
Первоначально выделяется рынок совершенной, или свободной, и несовершенной конкуренции. Совершенная (свободная, чистая) конкуренция - это свободное ценообразование, формирующееся в результате следующих условий функционирования рынка:
- множество покупателей и продавцов;
- высокая мобильность факторов производства;
- отсутствие барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;
- однородность (стандартность) продаваемой продукции;
- равный доступ всех участников рыночных отношений к информации.
Перечисленные условия характеризуют идеальный рынок, который в чистом виде не существует. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции. Однако в целях упрощения анализа часто рассматривается именно этот вид рыночной структуры как основа или первый шаг исследования в понимании способа функционирования рынка.
Несовершенная конкуренция - отсутствие хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции.
Виды несовершенной конкуренции:
1. Монополия - крайняя форма несовершенной конкуренции, при которой единственный продавец полностью контролирует производство товара на рынке. Она неизбежна в рыночной экономике - каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом. В силу объективных причин могут возникнуть:
- сырьевая монополия - наличие единственного месторождения полезного ископаемого или иного экономического ресурса;
- административная монополия - государственное регулирование в интересах общества экономического спроса некоторых товаров (алкоголь, оружие и т.д.);
- естественная монополия - производство продукции одной фирмой обходится дешевле обществу, чем двумя и более (коммунальные службы).
Наряду с естественными монополиями существуют и искусственные, создаваемые за счет специальных мер: концентрации производства, соглашений о ценах, слияний и др. Действуют и корпоративные монополии.
Монополии противоположна монопсония - рыночная структура, при которой единственный покупатель диктует объем продаж и цену.
В случае, когда монополист на рынке встречается с монопсонистом (единственному продавцу противостоит один покупатель), возникает билатеральная, или двусторонняя, монополия.
2. Олигополия - рыночная структура, состоящая из небольшого числа крупных фирм, некоторые из которых контролируют значительную долю рынка. В такой ситуации вступление на рынок новых фирм возможно, но затруднено; контроль над ценами не всеобъемлющий, но существенен; конкуренция носит неценовой характер (техническое превосходство, качество и надежность товаров и др.).
Олигополии противоположна олигопсония - рыночная структура, предполагающая на стороне спроса несколько покупателей. В случае, когда на рынке всего два конкурента, возникает дуополия.
3. Монополистическая конкуренция - рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, производящих один вид товара, различающийся по своим свойствам. В этом случае высока дифференциация товара по отличиям в качестве, условиях продажи и обслуживания, по степени доступности товара для покупателей; неценовая конкуренция соседствует с ценовой, контроль над рыночной ценой незначителен.
Перечисленные ранее рыночные структуры можно условно разделить на реальные и идеальные (абстрактные). Если монополистическая конкуренция и олигополия достаточно широко распространены в реальной экономике, то совершенная конкуренция, монополия и монопсония являются скорее абстрактными моделями, к которым реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени приближаться.