МТБ представляет собой совокупность автомобильных дорог, средств производства (подвижного состава) и производственно-технической базы.
Автомобильные дороги. Современная дорога – это сложный комплекс сооружений, обеспечивающих безопасное и удобное движение автомобилей с высокими скоростями и нагрузками, а также обслуживание пассажиров, водителей и автомобилей. Виды обслуживания на дорогах можно разделить на три группы:
- общие услуги, включающие информацию об условиях движения, средства связи, места для остановок и отдыха;
- обслуживание потребностей пассажиров и водителей, обеспечивающее заправку топливом, техническое обслуживание автомобилей, питание пассажиров и водителей, ночлег;
- аварийная служба, предусматривающая медицинскую помощь, ремонт автомобилей.
Производственно-техническая база – АТП, автовокзалы, автостанции, ГАС, СТО, АЗС, авто-гостиницы (мотели), авторемонтные заводы и мастерские.
Все эти вопросы были рассмотрены в теме: «Планирование, учет и анализ внутрихозяйственной деятельности автотранспортного предприятия»
Основным типом предприятия на автомобильном транспорте является автотранспортное (автоэксплуатационное) предприятие, осуществляющее услуги по перемещению грузов и пассажиров.
В общем случае процесс перемещения грузов и пассажиров выступает как продукция автотранспортного предприятия и как продукция транспорта в широком плане. Эта продукция не имеет вещественного содержания, поэтому не может храниться и накапливаться на складах, для ее производства не требуется сырьё.
Эти и другие особенности транспортной продукции имеют большое значение для решения многих вопросов, связанных с организацией предпринимательской деятельности на автомобильном транспорте.
Признаки транспортной услуги и товара, имеющего вещественное содержание.
ТОВАР | УСЛУГА |
Материален, физически воплощен | Не материальна, но в процессе ее производства происходит потребление материальных продуктов труда. |
Права собственности при продаже переходят | Права собственности при продаже не переходят |
Может быть продемонстрирован до закупки | Не может быть продемонстрирован до закупки |
Может храниться у покупателя или продавца | Не может храниться у покупателя или продавца |
Производство и потребление, производство и продажа разделены во времени и пространстве | Производство и потребление, производство и продажа пересекаются или совпадают во времени и пространстве |
Может быть продан через посредника | Может быть продан через посредника в некоторых случаях |
Может быть продан несколько раз | Может быть продан только один раз |
Покупатель доводит товар до готовности, участвуя в производстве | Покупатель прямо участвует в производстве услуги |
Можно транспортировать | Нельзя транспортировать |
Стандартизуем | Трудно стандартизуем |
Потребительские свойства транспортных услуг отражают позицию и требования клиентуры к этим услугам.
Например: одним из основных в перечне потребительских свойств транспортной услуги клиент называет требование качества (срочность, полнота. Сохранность, безопасность доставки груза клиенту и т. д.). для производителя транспортной услуги обеспечение срочности, полноты, сохранности безопасности вызывает увеличение затрат. Следовательно. Принимая решение об уровне качества, производитель соизмеряет возможности и затраты. Если это соотношение позволяет выполнить условия клиента, то ситуация может быть продуктивной для развития рынка и поддержания благоприятной конъюктуры.
УСЛУГИ Автомобильного транспорта |
Перевозка грузов и пассажиров |
Подготовка подвижного состава и эксплуатация |
Погрузочно-разгрузочные работы |
Предоставление ПС на условиях аренды или проката |
ОСНОВНОЙ ВИД УСЛУГ - ПЕРЕВОЗОЧНЫЕУСЛУГИ |