Подготовка к выполнению контрольной работы.

5. Проверка самостоятельной работына занятиях.

Аудиторная работа

Практические занятия

1. Участие в обсуждении ответов на вопросы, подготовленные во внеаудиторное время.

2. Участие в обсуждении заданий, выполненных во внеаудиторное

время.

3. Контрольная работа.

Тема 5. Инфляция

Практические занятия – 2 часа,

Внеаудиторная самостоятельная работа – 8 часов

Внеудиторная самостоятельная работа

1. Изучение теоретических вопросов:

1. Сущность, причины, формы проявления инфляции.

2. Определение дефляции. Причины, виды и формы ее проявления.

3. Регулирования инфляции и дефляции: методы, границы,

противоречия.

4. Использование инструментов антиинфляционнй и антидефляционной политики в государственном регулировании.

Основные понятия:

Инфляция Инфляция издержек Инфляция спроса Инфляция предложения Импортируемая инфляция Скрытая инфляция Ползущая инфляция Галопирующая инфляция   Гиперинфляция Стагфляция Дефляция Антидефляционная политика Таргетирование Индекс потребительских цен (индекс инфляции) Уровень инфляции  

Подготовка ответов на контрольные вопросы

1. В чем заключается сущность инфляции?

2. В каких формах проявляется инфляция?

3. Выделите и объясните причины инфляции. Назовите виды инфляции в зависимости от причин ее возникновения.

4. Охарактеризуйте виды инфляции в зависимости от темпов роста цен.

5. Как влияет инфляция на соблюдение законов денежного обращения?

Какие можно выделить закономерности инфляционного процесса?

6. Какие показатели используются для оценки инфляции? Как они рассчитываются?

7. Что понимается под содержанием понятий «номинальная стоимость денег», «реальная стоимость денег», «покупательная способность денег»?

8. Какая существует зависимость между изменением уровня цен и изменением реальной стоимости денег?

9. Что представляет собой дефляция? Каковы ее причины, виды и формы проявления?

10. Как отражается дефляция на законах денежного обращения?

11. Можно ли утверждать что инфляционный и дефляционный процессы обусловливаются действием одних и тех же факторов?

12. Какие методы используются для регулирования инфляции? Границы их применения и возникающие противоречия?

13.Что представляет собой антиинфляционная политика? Какие инструменты применяются государством при ее осуществлении и какова их эффективность.

14. Существуют ли пределы сжатия денежной массы в борьбе с инфляцией?

15. Каковы особенности рисков инфляции в нашей стране?

16. Какие факторы оказывают преимущественное влияние на рост цен в российской экономике?

Решение задач

1. У вас есть 5 000 руб. для приобретения набора товаров. Приросты цен по месяцам составят: 1,5; 1,2; и 0,5%. Какую сумму денег необходимо иметь через квартал для приобретения того же набора товаров?

2. На сумму 1,5 млн руб. в течение 3 месяцев начисляются простые проценты по ставке 28% годовых. Ежемесячная инфляция характеризуется темпами 2,5; 2,0 и 1,8%. Определить наращенную сумму с учетом обесценения денег.

3. Рассчитать изменение реального личного дохода работника, если средняя заработная плата за год выросла с 15 000 до 18 000 руб. а цены потребительской корзины увеличились в 1,3 раза?

4. Рассчитать уровень инфляции в 2009г., если индекс цен на потребительские товары в 2008 г. был 113,3%, а в 2009 108,8%.

5. Изменение цен на потребительские товары и услуги за март составило 104,5%. Рассчитать индекс роста цен и падение стоимости денег по сравнению с базисной датой 1 марта?

6. Цены потребительской корзины в первые пять лет после либерализации цен в России выросли в 10 тысяч раз. За это время средняя заработная плата в целом по стране возросла с 200 руб. до 600 тыс. руб., в том числе зарплата учителей – со 160 руб. до 240 тыс. руб., минимальная пенсия – со 130 руб. до 260 тыс. руб.

Рассчитать индекс реальной заработной платы в целом по стране, в том числе учителя, а также индекс реальной пенсии.

7. Сделать сравнительный анализ инфляционных процессов в российской экономике, экономиках развитых и развивающихся стран по темпам, социально-экономическим последствиям, мерам борьбы.

Подготовка эссе

Перечень рекомендуемых тем эссе:

1. Как отражается инфляция и дефляция на выполнение деньгами их функций.

2. Особенности инфляции и дефляции в условиях глобализации мировой экономики.

3. Специфика инфляционных процессов в современной России.

4. Последствия инфляции для разных социальных групп населения в современной России.

5. Направления повышения эффективности антиинфляционной политики с учетом специфики российских условий.

6. Перспективы перехода в России на инфляционное таргетирование.

7. Может ли и при каких условиях инфляция благотворно влиять на 8. развитие экономики?

8. Дайте оценку последствий денежных реформ, проведенных в нашей стране в 1947,1961, 1998 годах.

9. Имеются ли в современной России предпосылки проведения очередной денежной реформы?

5. Проверка самостоятельной работыво время консультаций по организации и контролю за ее выполнением.

Аудиторная работа

Практические занятия

1. Участие в обсуждении ответов на вопросы, подготовленные во внеаудиторное время.

2. Участие в обсуждении заданий, эссе выполненных во внеаудиторное время.

3. Выполнение заданий.

3.1. За 14 лет инфляция увеличилась вдвое. Определите среднегодовой прирост цен за этот период.

3.2. Чему равен дефлятор ВВП при условии, что номинальный ВВП равен 9 трлн 300 млрд руб., реальный ВВП равен 8 трлн 800 млрд руб.?

3.3. Каков уровень инфляции, если автомобиль в базисном году стоил 375 тыс. руб., а в отчетном – 400 тыс. руб.?

3.4. Рассчитайте реальный личный доход работника, если за январь он получил 13100 руб., а индекс цен января составляет 110%.

3.5. Определите изменения реальных доходов работников, если при темпе инфляции 12% в месяц, з/п за этот период возросла в 1,1 раза.

3.6. В первый месяц уровень инфляции составил 14%, во второй – 9%, в третий – 6%. Каков уровень инфляции за квартал?

3.7. Объем номинального ВВП 15 800 млрд руб., дефлятор ВВП – 1,027. Определите реальный ВВП.

3.8. Как изменилась покупательская способность рубля, если потребительские цены выросли на 9%?

Тема 6. Основы кредита

Практические занятия – 4 часа,

Внеаудиторная самостоятельная работа – 10 часов

Наши рекомендации