СБОР, АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Дзержинский филиал УТВЕРЖДАЮ: Начальник УМО _____________М.В.Точилин «___»_______________2011г.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дзержинский филиал

УТВЕРЖДАЮ: Начальник УМО _____________М.В.Точилин «___»_______________2011г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ)

И РЕФЕРАТОВ

для студентов специальности («код и название специальности)

всех форм обучения)

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры 02 июня 2011 г., протокол №___ Зав. кафедрой _____________В.Н. Чистяков  

г. Дзержинск

2011 г.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Курсовая работа и реферат (в дальнейшем - работа), являющиеся неотъемлемой частью учебного процесса, представляют собою самостоятельно выполненное исследование, по определенной теме. Кроме того, выполнение курсовой работы предусматривает подготовку студента к выполнению дипломной работы и в связи с этим их структура максимально совпадает.

Выполнение работ предусматривает решение ряда задач:

-приобретение навыков работы с научной литературой, документами и архивными материалами;

-овладение методами поисковой деятельности, обобщение, обработки и научно-исследовательского анализа собранной информации:

-выработка умения систематизации материала и ею четкого и последовательного положения;

-расширение объема знаний по предмету и общего кругозора;

-активизация самостоятельной работы и творческого мышления студентов.

Реферат, в отличие от курсовой работы, характеризуется более узкой тематической направленностью, меньшей степенью самостоятельности при исследовании проблемы. Это скорее систематическое изложение взглядов различных авторов. Однако и такое изложение требует выводов по поводу справедливости или истинности высказанных суждений. Представляя собой обзор литературы по заданной проблеме, реферат может стать составной частью курсовой работы. Однако он может выступать и в качестве отдельной самостоятельной работы.

Курсовая работа (курсовой проект, реферат) является завершающим этапом изучения дисциплины и преследует следующие основные цели:

1. Определение степени усвоения студентами понятий и категорий изучаемой дисциплины; рациональное сочетание общетеоретических положений и анализа конкретных ситуаций, связанных, с выбранной темой курсовой работы.

2. Проверка умения формулировать основные выводы по результатам анализа конкретной темы.

Этапы выполнения работы:

1. Выбор темы.

2. Разработка рабочего плана, в законченном виде представляющего собой развернутое содержание (структуру) работы.

3. Сбор, анализ и обобщение материалов исследования. Результатом выполнения данною этапа является законченный предварительный вариант курсовой работы, в который могут вноситься только отдельные уточнения и изменения и который подлежит окончательному оформлению.

4. Формулирование основных теоретических положений, практических выводов, рекомендаций.

5. Оформление работы.

6. Рецензирование работы научным руководителем.

7. Защита курсовой работы на кафедре.

Работа выполняется студентами под руководством научного руководителя. Обязательным элементом подготовки работы является консультирование студентов преподавателями кафедры.

В ходе консультации научный руководитель дает рекомендации об использовании дополнительных материалов, согласовывает рабочий план работы, даст указания по внесению исправлений и изменений в предварительный вариант работы по ее содержанию и оформлению.

Готовая работа должна быть сдана преподавателю (методисту учебно-методического отдела) не позднее, чем за 2 недели до экзамена (зачета) или экзаменационной сессии. В случае нарушения сроков оценка курсовой работы снижается на один балл. Без представленной в указанный срок и положительно оцененной работы студенты к экзамену (зачету) по данной дисциплине не допускаются.

Методические указания являются основным регламентирующим документом по выполнению работы и отступления от содержащихся в них требований не допускаются.

ВЫБОР ТЕМЫ

При выборе темы необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1. Правильный выбор темы возможен только при необходимом уровне усвоения студентом учебного материала по данной дисциплине, что позволит ему объективно сравнить предлагаемые темы между собой и сделать обоснованный выбор, учитывая то, что весь учебный курс изучаемой дисциплины представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой конкретных тем, но только одна из них может быть исследована в работе.

2. По степени сложности рекомендованные студентам темы, существенно не отличаются друг от друга, потому подход, при котором студент пытается выбрать более легкую тему, является неправильным.

3. Этап выбора темы непосредственно связан с этаном сбора, анализа и обобщения материалов. Если студент с начала выполнения работы четко представляет себе, по какой теме он может найти наиболее полный и содержательный материал, то при прочих равных условиях эту тему и следует выбрать.

4. При выборе темы следует понимать, что каждая из них представляет ту или иную проблему в области управления экономикой, которую студент должен раскрыть. Одна из распространенных ошибок - понимание работы, как простого изложения различных теорий по той или иной теме. Студент должен уметь формулировать выводы о том, какая из теорий является наиболее эффективной, более практически используемой, и это должно также учитываться при выборе темы.

5. При выборе темы студенты должны соблюдать следующие обязательные требования:

5.1. Не допускается наличие одинаковых тем у двух и более студентов одной учебной группы. Если студенты предполагают писать работу по совпадающим (но не одинаковым) вопросам, то в наименование темы должны быть внесены соответствующие дополнения и уточнения.

5.2. Выбранная тема должна быть в обязательном порядке согласована с руководителем работы. Руководитель расписывается в специальном бланке «Задание на выполнение работы» что и является подтверждением согласования темы. Общий перечень выбранных тем (с фамилиями студентов) утверждается заведующим кафедрой.

6. Вопросы о месте, времени и порядке консультирования решаются научным руководителем со студентами в рабочем порядке.

РАЗРАБОТКА РАБОЧЕГО ПЛАНА

1.Целью составления рабочего плана является изложение студентом предполагаемого подхода к раскрытию темы работы.

При составлении рабочего плана следует стремиться к тому, чтобы в нем оптимально сочеталось изложение как общетеоретических вопросов (основные принципы и закономерности исследуемой проблемы), так и вопрос прикладных (исследование конкретных ситуаций применительно к различным объектам, масштабам экономического развития, конкретному предприятию, фирме). Здесь необходимо исключить весьма распространенные ошибки:

- одностороннее представление выбранной темы. Или студент сосредотачивает внимание только на теоретических аспектах, и тогда тема рассматривается в отрыве от практики, или, наоборот, в рабочем плане отражаются только частные вопросы, но не формулируются необходимые обобщения и выводы.

2. Рабочий план не следует понимать как содержание курсовой работы.

Рабочий план может быть представлен в виде следующей примерной схемы:

- состав разделов (глав, параграфов, пунктов) работы;

- основное содержание разделов, т.е. те вопросы, которым в каждом разделе будет уделено главное внимание;

- логическая взаимосвязь разделов. Логика изложения представляет собой наиболее слабое место во многих работах. Характерным недостатком является отсутствие необходимой взаимосвязи разделов между собой: материал каждого раздела изложен правильно, а переход от раздела к разделу никак не обоснован. В результате вместо цельного изложения темы получается набор разрозненных фрагментов. При подготовке рабочего плана студент должен использовать опыт составления структурно-логических схем: рабочий план можно рассматривать как развернутую структурно-логическую схему но выбранной теме.

3. Общим принципом построения рабочего плана является последовательный переход от общего к частному. Проблема сначала рассматривается в целом (почему проблема возникла, какие имеются трудности при ее решении, какие существовали подходы к ее решению, на каких общих положениях изучаемой дисциплины должно основываться ее решение), а затем детально анализируются методы и формы решения проблемы.

Рабочий план должен в обязательном порядке включать в себя следующие составные элементы:

2.1. Вводная часть (ВВЕДЕНИЕ)[1]. Обосновывается актуальность выбранной темы (критерии оценки обоснованности актуальности приведены в приложении 7), структура, основная цель и решаемые для достижения этой цели задачи. Целесообразно значение рассматриваемых вопросов для экономики России. Кроме того, во введении должна обосновываться структура курсовой работы.

2.2. Теоретическая часть (ГЛАВА 1.). Отражаются следующие вопросы:

-краткий исторический, теоретический обзор по выбранной теме;

-взаимосвязь выбранной темы (исследуемой проблемы) со смежными проблемами;

-описание методов, принципов, подходов решения проблемы.

3.3. Аналитическая часть (ГЛАВА 2). Ее назначением является подробное раскрытие темы, исследуемого процесса или явления. В отличие от теоретической части основное внимание должно быть уделено раскрытию конкретных методов решения той или иной проблемы экономических процессов, явлений и др., которые должны быть проиллюстрированы соответствующими примерами, графиками, блок-схемами и цифрами. При подготовке рабочего плана следует учитывать, что возможны различные подходы к написанию этой части работы. Если тема достаточно обширна, то в рабочем плане могут быть отражены только некоторые из наиболее существенных вопросов, но они должны быть раскрыты полностью. Возможен и другой подход: излагаются все вопросы, раскрывающие тему, но главное внимание при этом уделяется их взаимосвязи и сравнительному анализу.

Отсутствие материалов, относящихся к условиям экономики в России, рассматривается как недостаток работы.

3.4. Заключительная часть (ЗАКЛЮЧЕНИЕ). В этой части студент формулирует основные выводы по теме. Выводы не должны противоречить предшествующему изложению. Одним из обязательных выводов должно являться заключение об эффективности рассмотренных методов. Следует также указать на имеющиеся проблемы и возможные перспективы их решения.

3.5. Теоретическая и аналитическая части представляют собой самостоятельные (отдельные) главы работы, название которых студент определяет самостоятельно. При необходимости число глав может быть увеличено.

Вводная часть называется «Введение», заключительная часть - «Заключение».

4. Рабочий план составляется студентом самостоятельно. Рекомендуемый объем рабочего плана - 1 -2 страницы рукописного текста. Студент самостоятельно решает вопрос о том, сколько разделов (пунктов) будет в составе теоретической и аналитической частей, и как они будут называться. Подготовительный рабочий план согласовывается с научным руководителем.

СБОР, АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Для выполнения работы студент использует материалы из различных источников, основными из которых являются:

а) учебные пособия. Студент должен использовать те учебные пособия, которые указаны в списках литературы по соответствующим темам изучаемой дисциплины. Эти материалы служат основой подготовки теоретической части работы;

б) специальная литература - научные публикации (книги, статьи) по выбранной теме;

в) публикации в специализированных периодических изданиях («Коммерсант», «Эксперт», «Экономика и жизнь» и др.). Материалы из этих источников используются, прежде всего, для анализа экономической деятельности в России (в части касающейся выбранной темы);

г) фактические данные о работе конкретных отечественных и зарубежных предприятий. Использование таких данных не является обязательным, однако, их наличие рассматривается как положительная черта работы и учитывается при защите.

д) адреса сайтов в «Интеренет»

2. Запрещается использование в качестве источника методических материалов лекций по изучаемым дисциплинам. Работы, содержащие прямое цитирование этих материалов к защите не допускаются.

Нежелательно использовать при написании работ источники одного вида, т.е. только учебники или только статьи, или только фактические данные.

3. При подборе материалов студент должен обращать внимание на то, что в них могут содержаться несовпадающие, а иногда и противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу. Особенно это характерно для материалов, указанных в пунктах б, в, д. В этом случае студент обязан отразить в работе свое мнение о том, какая из точек зрения представляется ему наиболее правильной, и обосновать этот вывод.

4. При подборе материалов не следует писать работу как с использованием только одного источника, так и пытаться использовать как можно больше источников. И то, и другое отрицательно сказывается на качестве работы.

Рекомендуется для написания работы использовать не менее двух источников каждого вида. При выборе учебных пособий предпочтительнее ориентироваться на отечественных авторов, так как некоторые зарубежные переводные учебники несколько устарели по представленному в них практическому материалу; отечественные учебники содержат много данных и выводов об экономической ситуации в России, что необходимо для раскрытия многих тем. Общее количество использованных при написании работы источников не должно быть меньше пяти.

5. В качестве источников при написании работ по темам, связанным с экономической ситуацией в России, должны обязательно использоваться действующие нормативно-правовые акты (законы, постановления и т.п.).

6. Задачей анализа собранных материалов является отбор тех данных из источников, которые непосредственно войдут в текст работы. Студенту целесообразно составить для себя перечень источников с указанием конкретных страниц.

7. Наиболее важным этапом является обобщение материалов исследования. Результатом обобщения должен явиться предварительный вариант работы.

При обобщении материалов следует руководствоваться следующим:

а) не допускается сплошное цитирование использованных источников (в работе могут содержаться выдержки из того или иного текста, но они должны быть конкретными и достаточно краткими; основной текст работы должен быть написан студентом самостоятельно);

б) обработанный материал должен соответствовать требованиям к объему работы;

в) результаты обобщения не должны противоречить материалам использованных источников. Так, например, если в различных источниках содержатся несовпадающие точки зрения, то их нельзя просто изложить в работе. Имеющееся противоречие нужно отметить и проанализировать, сделав соответствующий вывод (например, об отсутствии окончательного решения того или иного вопроса, или об ошибке одного из авторов).

8. Результаты обобщения (предварительный вариант работы) обсуждаются студентом с научным руководителем. По результатам обсуждения может быть принято решение о необходимости дополнительного обобщения материалов по конкретным вопросам. Результаты обобщения могут содержать дискуссионные моменты, изложение мнения самого студента, частично не совпадающее с тем, что он обнаружил в источниках.

Проблемный подход к раскрытию темы, акцент на нерешенных вопросах являются положительной чертой работы (естественно, при наличии соответствующего обоснования).

9. Целесообразно увязывать сбор, анализ и обработку материалов с согласованным рабочим планом, т.е. «состыковать» конкретные источники с разделами работы. Это позволит студенту контролировать равномерность изложения материала, избежав односторонности в раскрытии темы. Материал каждого источника должен использоваться для конкретного раздела в составе теоретической или аналитической части (главы).

Наши рекомендации