Закон спроса и закон предложения. Равновесная цена
Предложение-то кол-во товара, к-рое производители готовы продать по опред. цене за опред. период времени.Факторы, влияющие на предложение: цена товара Закон предложения: между объемом предложения и ценой товара существует прямопропорциональная зависимость.Помимо цены на изменение предложения оказывают влияние налоги, цены на ресурсы, технологии, ожидание, цены на др.товары.Спрос- кол-во товаров и услуг, имеющиеся на данном рынке, к-рые покуп-ль готов приобретать по опред.цене, независимо от того, действует ли он рационально или под влиянием среды.Закон спроса : если цены на товары растут (при прочих равных условиях), то спрос уменьшается. Закон спроса выражает обратно пропорц.завис-ть между ценой и величиной спроса. Альфред Маршал: Равновесие рыночных цен устанавливается при таких условиях, когда спрос соответствует предложению, т.е. когда количество товаров, которые покупатели хотят купить, соответствует количеству, которое продавцы желают предложить. На графике кривых спроса и предложения цена равновесия находится в точке пересечения кривых. D - кривая спроса; S - кривая предложения, E - точка равновесия. Равновесная цена-это цена на конкурентном рынке, при кот. размеры спроса соотв-т величине предложения, и отсутствует дефицит товаров и услуг, а также их избыток.
16.Эластичность спроса и предложения: понятие, виды.
Оценка спроса и предложения важна не только в теоретическом плане, но имеет также практический смысл. В этом можно убедиться на примере анализа их эластичности. Термин «эластичность», пришедший в экономику из физики, используется для измерения степени влияния ценовой политики на объем продаж товаров и торговую выручку. Эластичность можно представить как зависимость между случайными величинами. Показатель ценовой эластичности спроса применяют для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж вследствие процентного изменения цены за единицу товара. Варианты эластичности спроса 1)спрос эластичный, когда при 1-процентном снижении цены объем продаж возрастает более чем на 1%; 2) спрос имеет единичную эластичность, если однопроцентное снижение цены вызывает 1-процентное увеличение продаж; 3)спрос неэластичный, если однопроцентное снижение цены вызывает увеличение продаж менее чем на 1%. Могут иметь место варианты бесконечно эластичного и абсолютно неэластичного спроса.Предложения(эластичность)неэластичное предложение (график S1): значительное процентное изменение цены приводит к незначительному процентному изменению объема предложения; коэффициент эластичности предложения меньше 1;• эластичное предложение (график S2): незначительное процентное изменение цены товара вызывает значительное воздействие на объемы предложения; коэффициент эластичности предложения больше 1;• предложение с единичной эластичностью (график S3): изменение цены товара, выраженное в процентах, в точности компенсируется аналогичным процентным изменением объема предложения; коэффициент эластичности предложения равен 1; • абсолютно эластичное предложение (график S4): возможно существование только одной цены, при которой товар будет предлагаться для продажи; коэффициент эластичности стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от производства товара (если цена понижается), либо к неограниченному увеличению предложения (если цена повышается);• абсолютно неэластичное предложение (график S5): как бы ни изменялась цена товара, в данном случае его предложение будет постоянным (одинаковым); коэффициент эластичности равен нулю.
17.Конкуренция: сущность, виды, формы.
К-ия — это соперничество м/у субъектами хоз. деятельности за лучшие условия произ-ва, купле-продаже товаров в целях получения наибольшей прибыли.К-ия на рынке проявляется в различных видах, в основе кот. лежат различные критерии. 1.Совершенная к-ия — это свободная к-ия в условиях рынка, где существует предприниматели, способные диктовать к-ам условия произ-ва и сбыта товаров. Основные черты совершенной к-ии: наличие большого кол-ва мелких и средних предприятий; выпуск однородной стандартизированной продукции; доступность рыночной информации; свободный вход в рынок. Монополия — предприятие или группа предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, что позволяет контролировать и определять цены. Несовершенная к-ия — к-ия, ограниченная властью не множества произ-ей, а продавцов, диктующих условия произ-ва и сбыта товаров. Несовершенная к-ия привела к возникновению различных моделей рынка: 1) чистая монополия — модель рынка., контрол-го одним или несколькими монополистами; 2) монополистическая к-ия — модель р., при кот. большое число фирм производят похожую, но не полностью взаимозаменяемую продукцию; 3) олигополия — модель р., на кот. господствуют несколько фирм, производящие стандартизированные товары. 2.Внутриотраслевая к-ия — к-ия м/у предпринимателями одной отрасли за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара. Межотраслевая к-ия — между предпринимателями различных отраслей за лучшие условия приложения капитала с целью получения наиболее высокой прибыли. 3.Ценовая к-ия — метод к-ой борьбы путем снижения цен. Неценовая к-ия — метод к-ой борьбы, кот. достигается не с помощью ценового превосходства, а путем достижения более высокого качества продукции, технического уровня производства, использование рекламы и т.д. Недобросовестная к-ия — к-ия с использованием запрещенных методов: эк-ий шпионаж; подделка продукции к-ов; распространение необъективной информации о товарах своих соперников; махинации с деловой отчетностью; подкуп и шантаж; физическое устранение своих к-ов.