Экономико-математическая модель расстановки флота
Сущность задачи состоит в закреплении поименованных типов судов за конкретными схемами движения с позиции избранного критерия оптимальности. В качестве критерия оптимальности принимается максимум прибыли по сумме всех рейсов. Этот критерий, учитывая особенности разных типов судов, позволяет сопоставить по эффективности варианты их использования на схемах движения, построенных в п. 2. Задача формулируется в терминах линейного программирования. При решении рекомендуется использовать пакет прикладных программ LPX.
В качестве параметра управления принимается xij обозначающее количество рейсов i-го типа судна при работе на схеме i. Ограничения:
Пij — прибыль от работы /-го типа судна на схеме у. Осмысление результатов машинного решения - завершающий шаг расстановки флота.
Полученные результаты следует внести в табл. 6.
Таблица 6
Наименование | Схемы движения | Неиспользованные ресурсы | ||||
типа судна | до округления | после округления | ||||
Тип1 | ||||||
Тип 2 | ||||||
ТипЗ | ||||||
Qпл | ||||||
Q возм |
Если результаты оказались дробными, их требуется округлить до целых чисел. При этом обязательным является выполнение ограничений задачи. Так, округление в большую сторону может вывести общий результат по бюджету времени данного типа судна (по строке) за пределы заданного Ti чего быть не должно. При этом также увеличивается значение количества перевозимого груза (по столбцу) до Q возм (Q ъозм > Q пл), что допустимо, однако свидетельствует о том, что судно в рейсе оказывается недогруженным. Округление решения в меньшую сторону (для выполнения ограничения по бюджету времени) непременно влечет «недовоз» груза, что недопустимо. Приемлемый результат может быть достигнут при рассмотрении всей совокупности ресурсов флота. Например, по судну типа 2 остались неиспользованными ресурсы времени. В распечатке машинного решения: S2 = const. В таблицу это значение вносится в графу «неиспользованные ресурсы до округления». Тогда при округлении результатов для какой-либо схемы число, соответствующее, например, судну типа 1, может быть уменьшено, а по судну типа 2 увеличено до целого. В таком случае и груз будет перевезен полностью, и ограничения по бюджету времени останутся ненарушенными.
Округление такого рода практически всегда ведет к ухудшению значения целевой функции. Однако, комбинируя варианты, можно добиться того, чтобы ухудшение было незначительным. При возможности «переброски» груза с одной схемы на другую (если отдельные участки схем совпадают и позволяет грузоподъемность / грузовместимость судна) те схемы, на которых перевозятся малые количества грузов, могут вообще исчезнуть. В таком случае значение целевой функции может улучшиться, поскольку фактически при округлении учитывается дополнительное ограничение (о переброске груза) сверх заданного в модели. Кроме того, в результате «доводки» машинного (дробного) решения до практически приемлемого рационального результата может быть сформирована новая схема по довозке остатков груза.
Особо следует отметить случай, когда результатом работы компьютерной программы является сообщение о несовместности решения. Причина этого кроется либо в ошибках самого пользователя модели (при формализации или вводе данных), либо в объективной реальности, состоящей в нехватке ресурсов флота на покрытие потребности в грузоперевозке. Последнее может быть устранено путем добавления дополнительного судна (судов) в ограничение по бюджету времени (в параметр Ti,).
Вопрос о том, какое судно (одно или более) выгодно добавить, может быть решен по усмотрению пользователя как путем логических рассужде- . ний, так и алгоритмически (изменяя знак в ограничении по бюджету времени на противоположный).
Следствием принятия пользователем перечисленных решений является распределение флота по схемам с наиболее полным использованием провозной способности при максимальной прибыли.