Преподаватель: канд.филос.наук, доцент А.П.Павлов

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов гармоничной системы знаний об организации социальной жизни, развитии взаимодействия лично­сти и общества, социологического мышления и культуры, умение анализировать, диагностировать и прогнозировать социальные и социально-экономические процессы в России и мире на основе современных социологических методов.

ознакомление студентов с базовыми понятиями, проблемами и теориями социологии как науки; познакомить их с парадигмами и научными подходами в отечественной и зарубежной науке.

Задачи курса предполагают изучение: основных этапов развития социологической мысли и современных направлений социологической теории; общества как социальной и культурной системы, ее основных элементов и подсистем (социальных институтов, социальных норм, групп, организаций и др.), обеспечивающих его воспроизводство и динамику; основных этапов культурно-исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений; социологического понимания личности как субъекта социальных и социально-экономических процессов; стратификации российского общества.

Знать:

§ основные социологические теории и парадигмы, учения и концепции, объясняющие природу и динамику социальных процессов;

§ Ключевые проблемы функционирования и динамики общества как системы;

§ понятийный аппарат и структуру социологического знания, базовые социологические понятия и теории среднего уровня;

§ основные методы измерения в социологии, типы социологических шкал, способы шкалирования;

§ количественные и качественные методы социологического исследования;

§ методику составления программ, планов социологического исследования;

§ методику проведения социологических исследований (пилотажные исследования, полевые исследования и т.д.);

§ методику первичной обработки данных (с помощью пакета CPSS);

§ навыки анализа и презентации информации по результатам исследования (отчеты, проекты, сценарии, доклады, электронная презентация и т.д.).

Уметь:

§ анализировать социальные процессы с позиций современных отечественных и зарубежных подходов;

§ диагностировать и прогнозировать макро- и микроизменения в общественной жиз­ни;

§ видеть взаимосвязь, взаимовлияние различных подсистем общества: экономики, культуры, политики, социальных отношений и т.д.;

§ находить эффективные методы управления организацией на основе социологического мониторинга социокультурной среды, социальных отношений, ценностных ориентаций и потребностей персонала в данной организации;

§ работать с научными социологическими текстами;

§ разрабатывать стратегию исследования, на основе выявления ключевых проблем, проблемных ситуаций в обществе.

Владеть:

§ научными методами познания общества, его подсистем и институтов, навыками поисковой деятельности;

§ методикой проведения пилотажных и полевых исследований;

§ методикой оценки и диагностики состояния общества, социальных общностей, институтов;

§ основами социологического мониторинга социальных, социально-психологических и социально-экономических процессов в обществе;

§ навыками анализа и прогнозирования социальных процессов в организациях.

Основная литература.

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие /И.Ф. Девятко – М.: КДУ, 2006.

2. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. Учебник для вузов /А.И. Краченко, В.Ф.Анурин - СПб. : Издательство: Питер, 2008;

3. Немировский В.Г. Социология /В.Г.Немировский - М.: Проспект, 2010 г.

4. Фролов С.С. Общая социология: учебник – /С.С.Фролов - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008;

5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности /В.А.Ядов – М.: «Добросвет», 2003.

Пререквизиты: Философия, Социальная психология, Социальная антропология, Социальная статистика.

Общая трудоемкость дисциплины: 3 зачетных единиц (108 час).

Основная образовательная программа: направление 080500 «Менеджмент» (квалификация бакалавр), базовая дисциплина.

Наши рекомендации