Раздел 4. Мировая экономика

Тема 19. Объективные основы всемирного хозяйства. Экономические отношения в системе мирового хозяйства.Общемировые аспекты экономического развития. Проблемы интернационализации национальных хозяйств, влияние научно-технической революции на интернационализацию хозяйственной жизни.

Эффективность международного разделения труда, международной специализации. Теория сравнительных преимуществ в масштабах мирового хозяйства. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс и валютный курс. Закрытая и открытая экономика. Фиксированный и плавающий курсы валют. Паритет покупательной способности.

Мировая торговля. Тенденции развития мировой торговли. Либерализация мировой торговли и протекционизм. Проблемы включения экономики России в мировой рынок.

Международная миграция капитала. Иностранный капитал в России. Роль иностранных инвестиций для экономики России. Международный рынок ссудных капиталов. Международная миграция трудовых ресурсов. Международные научно-технические связи. Международная валютная система. Валютный курс и факторы, его определяющие.

Тема 20. Проблемы переходного периода в экономике в России.Идейно-теоретические основы командно-административной системы. Сущность и основные характеристики командно-административной системы. Противоречия и кризис планового централизованного хозяйства. Проблемы инфраструктуры хозяйствования.

Условия перехода к рыночной модели хозяйства. Необходимость создания конкурентной среды. Формирование рыночных структур. Либерализация цен. Создание многообразия форм собственности. Приватизация собственности. Политика макроэкономической стабилизации.

Особенности переходной экономики России. Роль государства в формировании рыночных структур и процесса перехода к рыночной модели хозяйства. Предпринимательство. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в России. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере.

Итоги и противоречия переходного периода к рыночной экономике в России. Структурная перестройка экономики. Влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики. Формирование открытой экономики.

Перечень учебно-методического обеспечения

Для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Общие положения

Самостоятельная работа студентов – особый вид познавательной деятельности, в процессе которой происходит формирование оптимального для данного индивида стиля получения, обработки и усвоения учебной информации на основе интеграции его субъективного опыта с культурными образцами.

Самостоятельная работа может быть аудиторной и внеаудиторной:

Аудиторная самостоятельная работа осуществляется на лекциях, практических и семинарских занятиях и др.

Внеаудиторная самостоятельная работа может осуществляться:

- в контакте с преподавателем: на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий т. д.;

- без контакта с преподавателем: в аудитории для индивидуальных занятий, в библиотеке, дома, в общежитии и других местах при выполнении учебных и творческих заданий.

Внеаудиторная самостоятельная работа, прежде всего, включает повторение материала, изученного в ходе аудиторных занятий; работу с основной и дополнительной литературой и интернет-источниками; подготовку к семинарским, практическим занятиям; выполнение заданий, вынесенных преподавателем на самостоятельное изучение, научно-исследовательскую и творческую работу студента.

Целью самостоятельной работы студентов является:

- формирование приверженности к будущей профессии;

- систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных знаний умений, навыков и (или) опыта деятельности;

- формирование умений использовать различные виды изданий (официальные, научные, справочные, информационные и др.);

- развитие познавательных способностей и активности студентов (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности);

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации;

- развитие исследовательского и творческого мышления.

Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, и ее объем по каждой дисциплине определяется учебным планом. Методика ее организации зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, индивидуальных качеств и условий учебной деятельности.

Для эффективной организации самостоятельной работы студент должен:

Знать:

- систему форм и методов обучения в вузе;

- основы научной организации труда;

- методики самостоятельной работы;

- критерии оценки качества выполняемой самостоятельной работы.

Уметь:

- проводить поиск в различных поисковых системах;

- использовать различные виды изданий;

- применять методики самостоятельной работы с учетом особенностей изучаемой дисциплины.

Иметь навыки и опыт деятельности:

- планирование самостоятельной работы;

- соотнесение планируемых целей и полученных результатов в ходе самостоятельной работы;

- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению, но с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения рабочей программы дисциплины, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует помнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочного занятия, а затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном рабочей программой дисциплины.

Наши рекомендации