Возникновение и основные этапы развития письменности

Развитие.

1. Пиктограмма (счетные фишки – их оттиски на глине). Шумер. Невозможность фиксировать абстрактные понятия. Неоднозначность фразы.

2. Слоговое (абстрактизация оттисков на глине). Клинопись. Шумер, нач. 3 тыс. в. Сложна, отсюда – престижность и хтоничность сословяи писцов. Детерминативы. Иероглифика (один знак – одно слово). Особый случай. Отсутствие флексии.

3. Алфавит (окончательная победа фонетического письма). Финикия, 7 в. Сначала – консонантный (важна краткость письма для экономии материалов) => необходими детерминативы. Однозначность фразы. Основа многих алфавитов.

Возникновение. Рубеж 4-3 тыс. в Шумере. Нету камня и папируса, зато глины – как грязи. Ей не страшен серый волк, а также красный петух. Она долговечна. Сначала – счетные фишки (Шмандт-Бессер в Месопотамии). Фишек вскоре стало не хватать – пользовались их оттисками на глине. Это и есть рисуночное письмо. По существу – еще не письменность, так как нельзя фиксировать абстрактные понятия + многозначность. Далее – словесно-слоговое письмо в результате ассоциации пиктограммы и слова; идеограмма. Полифоничность идеограммы. От реалистичных изображений к абстрактным (вместо птицы – ее крыло, и то – схематично). Постепенно – вплоть до черточек на глине. Зависимость от материала. Комбинация чёрточек разного наклона и толщины – клинопись(слоговое письмо, 600 знаков, у каждого – 5 значений и 10 произносений, словоразделов нет, детерминативы; именно поэтому в клинописи нет алфавита, т.е. она – не звуковое письмо). Клинопись – стержень культуры. Из-за своей сложности и полифоничности доступна лишь немногим, а именно – писцам. 24 в. – первые тексты на шумерском. Примерно тогда же Аккадцы заимствовали от Шумера клинопись и так возник аккадский язык. Взаимопроникновения языков при доминировании шумерского. Шумерская клинопись также заимствована эламитами, Эблой, урартами, хеттами, хурритами и ваще всей Передней Азией. Клинопись – язык дипломатии. Библиотека Ашшурбанапала (669-635). Первая систематизация. Архивы – с 3 тыс. д.н.э

Значение: впервые – возможность накопления эмпирического знания.

Сакрализация письменности («божественное слово» по-египетски).

Право на древнем Востоке.

Право – характерная черта поздней древности. Связь с индивидуализацией человека на фоне обесценивания общины, возникновнием мировых религий спасения, где все тоже индивидуально, прежде всего – ответственность за содеянное на земле. Свобода – не главная ценность. Главное – справедливость. Право на ДВ связано прежде всего с выдающимися памятниками права (Ур-Наму, Иссина, Ларсы, Хаммурапи, Хеттские, Моисея, Ману, Цинь-Шинь-Хуанди). По ним и пойдем. В таких памятниках обычная структура – «введение-законы-заключение».

Источники права.

Община. Локальное, бытовое, традиционное право.

Государство. Прецедентальное, коньюнктурное право. Нет стремления описать все правовое поле.

Законы Ур-Намму. 22 в. Шумер, III династия Ура. Дошли две таблички, но обе разбиты => сохранились плохо (всего 29 статей). Семейное право, судопроизводство (суд Реки), членовредительство (нет талиона, компенсация), о рабстве, об аренде земли, о ее затоплении и невозделывании.

Законы Хаммурапи. 18 в., Вавилон. Найдены в начале 20 века в Сузах, сейчас в Лувре. Черный базальтовый столб в свое время был захвачен в качестве трофея эламитами. На одной из сторон столба – сам царь в молитвенной позе перед богом Шамашем, дающим ему законы. 35 из 282 статей были, очевидно, выскоблены эламским царем-победителем, видимо, для реляции о собств. победе. Первый хорошо сохранившийся случай кодификации прежде существовавшего, но не записанного права. Введение, заключение, 282 статьи (нумерация и структура – исследователи). Введение и заключение – ритмически. Выделяются три группы людей: полноправные, мушкенумы, рабы. Статьи по собственности и по семейному праву занимают наибольшую часть (залог, аренда, наемный труд, собственность за службу, кредиты, ростовщичество). Постатейное содержание законов:

1-5 О судопроизводстве

6-13 О краже движимой собственности

14 О краже человека

15-20 О краже раба

21-25 О краже с разбоем и мародерстве

26-39,41 О редум и баирум, а также об их собственности

40 О собственности надитум и тамкаров

42-52 О пашне и ее аренде для обработки

53-56 Об ирригации

57-58 О пастушестве

59-66 О садах и их аренде для обработки

71 О покупке недвижимости

73 Об арнеде недвижимости

88 О процентном максимуме для ростовщиков

94 О ростовщичестве

96 О ростовщичестве

99 О паях

100-107 Об отношения тамкаров и шамаллумов

108-111 О шинкарках

112 О доставке ценных грузов

113-119 О долгах и долговом рабстве

120-125 Об аренде склада

126-127 О ложном обвинении

128-195 О семье, наследстве, приданом

196-214 О членовредительстве и убийстве (талион)

215-225 О лекарях и ветеринарах

226-227 О цирюльниках

228-233 О строителях и строительстве

234-240 О лодочниках и судах

241-272 Об аренде скота и с/х техники

273-274 О найме мастерового

275-277 О найме судна

278-282 О рабстве

Хеттские законы. В нескольких копиях, самая древнияя – 16 в. Найдены в Хаттусасе, столице Хеттского царства. Божественное происхождение зкаонов. Две основные таблицы по 200 статей. Защита собственности. В особенности - свободного человека. Твердые цены (признак развития товарно-денежной системы, наличия общего эквивалента). Семейное право. Патриархальная семья. Браки между различными категориями свободных и несвободных. Брак выкупом (причем в обе стороны). Брак похищением. Ощущается сильная власть царя и бюрократии – №173. Военнопленных зажают на землю.

Законы[S1]Ману. См. сами.

10. Древнейшие археологические культуры Ближнего Востока (VII-IV тыс. до н.э.). Предпосылки возникновения цивилизации.

1. Территория. Ближний восток – это: Египет, Сиро-палестинский регион, М. Азия.

2. Египет: люди здесь давно, ещё с палеолита. Культуры каменного века достигают наибольшего развития в верхнем палеолите. Производящее хозяйство (в благоприятных условиях) возникает здесь довольно рано – в VI-V тыс.

a. Типичные северные поселения V тыс.– вокруг Фаюмского озера (здесь позже известный оазис). Земледелие, скотоводство (МРС и КРС), рыбалка. Лепная керамика примтивна. Найдены кремниевые ножи для уборки урожая, кладовые ямы.

b. На юге в V тыс. – тасийская культура. В основном, по могильникам. Земледелие (пшеница и ячмень), скотоводство (МРС). Керамика чернёная или серая, иногда – с орнаментом. Примитивное орошение. Зерно хранится в грубых горшках.

c. В конце V на смену тасийской приходит культура Бадари (до начала IV тыс.). Появляется КРС. Запасы хранятся в закромах, одомашнивается кошка. Земледелие на каменных орудиях. Развивается технология орошения. Однако большое значение имеет охота и рыболовство. Появляются бронзовые орудия (украшения, проколки. Cu с Синая.). Развивается речной транспорт. Улучшается технология гончарства.

d. Следующий этап – амратская культура (1/2 IV). Появляются укреплённые крупные посёлки. Серьёзней ирригация. Увеличивается роль металла, появляются золотые украшения. Но, судя по могильникам, серьёзного расслоения ещё нет.

e. Дифференциация начинается во 2/2 IV – герзейская культура. Земледелие всё важней. Почти на нет охота. Резкий рывок делает ремесло. Появляются вещи из серебра и метеоритного железа. Развивается торговля. По погребениям: выделяются вожди (гробница в Иеракополе). Неравенство основывается в основном на скотоводстве. Возникает рабство. Формируются основные слои населения.

3. Сиро-Палестина: VIII-VII – культура Иерихона. Одни из первых оседлых земледельцев. Земледелие (ячмень и пшеница), скотоводство (козы). Домашняя кошка. В основном, небольшие поселения. Исключение – сам Иерихон, обнесённый мощной стеной. VI-IV – ряд земледельческих поселений, в т. ч. в ранних слоях Библа и Угарита. Земледелие (+ чечевица), скотоводство (М и КРС + свинья). Примитивная керамика. Затем – влияние месопотамских халафской и убедийской культуры.

4. М. Азия: Древнейшие земледельцы в Анатолии – культура Чатал Хююка (VII-VI). Экстенсивное земледелие (пшеница, ячмень, горох) и скотоводство (овцы, КРС). Важная роль (возможно, решающая) у охоты. Примитивная ирригация. Неплохое ремесло (уже какая-то специализация), особенно обработка дерева. Поселения укреплены. Дифференциация слаба. Росписи на стенах. Культ быка и богини плодородия (матери).

Наши рекомендации