Формы и методы международной торговли.

Современные черты международной торговли.

Современная международная торговля развивается высокими темпами. Подобный устойчивый рост международной торговли явился следствием проявления следующих факторов:

1) развития международного разделения труда и интернационализации производства;

2) НТР, способствующей обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики;

3) активной деятельности транснациональных корпораций на мировом рынке;

4) регулирования (либерализации) международной торговли посредством мероприятий Всемирной торговой организации (ВТО);

5) либерализации международной торговли, перехода многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин; образование свободных экономических зон;

6) развития процессов торгово-экономической интеграции – устранения региональных барьеров, формирования общих рынков, зон свободной торговли;

Классификация товаров в международной торговле.

В 1997г. Россия присоединилась формально к междунар. классификации товаров, но по сути российская товарная номенклатура была принята в 1993 г. в рамках закона о тамож. тарифе.

Российская товарная номенклатура была разработана в соотв. с ГС (гармонизированная система описания и кодирования товаров. Она включает в себя 6-значный код и была введена в мире в 1988 г. (в России – в 1993). Российская система ориентируется также на КНЕС (комбинированная номенклатурная Европейская система).

На российских товарах изображается штрих код, который включ. В себя 9 знаков (6 – по ГС, 7,8 –по КНЕС и 9-й нулевой)

В международной торговле все товары делятся на торгуемые товары - товары, которые реализуются на зарубежных рынках, и неторгуемые товары - товары, которые потребляются внутри страны-производителя (услуги парикмахерской, прачечной). Но это деление условно.

Вообще, существует Стандартизованная промышленная классификация, принятая ООН: по ней все товары делятся на 9 групп, из которых 3 группы товаров – торгуемые, а 6 групп – неторгуемые товары.

К торгуемым товарам относятся:

· 1. Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство и их продукция.

· 2. Продукция добывающей промышленности.

· 3. Продукция обрабатывающей промышленности.

К неторгуемым товарам относятся:

· 1. Коммунальные услуги и строительство.

· 2. Оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы.

· 3. Транспортировка, хранение, связь и финансовое посредничество.

· 4. Оборона и обязательные социальные услуги.

· 5. Образование, здравоохранение, общественные работы.

· 6. Прочие коммунальные, социальные, личные услуги.

Торгуемые товары в свою очередь делятся на экспортные и импортные. Экспортные и импортные товары делятся на товары реального экспорта и импорта, и субституты экспорта и импорта. Субституты импорта – это импортозамещающие товары, а субституты экспорта – товары, которые продаются на внутреннем рынке, но могут быть проданы как экспорт.

Формы и методы международной торговли.

Формы международной торговли можно систематизировать по трем направлениям. Критериями определения форм является регулирование, предмет торговли, взаимодействие субъектов международной торговли.

1. По специфике регулирования:

· обычная международная торговля: осуществление регулирования в полном объеме в соответствии с национальным законодательством;

· дискриминационная международная торговля: введение ограничений государством на экспортно-импортные операции;

· преференциальная торговля: торговля, при осуществлении которой, применяются льготы.

2. По специфике предмета торговли:

  • торговля сырьем;
  • торговля топливом;
  • торговля продовольствием;
  • торговля полуфабрикатами;
  • торговля готовыми изделиями: производственного назначения, непроизводственного назначения;
  • торговля услугами: производственными, транспортными, экспедиторскими, консультационными, консигнационными, посредническими, туристическими, маркетинговыми, учетными и др.

3. По специфике взаимодействия субъектов:

  • традиционная торговля: экспорт-импорт товаров и услуг;
  • торговля кооперируемой и специализированной продукцией, которая осуществляется на основе долгосрочных соглашений
  • встречная торговля: бартер, операции с давальческим сырьем, операции на компенсационной основе.

Метод торговли - это способ осуществления торгового обмена (торговой операции, или торговой сделки). В международной торговой практике применяются два основных метода торговли:

Ø прямой метод (совершение операции непосредственно между производителем и потребителем);

Ø косвенный метод (совершение операции через посредника).

Наши рекомендации