Соотношение профессиональных и игровых
Метод групповых дискуссий.
Понятие и сущность метода конкретной ситуации (МКС).
Ø требования к описанию ситуации.
Ø содержание и типы конкретных ситуаций.
Ø этапы проведения мкс.
Ø значение метода конкретной ситуации
8. Метод «кейс-стади», как разновидность МКС.
Ø сущность кейс-стади.
Ø конституирующие признаки метода кейс-стади
Ø значение метода кейс-стади
Литература:
Метод групповых дискуссий.
Помимо уже рассмотренных методов, при диагностике и обучении персонала, особенно руководящих кадров, нередко используется метод групповых дискуссий. Он сочетает отдельные свойства и функции тестов и деловых игр.
Суть этого метода заключается в том, что многим испытуемым (например, претендентам на вакантную должность) дается одинаковое задание, которое они должны выполнить вначале индивидуально и соответственно зафиксировать.
Затем испытуемые посредством группового обсуждения должны принять общее решение.
Проанализировав индивидуальные и коллективное решения, а также поведение участников дискуссии, руководитель (или группа экспертов) может оценить как индивидуальный потенциал испытуемых, так и их способности аргументирование отстаивать свою точку зрения, убеждать других в ее правильности. Участники групповой дискуссии приобретают некоторые навыки коллективного взаимодействия.
Пример метода групповых дискуссий - деловая игра «Полет на Луну».
Метод конкретной ситуации
7.1. Понятие и сущность метода конкретной ситуации. В последние десятилетия в управлении персоналом и в менеджменте в целом широкое распространение получил метод (изучения) конкретной ситуации. В нем наиболее полно воплощен ситуационный подход к управлению.
Главная идея этого подхода — действия руководителя (а во многом и других сотрудников), базируясь на целях, ценностях и нормах организации, должны исходить из конкретной, реально существующей ситуации, учитывать ее важнейшие параметры и их изменения.
В деловой игре «метод конкретной ситуации» реальное положение организации отображается в форме деловой ситуации (применительно к экономике ее часто называют «бизнес-ситуация»).
Деловая ситуация — это имитация, идеальное отображение реальной ситуации из жизни организации или же искусственно созданная ситуация, воссоздающая типичные проблемы, возникающие в организационной жизни. Деловая ситуация выражается в форме конкретного набора параметров, переменных, оказывающих решающее влияние на организацию в данное время.
Иными словами, она представляет собой перечень релевантных (существенных для решения проблемы) данных об организации, ее окружающей среде, положении (должности) действующего лица и его задачах.
7.2. Описание ситуации. Задаваемая деловая (игровая) ситуация обычно не нуждается в подробном, детальном освещении положения дел в организации. Описание ситуации включает главным образом информацию:
Ø о субъекте - личности, группе или организации, занимающей центральное место в ситуации. Описание субъекта может проводиться в различных формах: в виде целей и стратегии субъекта или же в форме фактической информации относительно его деятельности;
Ø о партнерах, конкурентах и/или других действующих лицах, с которыми взаимодействует субъект ситуации;
Ø об условиях, в рамках которых существует и изменяется ситуация.
7.3. Содержание и типы конкретных ситуаций. Деловая ситуация должна быть близка к реальности, поскольку без этого нельзя добиться естественности действий обучаемых. Содержание производственной (деловой) ситуации может передаваться различными способами: письменно (например, в форме описания или дела), устно, а также в форме информационного сообщения - с помощью видеофильма или магнитофонной записи. Ситуация, как и деятельность реальной организации, динамична, что требует от обучаемого новых решений и действий.
Существует несколько типов конкретных ситуаций (кейсов)[1].
Результат игры | Проблемные и проектные |
Источник информации | Описывающие реальные ситуации, искусственно сконструированные |
С точки зрения результата игры они делятся на: проблемные и проектные.
В проблемных ситуациях результатом действий является определение и формулирование основной проблемы (иногда проблемного поля) и, главное, оценка сложности ее решения.
Проблема задается обычно двумя способами:
Ø во-первых, когда отсутствует информация об одном из необходимых элементов ситуации (например, о партнерах). В этом случае задача испытуемого — реконструировать недостающую информацию, соотнести ее с имеющимися сведениями и установить проблему;
Ø во-вторых, когда в описании ситуации содержится неявно выраженное противоречие между ее элементами (например, когда в ситуации по укреплению коллективной мотивации руководители, стремящиеся к формированию гомогенной корпоративной культуры, используют авторитарный стиль управления, негативно влияющий на решение заданной задачи).
По источнику информации кейсы подразделяются на:
1)описывающие реальные ситуации, почерпнутые из практической работы или литературы, и
2)искусственно сконструированные в учебных целях или для проработки гипотетических проблем, которые могут возникнуть перед организацией.
7.4. Значение метода конкретной ситуации. С помощью этого метода вырабатываются умение и навыки индивидуального или группового решения поставленных задач. Такого рода способности крайне необходимы руководителю в реальной работе, поскольку ему непрерывно приходится принимать нестандартные, вызванные изменением положения дел решения.
Метод конкретной ситуации развивает у студентов или уже состоявшихся руководителей:
Ø широту и гибкость мышления,
Ø помогает научить их умению рационально использовать информацию,
Ø самостоятельно анализировать факты, чувствовать ситуацию и оценивать ее,
Ø критически рассматривать различные точки зрения, обсуждать их и защищать собственную позицию,
Ø быть готовыми к применению различных средств и методов,
Ø находить оптимальные решения в условиях неопределенности.
Важными его достоинствамиявляются также:
Ø высокая приближенность к реальной жизни организации,
Ø сравнительно небольшие финансовые и временные затраты, быстрота проведения игры,
Ø многовариантность - возможны различные варианты ситуации и их легко изменять;
Ø многоцелевой характер использования. Игра может преследовать несколько целей. Кроме того, изменяя параметры ситуации, можно ставить перед участниками разные цели.
Ø использование МКС особенно эффективно в процессе карьерного обучения, повышения квалификации сотрудников.
7.5. Этапы проведения МКС.
Применение метода конкретной ситуации на практике обычно проявляется в детальном прорабатывании одной и той же ситуации многими обучающимися или целыми группами сотрудников. В процессе использования этого метода можно выделить следующие общие этапы с характерными для них действиями:
Этапы МКС | Характерные для них действия |
Анализ | Исследовать заданную практическую ситуацию и собрать существенную для решения задач информацию |
Выяснение альтернатив | Выявить возможные альтернативы решения ситуационных задач |
Выбор альтернатив | Выбрать лучшую альтернативу для решения задач |
Разработка решений | Разработать во всех деталях конкретные решения по осуществлению выбранной альтернативы |
Представление | Разработанные решения представить на пленарное заседание (занятие) и обсудить коллективно |
Наиболее целесообразно использование метода конкретной ситуации для достижения следующих учебных целей:
§ активизации процесса обучения и тем самым повышения его результативности;
§ выяснения и решения проблем определенного типа;
§ разработки комплексных решений;
§ повышения готовности и умения принимать решения;
§ тренировки работы в команде[2].
8. Метод «кейс-стади», как разновидность МКС.
В последние годы во многих странах, в Кейс-стади том числе и в России, широкое применение получает такая достаточно типичная разновидность метода конкретной ситуации, как«кейс-стади»(дословно «изучение ситуаций»). Иногда кейс-стади отождествляют с методом конкретной ситуации в целом, хотя он — скорее один из наиболее популярных вариантов этого метода.
8.1. Сущность кейс-стади. Этот метод представляет собой довольно-таки сжатую во времени деловую игру. Его временная ограниченность обусловлена заданностью ситуации.
В отличие от многих других деловых игр (например, психодрамы, предполагающей свободное (конечно, в рамках определенных правил) изменение ситуации в результате импровизированных действий игроков), поведение участников кейс-стади привязано к одной или нескольким заданным ситуациям. Из-за этого отличия и ряда других специфических черт некоторые исследователи отделяют кейс-стади от деловых игр, хотя такое отделение, на мой взгляд, едва ли правомерно, поскольку этот метод обладает рассмотренными выше главными признаками деловых игр.
8.2. Признаки метода кейс-стади. Важнейшими конституирующими признаками метода кейс-стади являются[3]
1) Наличие участников деловой игры, ее руководителя и заданной ситуации. При этом участники имеют определенные роли (должности), им предлагаются задачи по анализу проблемной ситуации и принятию соответствующих решений.
2) Функцией руководителя является введение участников в курс дела (ознакомление с условиями, правилами и целями игры), анализ действий обучаемых и выработка единого решения, объяснение в случае необходимости его преимуществ.
3) Моделирование динамичной управленческой, хозяйственной, административной или другой ситуации, которая может возникнуть в той или иной организации.
4) Реальная (или искусственно сконструированная) производственная ситуация предстает в данном случае в виде игровой ситуации, воспроизводящей по главным параметрам реальное положение дел. Игровая ситуация должна по возможности максимально воспроизводить объект действительности.
5) Проблемность ситуации, а часто и конфликта. Проблемность может быть либо задана условиями игры, либо порождаться необходимостью управления объектом в условиях изменения ситуации. Под проблемой в данном случае понимается ситуация, угрожающая достижению целей субъекта (отдельного работника или группы) в настоящем или будущем.
6) Неполная формализации ситуации и, как следствие, наличие в ней неопределенности, требующей самостоятельных, нешаблонных решений.
7) Динамичность обстановки и ее зависимость от предыдущих решений участников кейса.
8) Наличие мотивации, побуждающей участников игры действовать как и в реальной жизни.
В целях активизации процесса обучения и выработки умения принимать решения в наиболее важных для практической деятельности ситуациях кейс-стади использует ряд игровых приемов, сочетая при этом общую ориентацию на реальную профессиональную деятельность с игровой имитацией реальной обстановки. Игровые особенности этого метода можно представить наглядно.
Соотношение профессиональных и игровых
компонентов метода кейс-стади
Профессиональная деятельность | Игровая деятельность |
Объект имитации - реальная ситуация | Введение «катастроф», сжатие времени, импровизация |
Цели деловой ситуации | Формулирование игровых целей |
Реальные правила разбора деловой ситуации | Введение на их основе правил игры |
Комплект ролей | Персональное заполнение и распределение ролей, исполнение двойных ролей, создание портрета каждой роли, градация оценок исполнения роли |
Конфликт в деловой ситуации | Введение ролей с несовместимыми целями, визуальное представление результатов оценки, создание экстремальных ситуаций, «катастроф», конструирование поведенческих противоречий |
Система оценок | Система штрафов, поощрений, премий, визуальное представление результатов игры |
Документальное обеспечение | Создание опознавательных знаков для игроков и других символов |
8.3. Значение метода кейс-стади:
Ø он может использоваться не только для обучения студентов и руководителей, но и для проверки их знаний и способностей.
Ø помогает выработать у участников умение анализировать имеющуюся информацию, договариваться с другими сотрудниками, руководить людьми, самостоятельно принимать решения, публично выражать и отстаивать их.
Ø наибольший эффект использование кейс-стади дает при работе с руководителями и другими непосредственными участниками трудовой деятельности. В этом случае можно конструировать игровые ситуации, непосредственно воссоздающие повседневную обстановку в данной организации или же типичные для ряда предприятий проблемы.
Ø что же касается обучения студентов, то здесь кейс-стади тоже применим, однако его использование требует отбора более общих игровых ситуаций, типичных для их будущей профессиональной деятельности.
Разработка простейших конкретных игровых ситуаций — кейсов вполне доступна преподавателям в вузах, системах повышения квалификации и профессионального образования при их соответствующей подготовке и тренировке.
Конечно, на начальном этапе при разработке и применении кейсов желательно получить консультации у специалиста-профессионала. Сравнительно легко конструировать кейсы по выявлению и преодолению типичных поведенческих ошибок (например, моделировать различные ситуации по адаптации молодого специалиста в новом коллективе: его отношения с руководителем, коллегами, поведение в условиях организационного конфликта и т.п.).
Перспективным направлением разработки и использования кейсов при работе со студентами является моделирование типичных ситуаций производственной практики.
Важным достоинством кейс-стади и других деловых игр является то, что они выполняют не только диагностические и познавательные, но и тренинговые функции.
[1] Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учебное пособие. – М., 1999. – С.342
[2] Психологические тесты для деловых людей. М., 1996. – С.130 - 132
[3] Ладанов И.Г. Практический менеджмент. – М., 1995 – С. 45 - 47