Соотношение профессиональных и игровых

Метод групповых дискуссий.

Понятие и сущность метода конкретной ситуации (МКС).

Ø требования к описанию ситуации.

Ø содержание и типы конкретных ситуаций.

Ø этапы проведения мкс.

Ø значение метода конкретной ситуации

8. Метод «кейс-стади», как разновидность МКС.

Ø сущность кейс-стади.

Ø конституирующие признаки метода кейс-ста­ди

Ø значение метода кейс-стади

Литература:

Метод групповых дискуссий.

Помимо уже рассмотренных методов, при диагностике и обучении персона­ла, особенно руководящих кадров, не­редко используется метод групповых дискуссий. Он сочетает отдельные свойства и функции тестов и деловых игр.

Суть этого метода заключается в том, что многим испытуемым (например, претендентам на вакантную должность) дается одинаковое задание, которое они должны выполнить вна­чале индивидуально и соответственно зафиксировать.

Затем испы­туемые посредством группового обсуждения должны принять об­щее решение.

Проанализировав индивидуальные и коллективное решения, а также поведение участников дискуссии, руководитель (или группа экспертов) может оценить как индивидуальный потенциал испы­туемых, так и их способности аргументирование отстаивать свою точку зрения, убеждать других в ее правильности. Участники груп­повой дискуссии приобретают некоторые навыки коллективного взаимодействия.

Пример метода групповых дискуссий - деловая игра «Полет на Луну».

Метод конкретной ситуации

7.1. Понятие и сущность метода конкретной ситуации. В последние десятилетия в управлении персоналом и в менеджменте в целом широкое распространение получил метод (изучения) конкретной ситуа­ции. В нем наиболее полно воплощен ситуационный подход к уп­равлению.

Главная идея этого подхода — действия руководителя (а во многом и других сотрудников), базируясь на целях, ценностях и нормах организации, должны исходить из конкретной, реально суще­ствующей ситуации, учитывать ее важнейшие параметры и их изме­нения.

В деловой игре «метод конкретной ситуации» реальное поло­жение организации отображается в форме деловой ситуации (при­менительно к экономике ее часто называют «бизнес-ситуация»).

Деловая ситуация — это имитация, идеальное отображение реаль­ной ситуации из жизни организации или же искусственно создан­ная ситуация, воссоздающая типичные проблемы, возникающие в организационной жизни. Деловая ситуация выражается в форме конкретного набора параметров, переменных, оказывающих ре­шающее влияние на организацию в данное время.

Иными слова­ми, она представляет собой перечень релевантных (существенных для решения проблемы) данных об организации, ее окружающей среде, положении (должности) действующего лица и его задачах.

7.2. Описание ситуации. Задаваемая деловая (игровая) ситуация обычно не нуждается в подробном, детальном освещении положения дел в организации. Описание ситуации включает главным образом информацию:

Ø о субъекте - личности, группе или организации, занима­ющей центральное место в ситуации. Описание субъекта может проводиться в различных формах: в виде целей и стратегии субъекта или же в форме фактической информа­ции относительно его деятельности;

Ø о партнерах, конкурентах и/или других действующих ли­цах, с которыми взаимодействует субъект ситуации;

Ø об условиях, в рамках которых существует и изменяется ситуация.

7.3. Содержание и типы конкретных ситуаций. Деловая ситуация должна быть близка к реальности, посколь­ку без этого нельзя добиться естественности действий обучаемых. Содержание производственной (деловой) ситуации может пере­даваться различными способами: письменно (например, в форме описания или дела), устно, а также в форме информационного сообщения - с помощью видеофильма или магнитофонной запи­си. Ситуация, как и деятельность реальной организации, дина­мична, что требует от обучаемого новых решений и действий.

Существует несколько типов конкретных ситуаций (кейсов)[1].

Результат игры Проблемные и про­ектные
Источник информации Описывающие реальные ситуации, искусственно сконструированные

С точки зрения результата игры они делятся на: проблемные и про­ектные.

В проблемных ситуациях результатом действий является определение и формулирование основной проблемы (иногда про­блемного поля) и, главное, оценка сложности ее решения.

Про­блема задается обычно двумя способами:

Ø во-первых, когда отсутствует информация об одном из необ­ходимых элементов ситуации (например, о партнерах). В этом слу­чае задача испытуемого — реконструировать недостающую инфор­мацию, соотнести ее с имеющимися сведениями и установить проблему;

Ø во-вторых, когда в описании ситуации содержится неявно выраженное противоречие между ее элементами (например, когда в ситуации по укреплению коллективной мотивации руководите­ли, стремящиеся к формированию гомогенной корпоративной культуры, используют авторитарный стиль управления, негативно влияющий на решение заданной задачи).

По источнику информации кейсы подразделяются на:

1)описывающие реальные ситуации, почерпнутые из практи­ческой работы или литературы, и

2)искусственно сконструированные в учебных целях или для проработки гипотетических проблем, которые могут воз­никнуть перед организацией.

7.4. Значение метода конкретной ситуации. С помощью этого метода вырабатываются уме­ние и навыки индивидуального или группового решения постав­ленных задач. Такого рода способности крайне необходимы ру­ководителю в реальной работе, поскольку ему непрерывно при­ходится принимать нестандартные, вызванные изменением поло­жения дел решения.

Метод конкретной ситуации развивает у студентов или уже состоявшихся руководителей:

Ø широту и гиб­кость мышления,

Ø помогает научить их умению рационально ис­пользовать информацию,

Ø самостоятельно анализировать факты, чувствовать ситуацию и оценивать ее,

Ø критически рассматривать различные точки зрения, обсуждать их и защищать собственную позицию,

Ø быть готовыми к применению различных средств и методов,

Ø находить оптимальные решения в условиях неопреде­ленности.

Важными его достоинствамиявляются также:

Ø высокая приближенность к реальной жизни организации,

Ø сравнительно небольшие финан­совые и временные затраты, быстрота проведения игры,

Ø многова­риантность - возможны различные варианты ситуации и их легко изменять;

Ø многоцелевой характер использования. Игра может преследовать несколько целей. Кроме того, изменяя параметры ситуации, можно ставить перед участниками разные цели.

Ø использование МКС особенно эффективно в процессе карьерно­го обучения, повышения квалификации сотрудников.

7.5. Этапы проведения МКС.

Применение метода конкретной ситуации на практике обыч­но проявляется в детальном прорабатывании одной и той же си­туации многими обучающимися или целыми группами сотрудни­ков. В процессе использования этого метода можно выделить сле­дующие общие этапы с характерными для них действиями:


Этапы МКС Характерные для них действия
Анализ Исследовать заданную практическую ситу­ацию и собрать существенную для реше­ния задач информацию
Выяснение альтернатив Выявить возможные альтернативы решения ситуационных задач
Выбор альтернатив Выбрать лучшую альтернативу для решения задач
Разработка решений Разработать во всех деталях конкретные ре­шения по осуществлению выбранной аль­тернативы
Представление Разработанные решения представить на пленарное заседание (занятие) и обсудить коллективно

Наиболее целесообразно использование метода конкретной ситуации для достижения следующих учебных целей:

§ активизации процесса обучения и тем самым повышения его результативности;

§ выяснения и решения проблем определенного типа;

§ разработки комплексных решений;

§ повышения готовности и умения принимать решения;

§ тренировки работы в команде[2].

8. Метод «кейс-стади», как разновидность МКС.

В последние годы во многих странах, в Кейс-стади том числе и в России, широкое приме­нение получает такая достаточно типич­ная разновидность метода конкретной ситуации, как«кейс-стади»(дословно «изучение ситуаций»). Иногда кейс-стади отождествля­ют с методом конкретной ситуации в целом, хотя он — скорее один из наиболее популярных вариантов этого метода.

8.1. Сущность кейс-стади. Этот метод представляет собой довольно-таки сжатую во времени деловую игру. Его временная ограниченность обусловлена заданностью ситуации.

В отличие от многих других деловых игр (например, психодрамы, предполагающей свободное (конечно, в рамках определенных пра­вил) изменение ситуации в результате импровизированных дей­ствий игроков), поведение участников кейс-стади привязано к одной или нескольким заданным ситуациям. Из-за этого отличия и ряда других специфических черт некоторые исследователи отде­ляют кейс-стади от деловых игр, хотя такое отделение, на мой взгляд, едва ли правомерно, поскольку этот метод обладает рас­смотренными выше главными признаками деловых игр.

8.2. Признаки метода кейс-ста­ди. Важнейшими конституирующими признаками метода кейс-ста­ди являются[3]

1) Наличие участников деловой игры, ее руководителя и за­данной ситуации. При этом участники имеют определенные роли (должности), им предлагаются задачи по анализу проблемной си­туации и принятию соответствующих решений.

2) Функцией руково­дителя является введение участников в курс дела (ознакомление с условиями, правилами и целями игры), анализ действий обучаемых и выработка единого решения, объяснение в случае необхо­димости его преимуществ.

3) Моделирование динамичной управленческой, хозяйственной, административной или другой ситуации, которая может возникнуть в той или иной организации.

4) Реальная (или искусственно сконстру­ированная) производственная ситуация предстает в данном случае в виде игровой ситуации, воспроизводящей по главным параметрам реальное положение дел. Игровая ситуация должна по возможности максимально воспроизводить объект действительности.

5) Проблемность ситуации, а часто и конфликта. Проблемность может быть либо задана условиями игры, либо порождаться необ­ходимостью управления объектом в условиях изменения ситуации. Под проблемой в данном случае понимается ситуация, угрожаю­щая достижению целей субъекта (отдельного работника или груп­пы) в настоящем или будущем.

6) Неполная формализации ситуации и, как следствие, нали­чие в ней неопределенности, требующей самостоятельных, не­шаблонных решений.

7) Динамичность обстановки и ее зависимость от предыдущих решений участников кейса.

8) Наличие мотивации, побуждающей участников игры действо­вать как и в реальной жизни.

В целях активизации процесса обучения и выработки умения при­нимать решения в наиболее важных для практической деятельности ситуациях кейс-стади использует ряд игровых приемов, сочетая при этом общую ориентацию на реальную профессиональную деятель­ность с игровой имитацией реальной обстановки. Игровые особен­ности этого метода можно представить наглядно.

Соотношение профессиональных и игровых

компонентов метода кейс-стади

Профессиональная деятельность Игровая деятельность
Объект имитации - реальная ситуация Введение «катастроф», сжатие времени, импровизация
Цели деловой ситуации Формулирование игровых целей
Реальные правила разбора деловой ситуации Введение на их основе правил игры
Комплект ролей   Персональное заполнение и распределение ролей, исполнение двойных ролей, созда­ние портрета каждой роли, градация оце­нок исполнения роли
Конфликт в деловой ситуации   Введение ролей с несовместимыми целя­ми, визуальное представление результатов оценки, создание экстремальных ситуа­ций, «катастроф», конструирование пове­денческих противоречий
Система оценок   Система штрафов, поощрений, премий, визуальное представление результатов игры
Документальное обеспече­ние Создание опознавательных знаков для иг­роков и других символов

8.3. Значение метода кейс-стади:

Ø он может использоваться не только для обуче­ния студентов и руководителей, но и для проверки их знаний и способностей.

Ø помогает выработать у участников умение ана­лизировать имеющуюся информацию, договариваться с другими сотрудниками, руководить людьми, самостоятельно принимать решения, публично выражать и отстаивать их.

Ø наибольший эф­фект использование кейс-стади дает при работе с руководителями и другими непосредственными участниками трудовой деятельности. В этом случае можно конструировать игровые ситуации, непосред­ственно воссоздающие повседневную обстановку в данной органи­зации или же типичные для ряда предприятий проблемы.

Ø что же касается обучения студентов, то здесь кейс-стади тоже применим, однако его использование требует отбора более общих игровых ситу­аций, типичных для их будущей профессиональной деятельности.

Разработка простейших конкретных игровых ситуаций — кейсов вполне доступна преподавателям в вузах, системах повышения квалификации и профессионального образования при их соответствующей подготовке и тренировке.

Конечно, на начальном этапе при разработке и применении кей­сов желательно получить консультации у специалиста-профессио­нала. Сравнительно легко конструировать кейсы по выявлению и преодолению типичных поведенческих ошибок (например, моде­лировать различные ситуации по адаптации молодого специалиста в новом коллективе: его отношения с руководителем, коллегами, поведение в условиях организационного конфликта и т.п.).

Перс­пективным направлением разработки и использования кейсов при работе со студентами является моделирование типичных ситуаций производственной практики.

Важным достоинством кейс-стади и других деловых игр явля­ется то, что они выполняют не только диагностические и познава­тельные, но и тренинговые функции.

[1] Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учебное пособие. – М., 1999. – С.342

[2] Психологические тесты для деловых людей. М., 1996. – С.130 - 132

[3] Ладанов И.Г. Практический менеджмент. – М., 1995 – С. 45 - 47

Наши рекомендации