Тема 7. ГОСУДАРСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Государственное регулирование экономики.
Говоря о регулировании рыночной экономики, следует, прежде всего, отметить, что оно может осуществляться двумя существенно различными группами методов: негосударственными и государственными. Негосударственные методы регулирования связаны с различными ассоциациями и соглашениями о рынках сбыта и ценах, а также с банками, товарными и фондовыми биржами, ярмарками, центрами оптовой торговли, валютными аукционами, информационными системами. Большими возможностями в регулировании рынка в современных условиях обладает и система маркетинга. Важное средство регулирования рынка - хозяйственные договоры между субъектами, предполагающие фиксирование обязательства каждой стороны и согласованным механизмом контроля.
Отмеченные негосударственные методы регулирования составляют в значительной мере звенья механизма саморегулирования рыночной экономики, осуществляемого на основе взаимодействия цен, спроса, предложения и конкуренции. Этот механизм выступает как всеобщий регулятор пропорций и направлений производства, обеспечивающий устойчивую связь между производством и потреблением благ, формируя оптимальную структуру производства. Однако было бы ошибкой полагать, будто рынок способен решить все возможные экономические проблемы даже в условиях системы свободной конкуренции, в которой механизмы саморегулирования работают с наибольшей эффективностью. Поэтому важнейшую роль в корректировке и дополнении рыночного механизма играет государство. Государство всегда вмешивалось в экономическую жизнь общества: однако степень этого вмешательства в различные периоды развития рыночной экономики неодинакова. Были времена, когда его экономическая роль оставалось малозаметной. В 30-е годы произошел серьезный поворот. Государство приступило к систематическому макроэкономическому регулированию, значительно расширило свое влияние на хозяйственную жизнь. В 80-е годы наметилось обратное движение, началось перестройка регулирования экономики развитых стран. В минимальной степени государство вмешивается в рыночную экономику при свободном рынке, или, иначе говоря, в экономику свободной конкуренции. Но и здесь, по меньшей мере, существуют три проблемы, решение которых оказывается вне пределов досягаемости рыночных механизмов:
1. Система свободного предпринимательства не в состоянии обеспечить экономику нужным количеством денег То, что в развитых странах денежным обращением в основном ведают коммерческие банки, и оно переходит в режим электронных денег, сути дела не меняет. Везде существуют центральные банки и государственная денежная политика. Отсюда следует, что государство, выправляя известное несовершенство рыночной системы, берет на себя организацию предложения денег и в обозримом будущем никому эту функцию не отдаст.
2. Рыночная система удовлетворяет лишь потребности, которые воплощаются в спросе. Однако не всякая потребность может быть изменена в деньгах, выраженная через спрос, и, следовательно, удовлетворена рыночными способами. Как, скажем, выразить через спрос потребность в охране границ, обороне страны, услугах пожарных и т.п. Между тем удовлетворение таких потребностей влияет на благосостояние всего общества, и отдельных людей. Здесь речь идет о том, что принято называть "общественными или коллективными товарами". В производстве или финансировании производства "общественных товаров" в объеме, удовлетворяющем потребности, рынок явно не в состоянии выступить альтернативной участию государств.
3. Рынок не может контролировать возникающие в ходе экономической деятельности "внешние по отношению к рынку эффекты ", т.е. изменения благосостояния субъектов, не обуславливаемых их действиям на рынке. Эти "эффекты" могут возникать в производстве и потреблении, иметь положительный и отрицательный "заряд", различную степень "охвата" (от узкого, когда затрагиваются интересы отдельного человека до тотального, которому подвержено все население страны).
Примером положительного внешнего эффекта может служить строительство железных дорог, которое приводит к улучшению условий жизни в районах, прилегающих к железной дороге. Минусовой внешний эффект создают предприятия, загрязняющие среду, или строительство плотин на реках, перекрывающих пути нереста рыб.
Внешние эффекты не имеют денежной меры, но они реально влияют на жизнь каждого человека и общества в целом. Поэтому положительные эффекты следует поощрять, за отрицательные - наказывать. Это нельзя сделать без участия государства, потому что рынок устроен так, что не генерирует стимулы, которые вынудили бы предпринимателей беречь природу и не воспроизводимые ресурсы, наконец, не следует забывать, что система свободной, совершенной конкуренции на практике никогда не существовала, а существует несовершенная конкуренция. Это несовершенство особенно возрастает в связи с развитием крупных корпораций, монополизирующих рынки товаров и труда, и делающих цены жесткими, негибкими и малоподвижными в сторону снижения. Что также требует государственного регулирования. Государственное регулирование связано с высокой дифференциацией доходов. Рынок признает только один вариант распределения: он должен соответствовать эффекту от вложения фактора производства. Тогда в равной степени справедливы высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, и низкие цены - тех, кто потерпел в ней неудачу. Но такое распределение доходов явно несправедливо в общечеловеческом смысле. За его пределами остаются люди, у которых нет никаких факторов производства (старики, инвалиды, дети), граждане, обладающие факторами производства, но неспособные в данный момент найти им применение (например, безработные) и многие другие. Со временем произошло расширение экономических функций государства, которое активно включилось в перераспределение доходов. Не обеспечивает рыночный механизм и соблюдение права на труд тех, кто не может и хочет работать. В результате еще одной обязанностью государства становится снижение уровня и продолжительности вынужденной безработицы, материальное обеспечение людей, не по своей воле расставшихся с рабочими местами или не сумевших их найти. Государство должно обеспечить также минимальный уровень жизни. В сфере развития производства рынок, стимулирую эффективное освоение уже имеющихся технологических нововведений, не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области науки и техники, глубокие структурные преобразования производства. Ему не хватает мощности для того, чтобы двинуть крупномасштабные инвестиционные проекты с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли. В таких ситуациях бизнес нуждается в поддержке государства. Участие государства воплощается в стимулировании НТП, инвестиционной и структурной политике. Рыночная экономика не в состоянии противостоять инфляции и спадам деловой активности. Если государство остается безучастным, эти болезни начинают прогрессировать, нанося немалый экономический и социальный ущерб. Таковы в общих чертах максимально допустимые пределы государственного вмешательства в экономику. Если же государство выходит за эти грани, то какими бы благими намерениями оно не руководствовалось, как правило, происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление от чрезмерной государственной активности.
Формы государственного регулирования рыночной экономики
Рассмотренная выше необходимость вмешательства государства в рыночную экономику находит выражение в разнообразных функциях и метода регулирования экономики государством. При рассмотрении экономических функций государства, прежде всего, следует выделить два основных направления.
Первое- обеспечение сохранности рыночного механизма, условий его номинальной работы. К таким условиям относятся регулярная демонополизации экономики, ее эффективная антиинфляционная профилактика, поддержание системы государственных финансов в нужных размерах и бездефицитном состоянии, своевременное предупреждение, а когда необходимо, гашение спадов производства и некоторые другие.
Второе направление - решение экономических и социальных проблем, перед лицом которых рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность, либо недостаточную эффективность, о чем уже было сказано в первом вопросе.
Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. При этом часто необходимо применение административных методов. Вообще, жесткое разграничение экономических и административных методов едва ли необходимо. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе, вообще говоря, любой экономический регулятор, хотя бы потому, что контролируется той или иной государственной службой. Например, денежное обращение ощутит влияние такого экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное решение о ее повышении с 50 до 60%. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что оно косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим. Вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д. Приходится приспосабливаться и потребителям: изменять структуру текущего спроса, а также соотношения между его объемом и суммой сбережений. Вместе с тем, экономические и административные методы существенно отличаются друг от друга. В частности, административные методы заметно сужают свободу экономического выбора, а порой вообще сводит ее к нулю, как это имело место в командно-распределительной системе советского социализма. Экономические методы нисколько не ограничивают свободу выбора, иной раз даже расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Когда, допустим, государство меняет ставку процента по своим долговым обязательствам, обладатель денежного дохода видит тут лишь признак того, что к числу доступных ему вариантов размещения сбережений добавился еще один. Поэтому в странах рыночной экономики важнейшую роль обретает законодательно-правовое обеспечение принимаемых хозяйственных решений. Главное требование к принимаемым законам и подзаконным актам - своевременность, проработанность и взаимосвязанность. По мере создания рыночной экономики необходимо не только законодательно подкреплять и обслуживать принимаемые новые хозяйственные решения, но и регулярно пересматривать и приводить в соответствие с ними набор действующих нормативно - правовых документов. Последние могут быть скорректированы или отклонены.
В условиях рыночной экономики особую роль играют денежная и финансово - кредитная системы. В этой связи усиливается роль государства в создании и поддержании стабильной финансово-кредитной системы и организации денежного общества. Она включает в себя создание и применение в народном хозяйстве единой налоговой системы, проведение активной и действительной кредитной политики, регулирование и упорядочение в стране денежного обращения. Государство должно последовательно осуществлять функции управления ценообразованием, обеспечивая, с одной стороны, свободу установления гибких рыночных цен, а с другой стороны - регулируя цены на продукцию, в производстве которых высока доля предприятий - монополистов. Государство, в принципе, должно стремиться к сокращению политики стабильно низких цен товары первой необходимости. Существенно усиливается роль государства в социальной сфере, в связи с чем, происходит развитие социальной функции государства в регулировании рыночной экономики.
Этот процесс проходит в двух направлениях:
с одной стороны, формирование крупных государственных социальных программ с сферах образования, здравоохранения, экологии, а
с другой - создание современного и действенного механизма социальной защиты и социальных гарантий. Здесь роль государства должна оставаться определяющей, контролирующей и регулирующей.


Тема 8. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Государственный бюджет.
Государственные финансы играют важнейшую роль в перераспределении национального дохода, развитии общественного воспроизводства, формировании экономической структуры общества, совершенствовании производительных сил. Однако для осуществления этих задач государственные финансовые учреждения должны вступать в определенные финансовые отношения, касаются ли они отношений с налогоплательщиками, лицами, получающими пенсии, пособие по безработице и другие виды социальной помощи, либо отношений с предприятиями и корпорациями, финансово-валютных отношений с иностранными государствами. Вся совокупность таких отношений и составляет финансовую систему.
Финансовая система охватывает многочисленные институты государственных финансов, которые действуют в тесном взаимодействии с кредитными институтами различного назначения.
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Бюджет-баланс денежных доходов и расходов, составляемый для государства, местных органов управления, предприятий, учреждений, семей или отдельного лица на определенный период.
Государственный бюджет представляет собой сложный, многоплановый юридический документ, отражающий все многообразие его функций. Прежде всего, в бюджете находит свое отражение структура доходов и расходов государства.
Доходы государственного бюджета состоят в первую очередь из налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти, государственных займов, а так же поступлений внебюджетных мобилизации крупных финансовых ресурсов для конкретных целей, прежде всего, социально-экономического характера.
По своей структуре расходные статьи бюджета подразделяются на расходы по государственному управлению: военные расходы, расходы на социально-экономические цели; расходы на хозяйственную деятельность государства; расходы по осуществлению внешне экономической деятельности.
К правительственным расходам относятся внебюджетные ассигнования, направленные на строительство дорог, школ, больниц, учреждений культуры осуществление экономической и энергетической программ и другие общественные нужды и потребности. Сюда относятся и расходы на внешнеторговые закупки, приобретение необходимой для населения сельскохозяйственной продукции и д.р. Такого рода расходы и закупки можно назвать государственно-общественными, потому что потребителем товаров и услуг является общество в целом в лице государства.
Государственные расходы на закупку товаров и услуг обычно составляет значительную часть бюджета, обычно они выступают в форме госзаказов предприятиям. Такой заказ практикуется и в странах с развитой рыночной структуры. Так, в США и Англии пятая часть ВНП приобретается государством и, как правило, фирмы и корпорации всегда стремятся получить заказ от государства, поскольку, это обеспечивает их гарантированным рынком сбыта, кредитными и налоговыми льготами, исключает риск неплатежей.
Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности национального производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержание в нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства.
К числу важнейших статей государственных расходов относятся затраты, связанные с созданием наиболее благоприятных предпосылок для функционирования производственных секторов экономики. Все более значительное место занимают их расходы на создание объектов социальной инфраструктуры.
Значительный удельный вес продолжают занимать военные расходы. Рассматривая военные расходы, необходимо учитывать не только прямые, но и косвенные затраты, к числу которых относятся выплаты процентов по военным долгам, пенсии и пособие инвалидам воин, воин, ветеранам и т.д.
Общей материальной основой всех доходов государства является перераспределение национального дохода, огосударствление значительной части вновь созданной стоимости. Важнейшими составными частями механизма перераспределения являются налоги, государственные займы, а также поступление внебюджетных фондов.
Бюджетный дефицит и государственный долг
Проблемы, связанные с бюджетом и долгом государства, всегда привлекали внимание ученых экономистов, которые пытались дать рекомендации, направленные на сбалансирование бюджета, ликвидацию его дефицита.
Бюджетный процесс предлагает балансирование государственных доходов и расходов. Однако на практике бюджетный дефицит и государственный долг существует во всех странах. Возрастание бюджетных расходов отнюдь не компенсируется увеличением налоговых поступлений, в силу чего возрастание бюджетных дефицитов приобрело хронический характер и огромные масштабы. Бюджетным дефицитом называется превышение расходов государства над доходами. Важнейшим условием покрытия бюджетных дефицитов стал государственный кредит. Под государственным кредитом понимается вся совокупность кредитных отношений, при которых кредитором выступает государство.
Основная форма государственного заимствования финансовых ресурсов - это выпуск государственных займов. В ходе их разрешения государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных компаний. Если казначейские обязательства размещаются в частном секторе, происходит временное перераспределение денежных ресурсов от их частных владельцев к государству. Для этого казначейство должно выпускать свои бумаги под высокий процент, который мог бы заинтересовать владельцев капитала. Выплата процентов по государственному долгу является одной из главных расходных статей бюджета. Но казначейство может размещать свои обязательства в центральном банке (эмиссионном). Учитывая казначейские обязательства, банк выпускает в обращение дополнительную массу платежных средств, не связанных с увеличением реальной товарной массы. Рост денежной массы при этом отнюдь не сопровождается увеличением действительного богатства общества.
Государственные займы выпускаются на различные сроки и делятся по этому признаку на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В условиях бюджетных дефицитов и роста процентных платежей по государственным обязательствам казначейства стремятся максимально отодвинуть во времени выплату задолженности. Такого рода мероприятия могут дать краткосрочный эффект, но они не могут способствовать сколько-нибудь прочной стабилизации бюджета, поскольку связаны, как правило, с дальнейшим увеличением процентных ставок и возрастанием, в конечном счете, общей суммы задолженности.
Существование значительного государственного долга может привести к усилению неравномерного распределения доходов среди населения. Поскольку большая часть государственного долга в виде облигаций по займам сосредоточена у состоятельной части населения, постольку процентные выплаты по ним попадут именно к ним, что еще больше увеличит их доходы. Если выплаты по процентам растущего государственного долга будут осуществляться за счет повышения налогов, то это значительно ослабит стимулы к труду, производительность труда, поиски новых методов технологии, инновации и т.д.
Таким образом, проблема государственной задолженности оказывается напрямую связанной со сложным комплексом проблем денежного обращения, бюджетной политики, эффективностью государственного воздействия на экономическую эффективность и процессы в социальной сфере.
Внешний долг. Современный этап интернационализации хозяйственной жизни характеризуется быстрым ростом международного кредита, стремительным увеличением на этой основе внешней задолженности. Межгосударственные займы могут размещаться в различной валюте, но, как правило, при установлении фиксированного валютного паритета на момент выпуска займов. Международный кредит дает возможность существенно расширить возможности привлечения финансовых ресурсов, как для удовлетворения потребностей частного сектора, так и покрытия дефицитов государственного бюджета.
Бюджетный дефицит и, особенно, рост внешнего государственного долга может негативно повлиять на состояние международной торговли страны. Вследствие этого сократится экспорт и тем самым нарушится внешнеторговый баланс, а это приведет к внешним займам и, в конечном счете - к росту иностранного долга, для покрытия которого придется расплачиваться национальным богатствам
Налоги. Принципы и формы налогообложения
В странах с развитой рыночной экономикой налоги, кроме выполнения традиционных фискальных функций, становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики. Важнейшее место среди источников поступлений в государственный бюджет занимают налоги. На их долю приходиться 90% всех поступлений в бюджеты промышленно - развитых стран.
Налог - обязательный платеж, взимаемый с население, организаций и предприятия в законодательно установленном порядке. Налогообложение предприятий, объединений и граждан является основным источником финансирования бюджета всех уровней. В зависимости от способа взимания налоги разделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. К косвенным налогом относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф, акцизы, таможенные пошлины сборы.
Наиболее важной разновидностью прямого налога является подоходный налог,
Взимание подоходного налога начинается с определенного минимума. Нормой налогообложения является налоговая ставка - размер налога на единицу обложения. В зависимости от характера ставок различают пропорциональные и прогрессивные.
Пропорциональные ставки - ставки налога, действующие в едином проценте к объекту налогообложения.
Прогрессивные ставки - ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения, при этом применяется шкала ставок. В практике налогообложения встречаются также твердые (фиксированные) ставки, устанавливаемые на единицу объекта, независимо от стоимости.
К разряду подоходных налогов относятся также имущественный налог и налог на сделки с капиталом. В первом случае налог взимается со стоимости имущества (земля, строения) и выплачивается как физическими, так и юридическими лицами. Налог на сделки с капиталом взимается главным образом с доходов от фондовых операций купли - продажи ценных бумаг.
Помимо прямых налогов, важную роль играют косвенные налоги. К косвенным налогом относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф, акцизы, таможенные пошлины, сборы. Плательщиком этих налогов становится, в конечном счете, потребитель этих товаров. Хотя главным инструментом мобилизации финансовых ресурсов в бюджет являются прямые налоги, роль косвенных налогов остается значительной. Важнейшее место среди них занимают акцизы.
Акциз-разновидность косвенного налога на товары и услуги, включаемый в цену и тариф. В зависимости от особенностей той или иной страны акцизами облагаются самые различные виды товаров массового потребления, а также услуги транспорта, связи, коммунального обслуживания и т.д. В современных условиях широкое распространение получает разновидность акцизов, получившая название "налог на добавленную стоимость". При этом налогом облагается не вся выручка от реализации данного товара, а только стоимость, добавленная на данном этапе производственной деятельности.
Налог на добавленную стоимости - косвенный налог на товары и услуги.
Наряду с налогами государственных органов власти, важную роль в финансовой системе современных государств играют налоговые поступление местных органов власти. Местные налоги взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Поскольку собственных налогов, как правило, оказывается недостаточно для удовлетворения потребностей местной администрации, то во многих странах действует система субсидирования местных органов власти центральным правительством. Субсидии представляются либо в форме дотаций, либо в форме субвенций. В целом по своей природе субсидии есть часть налоговых поступлений центральных органов власти, представляемая в местные бюджеты.
Субсидия - безвозвратная государственная денежная помощь производителя товаров, призванная либо стабилизировать цены на товары, либо помочь и избежать разорения.
Налоговое регулирование включает:
увеличение или снижение совокупных налоговых поступлений, смену формы обложения, изменение налоговой структуры, дифференциацию ставок, введение или отмену налоговых льгот и скидок, отсрочку платежа налога, аннулирования налоговой задолженности, изменение сферы распространение налогов и другие методы.

В соответствии с теорией Лаффера рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается падение деловой активности, а значит сокращение доходов в бюджеты. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают и при 100% налогообложений доход государства = 0, потому что никто не захочет работать бесплатно. Другими словами, в длительной перспективе снижение чрезмерно высоких налогов обеспечит рост сбережений, инвестиций, занятости и, следовательно, размера совокупных доходов, подлежащих налогообложению. В результате увеличится и сумма налоговых поступлений, вырастет объем государственных доходов, уменьшится дефицит, произойдет ослабление инфляции. Понятно, что эффект Лаффера проявляется лишь в случае нормального действия свободных рыночных механизмов.

Наши рекомендации