Тема 1. функционирование предприятия в условиях рынка

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ

(ПРЕДПРИЯТИЙ)

Учебно-практическое пособие

Для студентов всех специальностей

И всех форм обучения

Тверь – 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ТЕМА 1. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА.. 4

Виды и организационно-правовые формы предприятий. 4

Производственная структура предприятия. 6

Типы организационных структур управления. 7

ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 9

Состав основных производственных фондов: 9

Показатели эффективного использования основных фондов. 10

ТЕМА 3. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЙ.. 13

Показатели эффективного использования оборотных средств. 13

ТЕМА 4. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ 16

ТЕМА 5. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ – ВАЖНЕЙШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 20

ТЕМА 6. ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ 24

РЕШЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ.. 29

ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 32

ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ.. 36

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ.. 39

ВВЕДЕНИЕ

Переход от плановой экономики и становление новых условий хозяйствования предъявляют совершенно новые требования к деятельности предприятий и организаций.

Вместо доминирующих ранее во всех отраслях предприятий государственной собственности функционируют предприятия, базирующиеся на частной, смешанной, коллективной формах собственности.

Происходит расширение самостоятельности предприятий, их прав и обязанностей.

Все это ведет к изменению методов ведения экономики предприятия, механизмов его функционирования. При этом меняются и критерии оценки производственной и коммерческой деятельности.

Это, в свою очередь, значительно повышает требования к уровню экономической подготовки руководящего персонала и служб предприятия и несомненно определяет значимость дисциплин «Экономика предприятия», «Экономика организаций».

Предметом курса «Экономика предприятий (организаций)» является изучение действия и форм проявления экономических законов рынка в специфических организационно-технических условиях предприятий пищевой промышленности, предпосылок и факторов, обеспечивающих при наименьших затратах общественного труда развитие производства продуктов питания с целью наиболее полного удовлетворения потребностей общества и спроса покупателей.

«Экономика предприятий (организаций)» – одна из важнейших дисциплин, включенных в учебный план подготовки студентов различных специальностей. Она базируется на многочисленном разнообразии экономических дисциплин и тесно связана со специальными техническими дисциплинами, так как общеизвестно, что нельзя решать на предприятии или в промышленности технические, технологические задачи, видеть перспективы их развития без глубокого знания экономических процессов.

Таким образом, цель изучения курса – вооружить студентов знаниями о новых механизмах функционирования предприятия в сложившейся правовой, экономической, финансовой и административной среде.

Студентам рекомендуется при изучении курса «Экономика предприятия (организаций)» использовать учебное пособие «Экономика предприятия: ситуационные задачи и алгоритмы их решения, концепции развития», подготовленное сотрудниками академии Минаевой Е. В., Филатовой Л. О., Александровой М. В.

ТЕМА 1. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Предприятие – основное структурное звено промышленности, где трудовой коллектив, используя средства производства, создает потребительские ценности в виде продукции, работ и услуг.

Согласно Закону РФ предприятие - это самостоятельный субъект с правами юридического лица. Юридическое лицо обладает самостоятельным балансом, имеет расчетный счет в банке, печать с наименованием предприятия, устав, несет имущественную ответственность. Основная цель предприятия в условиях рынка – получить максимальную прибыль на основе качественного и количественного обеспечения населения товарами народного потребления.

Важнейшие функции предприятия:

- производственная – связана с изготовлением продукции или оказаниемуслуг;

- хозяйственная и предпринимательская – призваны обеспечить производство необходимым сырьем, обеспечить сбыт продукции;

- финансовая и учетно-бухгалтерская деятельность – учет и контроль за движением материальных ценностей, своевременная оплата счетов, создание благоприятных условий для бизнеса;

- организационно-управленческая – координация перечисленных видов деятельности, создание лучших условий для экономического роста предприятия.

Наши рекомендации