Внебюджетные источники финансирования. 2 страница

· дифференциации базового и профильного уровней преподавания предметов, установленной федеральным базисным учебным планом;

· различному статусу предметов в отношении итоговой аттестации обучающихся (обязательности и необязательности), установленному положением об итоговой (государственной) аттестации;

· а также самостоятельности образовательных учреждений в формировании образовательных программ, установленной Законом Российской Федерации «Об образовании».

Отсутствие в модельной методике учета стажа и уровня образования в качестве основных критериев, влияющих на заработную плату, не противоречит международной и отечественной практике, а главное - российскому законодательству, в частности действующей редакции ТК.

Наряду с другими отмеченными неточностями в заключение ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации приводится некорректное наименование модельной методики.

Тема 12. Высшее образование и рынок труда специалистов в России

Переход нашей страны к условиям рыночной экономики обострил проблему занятости трудоспособного населения и сделал весьма актуальными вопросы изучения, стремительно растущего у нас рынка труда специалистов – выпускников вузов. Несмотря на свою специфику, этот рынок – составная часть, сегмент общего рынка труда. Ситуация на нем отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической) и, в конечном счете, именно этот рынок является главным потребителем продукта сферы образования – человеческого капитала определенного количества и качества.

Рассмотрим предварительно наиболее общие теоретические и фактические условия функционирования рынка труда. Можно выделить четыре основных концептуальных подхода к его анализу: неоклассический, кейнсианский, монетаристский и институциональный.

С точки зрения сторонников неоклассической концепции рынок труда , как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, т. е. основным рыночным регулятором служит цена услуг труда – заработная плата. Труд не может продаваться (так как это процесс), а могут продаваться трудовые услуги на ограниченный срок, как бы сдаваться на время в аренду тем, кто их использует. В качестве арендной платы (ренты) выступает заработная плата .Именно с помощью заработной платы регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Инвестиции в человеческий капитал выгодны до тех пор, пока не понижается норма прибыли на эти вложения. Цена на рабочую силу, считают сторонники этой концепции, гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработица невозможна, если на рынке существует равновесие. Кроме того, сам спрос на услуги труда, как фактора производства, является производным – зависящим от спроса на товары и услуги, производимые с помощью этого фактора. К анализу ситуации на рынке труда, в рамках данной концепции, можно применить формулу Р. Коуза: положительные и отрицательные побочные результаты не требуют государственного вмешательства, когда четко определены права собственности, вовлечено небольшое число людей и стоимость сделки не слишком мала. При этом побочные эффекты – это издержки третьей стороны, не участвующей в сделке. Ключевое значение для успешной работы рынка, по мнению Р. Коуза – минимизация трансакционных издержек. Если они малы, а права собственности четко определены, то рынок способен сам, без участия государства, устранять внешние эффекты.

Однако, в реальной действительности, говорить об изменении спроса и предложения, в точном соответствии с их рыночными колебаниями, не приходится, также, как и о существовании совершенно конкурентного рынка. Всегда имеются факторы, приводящие к отклонению от условий совершенной конкуренции. К ним относят влияние профсоюзов, установление государством минимальных ставок заработной платы, отсутствие информации, миграцию, социально-психологические и личностные факторы и т. д.

Таким образом, рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Регуляторами здесь являются факторы не только макро и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, не всегда имеющие отношение к заработной. Например, у нас являются востребованными: экономист-менеджер по экономике и управлению конкурентоспособностью; экономист-менеджер по управлению качеством; экономист – менеджер по управлению экономической и информационной безопасностью; юрист по предпринимательскому и коммерческому праву; юрист по интеллектуальной собственности и правовой охране и т. п.

Исследователи отмечают стремительный рост числа этих рыночных специальностей по сравнению с традиционными, а также ужесточение требований к кандидатам при приеме их на работу. К примеру, в качестве наиболее характерных требований, можно выделить следующие: возраст – не более 40-45 лет; наличие высшего образования; знание ПК на уровне опытного пользователя; знание как минимум одного иностранного языка; наличие работы по специальности в среднем от двух лет. Практически все исследователи подтверждают снижение спроса на такие популярные у абитуриентов профессии, как экономика и юриспруденция, в рамках традиционно подготавливаемых в вузах специальностей.

В то же время, порядка 80% вакансий в центрах занятости составляют рабочие специальности. Кроме того, наблюдается устойчивая потребность в педагогических, медицинских, кадрах, а также в специалистах в области туризма, информационных систем, строительства и ряда технических профессий. Наиболее тревожная ситуация с обеспеченностью кадрами в такой приоритетной области, как образование (о приоритетности сказано в ст. 1. ФЗ «Об образовании»). Нелишне напомнить, что образование это та отрасль, которая подготавливает квалифицированные кадры для всех остальных отраслей народного хозяйства, включая подготовку, так называемой неспециализированной рабочей силы – ядра или основы будущей квалифицированной.

Главная причина такого положения общеизвестна – нищенская зарплата учителей, которой государство отталкивает от профессии учителя способную молодежь. Кадры образования стареют. В сферу образования идут менее трети выпускников педвузов. По прошествии 14 лет, так называемых, реформ в сфере образования, обеспеченность бюджетным финансированием образовательных учреждений все еще недостаточная и составляет в настоящее время не более 40% от расчетной (6. с.68). Несмотря на то, что в 2006 году ставки заработной платы (оклады) в образовании возрастут в среднем на 20%, реальное увеличение оплаты труда подавляющего большинства работников образования, с учетом прогнозируемого индекса цен, не станет решающим. Такой уровень оплаты труда не соответствует социальному статусу работников образования и является одной из главных причин продолжающегося разрушения некогда одной из лучших в мире образовательных систем. Сейчас Россия занимает лишь 30-е место в рейтинге качества образования при среднем для стран ОЭСР – 20.

По имеющимся оценкам, у нас более половины специальностей не соответствует потребностям экономики при низком уровне качества образования. Более 75% выпускников российских вузов работают ныне не по своей специальности. Молодых дипломированных специалистов по-прежнему приходится в массовом порядке переучивать на предприятиях. Каждый год по направлению «Гуманитарные и социально-экономические науки» государственные и муниципальные вузы готовят более 40% от общего числа выпускников, а негосударственные – более 90%. Многие выпускники – гуманитарии, как уже отмечалось, не находят работы по специальности.

Проблема заключается в том, что структура подготовки кадров должна, хотя бы по большей части, соответствовать структуре занятости. Такая постановка вопроса была характерна для плановой экономики, где во ВНИИ профтехобразования в Ленинграде в 80-е годы был разработан ряд прогнозов потребности в рабочих кадрах и специалистах.

В сложившейся ситуации единственным источником достоверной информации о грядущих изменениях в содержании труда работников данного конкретного производства и соответствующих изменениях профессионально –квалификационной структуры могут быть, по нашему мнению, только представители этого производства, т. е. работодатели. Поэтому основным заказчиком для системы образования на рабочую силу и специалистов должно выступать само производство. Кроме того, в самой системе образования следует определить приоритеты в области подготовки специалистов, т.е. система образования должна опережать потребности рынка в рабочих профессиях и специалистах. Решающее значение имеет участие государства - формирование для системы образования обоснованных государственных заказов (контрольных цифр), на основе прогнозов, разработка государственных программ, соответствующих стандартов и нормативной базы. Государственная политика по отношению к выпускникам вузов, подготовленным на бюджетной основе, должна предусматривать разработку соответствующих договоров с выпускниками в отношении сроков, объемов и способов компенсации бюджетных средств, затраченных на их подготовку.

Несмотря на то, что за последние годы были решены многие острейшие социальные проблемы образовательной сферы, а главное – произошел рост образовательного уровня, целый ряд объективных показателей указывает на то, что модернизация образования происходит противоречиво, медленно, а в некоторых аспектах – с негативными последствиями. Так, например, за последнее десятилетие число дошкольных учреждений сократилось почти в два раза. Среди детей и подростков в возрасте 7-15 лет перепись зафиксировала 227 тысяч детей (1,6 % от общего числа), которые не посещали образовательные учреждения (в том числе по медицинским показателям). При этом по данным опросов, больше 40 % населения считают, что качество школьного образования сегодня хуже, чем в прежние времена. А почти половина семей (45 %), имеющих детей школьного возраста, выражают готовность идти на значительные денежные траты.

Подобное противоречие в оценках и запросах людей сегодня можно наблюдать практически во всех звеньях образовательной системы. В целом, по прошествии четырех лет, можно констатировать, что кардинального изменения подхода к образованию пока не произошло.

Модернизация образования наталкивается на целый ряд препятствий, включая отсутствие глубокого анализа ее социальных и экономических последствий, не говоря уже о недостаточном информировании и вовлечении широкой общественности.

Следует отметить, что проведение с 2001 года эксперимента по введению единого государственного экзамена привело к ряду положительных моментов: повысились техническая оснащенность школ, информационных центров, квалификация работников системы образования в сфере информационных технологий, увеличилась доля студентов из сельских и отдаленных районов. Также было выявлено значительное количество проблем: необходимость совершенствования тестовых методик, сложности с обеспечением режима секретности, что затрудняет объективность оценки знаний. Во многих случаях результаты вступительных экзаменов в вузах значительно отличались от результатов ЕГЭ, что заставляет с осторожностью отнестись к использованию ЕГЭ в качестве монопольного механизма оценки знаний при итоговых аттестациях в школах и поступлении в высшие учебные заведения.

Эксперимент по ГИФО (2005 год) был отменен по причине неэффективности. Только в 22 % вузов и их филиалов полностью выполняются лицензионные требования.

Эксперимент по введению профильного обучения в старшей школе, начатый в 2003 году в десяти регионах страны, показал необходимость взвешенного подхода, так как повсеместное распространение профильного обучения потребует значительных изменений материальной базы, подготовки кадров и разработка новых учебно-методических материалов.

Недостаточно внимания уделяется совершенствованию организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях всех типов. Система воспитания в образовательных учреждениях от школы до вуза оказалась в значительной степени утраченной. Остаются несформированными такие важнейшие структурные элементы воспитания, как мониторинг его состояния, прогнозирование развития социально-нравственных процессов в детской среде, экспертиза эффективности функционирования воспитательных систем, воздействие на детей происходящих в обществе перемен.

Образовательная система, кроме того, должна учить и навыкам адаптации, давать знание о самостоятельном управлении жизненными ситуациями, что необходимо гражданам и в будущей трудовой деятельности, и в социальных ситуациях.

Существенные изменения в системе российского общего образования произошли в формах образовательных учреждений, в появлении платного образования и негосударственных образовательных организаций. Расширились права педагогов в выборе учебной литературы и методов обучения.

Однако конституционные гарантии на получение бесплатного и общедоступного образования обеспечивают лишь минимум запросов населения, реализация которых достигается за счет привлечения средств семей. В 2004-2005 учебном году 4,8 тыс. общеобразовательных учреждений предоставляли платные услуги 828,9 тыс. учащихся (5,2 % от всех учащихся).

За 10 лет доля обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях повышенного уровня образования увеличилась на 3 % и составляет 15 %. В последние годы наблюдается рост числа учреждений дополнительного образования детей (в 2005 году их количество составило 8879, в то время как в 200 году – 8617). Необходимо продумать систему кредитования возможности получения платного дополнительного общего образования для обеспечения его доступности для всех категорий граждан.

Изменившаяся в ходе административной реформы организационная структура управления образованием качественно не изменила отношений между разными ступенями образования, между учениками и учителями, преподавателями и студентами. Усугубляются противоречия между потребностями общества и спросом на рынке труда, между уровнями профессионального образования. Неэффективными остаются ведомственная нормативная база, система финансирования и система налогообложения учебных заведений.

Сегодня в России сформировался рынок услуг профессионального образования. Механизм функционирования данного рынка определяет спрос и предложение, которые зависят от стоимости образовательных услуг, доходов потребителей и потребности в тех или иных специалистах.

Модернизация образования затруднена рядом негативных демографических и социальных тенденций. В частности, вызывает опасение состояния здоровья детей. Кроме того, неблагоприятные общие демографические тенденции, в частности сокращение численности населения, внесут – если сейчас не реализовать систему компенсационных мер – серьезный дисбаланс в структуру образования. Тем более, что уже в настоящее время количество выпускников средних школ сравнялось с количеством поступающих в вузы.

Тем не менее, пока отсутствуют более-менее обоснованные прогнозы численности возрастных групп, вследствие чего затруднено планирование изменений в системе образования. Необходимо разработать прогноз динамики численности возрастных групп и в соответствии с прогнозом планировать объемы подготовки преподавателей и количество мест в учебных заведениях.

В последние годы проявилось много проблем в кадровом обеспечении профессионально-педагогического образования России. Кадры образования стареют, фактически отсутствует приток молодых специалистов. В сферу образования идут менее трети выпускников педвузов, а по некоторым специальностям (иностранный язык, информатика) – ещё меньше. Ощущается резкий дефицит квалифицированных кадров в системе дошкольного, школьного и специального образования.

Практически отсутствует координация деятельности системы образования с рынком труда. Система образования по инерции стремится давать фундаментальные знания, при том что рынок требует от работников в первую очередь компетенций (суммы знаний и навыков), а не абстрактных, пусть и фундаментальных знаний. В масштабах страны отсутствует обоснованный прогноз развития рынка труда, вследствие чего Минобрнауки России в целом и Рособразование вынуждены принимать решения об утверждении контрольных цифр подготовки специалистов только на основании собственного анализа ситуации. При этом объемы финансирования из федерального бюджета под контрольные цифры приема абитуриентов в вузы и средние специальные учебные заведения устанавливаются от достигнутых за прошлый период.

Необходимо максимально приблизить структуру образовательного процесса на всех его уровнях к потребностям рынка труда для того, чтобы избежать перепроизводства много знающих, но мало умеющих людей с диплотами.

Отсутствие обоснованной стратегии развития и размещения производительных сил, механизмов учета потребности рынка труда при подготовке кадров замедляет формирование государственной системы подготовки специалистов и не позволяет адаптировать ее к рыночным условиям. Не созданы региональные и межрегиональные банки вакантных должностей. Отсутствуют методические рекомендации для комплексной оценки состояния кадрового потенциала по отраслям народного хозяйства и по субъектам РФ. Большинство учреждений профессионального образования не имеют устойчивой связи с работодателями, не привлекают их к разработке профессиональных образовательных программ, участию в работе попечительских (наблюдательных) советов образовательных учреждений, формированию систем корпоративной подготовки кадров.

Несмотря на рост потребности в специалистах среднего звена, органы исполнительной власти всех уровней не предусматривают опережающее развитие среднего профессионального образования.

Система начального и среднего профессионального России, в которой осуществляется подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов, переподготовка высвобождаемого и незанятого населения, проходит сложный и противоречивый этап, связанный с передачей полномочий в этой сфере субъектам РФ. В отдельных регионах учреждения не получают необходимого финансирования, не оплачивают коммунальные услуги, происходит задержка выплаты заработной платы преподавателям и стипендий обучающимся. Учебно-материальная база этих учреждений не соответствует современным производственным технологиям и запросам работодателей.

В настоящее время школа расширяет свою сеть, осуществляет многоуровневую подготовку специалистов. Созданы условия для повышения степени диверсификации образования посредством расширения набора изучаемых дисциплин. Реализуется концепция вариативного образования.

По данным 2005 учебного года, в РФ действовали 655 государственным и муниципальных высших учебных заведения, в которых обучались 5,9 млн. студентов. (Таблица 1-4).

Таблица 1-4. Число высших учебных учреждений по регионам РФ.

 
всего
государственные учреждения
негосударственные учреждения

Начиная с 1995 года, прирост численности студентов высших учебных заведений составлял 7-15 % ежегодно, опережая демографические показатели, и к 2005 году приблизился к естественному максимуму. (Таблица 1-5).

Таблица 1-5.Численность студентов высших учебных заведений по регионам РФ, (тыс. чел.в год).

 
всего 2790,7 4741,4 5426,9 5947,5 6455,7 6884,2 7064,6
государственные учреждения 2655,2 4270,8 4797,4 5228,7 5596,2 5860,1 5985,3
негосударственные учреждения 135,5 470,6 629,5 718,8 859,5 1024,1 1079,3

Расширяется платный сектор высшего профессионального образования. В государственных и муниципальных вузах в 2004-2005 учебном году на условиях полного возмещения затрат обучалась половина студентов, а на младших курсах – более половины.

Стоимость обучения в учреждениях высшего профессионального образования ежегодно возрастает. Наиболее заметен рост стоимости обучения в государственных и муниципальных вузах, в которых в 2004 году стоимость обучения за семестр, по данным мониторинга, составляла в среднем 13,9 тыс. рублей, или в 2 раза больше, чем в 2000 году.

Несмотря на широкую сеть негосударственных вузов и их филиалов, контингент обучающихся в них почти в 6 раз меньше, чем в государственных, и составляет около 15 % от общей численности студентов всех вузов страны. На 1 октября 2004 года государственную аккредитацию получили 315 (77 %) негосударственных вузов. Негосударственные высшие учебные заведения ориентированы в большей степени на работающих студентов, в том числе получающих второе высшее образование, поэтому преимущество в этих учреждениях отдается заочной форме обучения. Контингент студентов заочных отделений в 2004 году составил 65 % от общей численности студентов, на очных отделениях обучалось 28 % студентов. Удельный все студентов государственных и муниципальных высших учебных заведений, обучающихся по специальностям экономики и управления, вырос с 26 % в 2000 году до 29 % в 2004 году, увеличилась доля студентов, обучающихся по специальности юриспруденция, с 7 до 9 %. Эти доли в основном аналогичны зарубежным аналогам, но качество подготовки вызывает растущую озабоченность среди работодателей.

Особое внимание уделяется качеству высшего профессионального образования. Помимо плановых проверок Рособрнадзора, по просьбам губернаторов и руководителей органов управления образованием субъектов РФ проведены проверки выполнения государственных образовательных стандартов и лицензионных требований и нормативов в вузах Ставропольского края, Самарской и Тюменской областей. Из 125 проверенных вузов и филиалов только в 27 учебных заведениях (22 %) полностью выполняются лицензионные требования и нормативы, а также требования государственных образовательных стандартов по содержанию и качеству образования. Результаты проверки послужили основанием для ликвидации одного вуза и двух филиалов, приостановления действия лицензий у восьми образовательных учреждений. 83 образовательным учреждениям направлены рекламации о низком качестве образования. Повторные рекламации могут послужить основанием для лишения вузов государственной аккредитации в целом или по отдельным образовательным программам.

На рынке труда выпускники с высшим профессиональным образованием пользуются большим спросом, чем выпускники со средним профессиональным. В России не хватает квалифицированных рабочих рук. Так считают эксперты и представители Министерства образования. На сегодняшний день средний возраст квалифицированных представителей самых востребованных профессий – около 55 лет. Самое плохое даже не то, что это люди предпенсионного возраста, а то, что на смену им российская молодежь не торопится. Такое отношение к представителям рабочего класса, которым недавно принадлежало все пространство СНГ, привело к тому, что через 5–7 лет в России не останется собственной квалифицированной рабочей силы.

Система образования России многообразна по типу образовательных учреждений, технологиям обучения, отношению к новациям, в том числе и зарубежным. Процессы, происходящие в образовании по восприятию зарубежного опыта, во многом адекватны общественным процессам: от радужных надежд до трезвого осмысления, адаптации и внедрения в практику самого ценного. Наверное, для практиков представляет интерес анализ осмысления и внедрения зарубежного опыта. Среди образовательных учреждений России значительное место занимают институты и центры повышения квалификации. Последние осуществляют как переподготовку, так и повышение квалификации персонала различных отраслей и безработных. Казалось бы, при существующем многообразии учреждений образования не должно быть каких-либо проблем, но это далеко не так.

Как показывает практика, качество переобучения во многом зависит от правильного выбора заказчиком образовательного учреждения, программ, отвечающих актуальным потребностям рынка, и от технологии обучения. Помимо этого, успех обучения, а соответственно и имидж учреждений, часто определяют зарубежные программы и технологии работы, которые в них отражены. Чаще всего они могут быть выиграны по грантам различных европейских фондов или переданы по линии правительственных организаций. Наиболее интересные примеры – это российско-голландская программа «Рима», дающая возможность пройти переподготовку по специальности «Маркетинг2, программы, переданные Британским фондом Ноу-Хау, программы по менеджменту. На деятельность образовательных учреждений часто влияет и внедрение концепций, например, маркетинга и его составной – ориентации учреждения на клиента. Эти примеры еще раз подтверждают, что внедрение зарубежных подходов (концепций, программ, технологий) стало реальностью российского образования и требует всестороннего анализа. История становления и развития Уральского межрегионального центра обучения персонала (УМЦО), созданного Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с Европейским Союзом в 1996 году, дает благодатный материал для подобного анализа.

Однако позитивный опыт экономически развитых стран вряд ли можно автоматически перенести на отечественную почву, так как еще не сформировались условия классических рыночных отношений в области высшего образования. Крайне недостаточно развита законодательная база для рассматриваемых вузов, она, безусловно, нуждается в дальнейшем развитии, конкретизации и уточнении. Юридические акты, посвященные вопросам управления, экономики и финансирования, в том числе налогообложение негосударственных вузов, находятся в стадии становления и развития. Особенно остро стоит проблема собственности, т.к. существование негосударственных вузов в условиях арендных отношений достаточно обременительно.

Негосударственный сектор высшего образования полагается главным образом на научно-педагогические кадры, сформированные в государственных вузах, сотрудники которых работают в негосударственных вузах в порядке служебного совместительства. Негосударственные вузы больше ориентированы на рынок, гораздо мобильнее в плане организации факультетов, быстрее отзываются на запросы потребителя.

Тема 13. Субъекты и объекты маркетинга образовательных услуг

Весь опыт развития подтверждает, что на роль лидеров в социально экономическом развитии всегда претендовали страны, имеющие наиболее высокий уровень образования, здравоохранения и культуры. В последнее десятилетие в России отмечается возрастающий спрос на образовательные услуги. В сферу образования необходимо внедрять маркетинговый подход к формированию этого специфического рынка – рынка образовательных услуг и продуктов (ОУП).

При этом само понятие «образовательная услуга» трактуется по-разному. С точки зрения одних авторов, это само образование, и все экономические отношения в сфере образования есть отношения «покупателей» и «продавцов». Часто рыночные законы переносят только в область платных образовательных услуг, приводят детальную оценку платежеспособного спроса.

По убеждению других, образовательные услуги – это услуги, сопутствующие образовательному процессу: содержание учебных помещений и технических средств обучения, обеспечение студентов оборудованием, учебниками и учебными пособиями. Обосновывается товарная природа образовательных услуг, делаются попытки определить их рыночную цену на основе моделирования процессов, которые происходят на этом рынке, в двухмерных координатах рыночного обмена «спрос-предложение». Предлагаются даже математические модели этих процессов. В настоящее время ни один из существующих нормативных документов не дает четкого определения образовательной услуги. Согласно инструкции ГНС РФ №39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» под услугами в сфере образования следует понимать услуги, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом. Во второй части Гражданского Кодекса (ст. 779) дается определение услуги, как совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности (в том числе и по обучению). В законе «Об образовании» №12 – ФЗ указывается, что под услугами образовательных заведений понимается процесс реализации одной или нескольких образовательных программ, согласно учебного плана (статья 12, п.1). Таким образом, дополняя одно официальное определение другим, можно утверждать, что реализация образовательных услуг – это выполнение образовательных программ, согласно учебного плана, а также воспитание и обеспечение содержания обучающегося. В рамках данного курса будем опираться на указанную трактовку.

Услуги образования существенно отличаются от прочих услуг. Они, как правило, настолько «бестелесны», что иногда их не признают продуктом трудовой деятельности. Но дело не только в неосязаемости, непостоянстве качества образовательных услуг и в их неотделимости от педагога. Эти услуги не поддаются непосредственному денежному измерению. Ценовой механизм часто не в состоянии отразить всех затрат на производство образовательных услуг. Полезный результат образовательной услуги может проявиться лишь спустя продолжительное время, и его практически можно измерять лишь с помощью косвенных показателей. Поэтому потребители обычно платят за процесс обучения, а не за каждую образовательную услугу.

Наши рекомендации