Методические рекомендации к выполнению разделов курсовой работы
Все разделы работы должны быть связаны между собой и подчинены единым целям и задачам работы. Цель работы, как правило, всегда одна, а задач столько, сколько необходимо для ее достижения. От числа задач, требующих своего решения, зависит количество основных подразделов в структуре работы.
Во введении студент обосновывает актуальность темы исследования в современных экономических условиях, ее практическую значимость, выбор объекта исследования, определяет предмет исследования, излагает цели и задачи работы, определяет степень изученности темы и необходимость раскрытия отдельных ее аспектов.
В первой главе«Теоретические аспекты рассматриваемой темы»студент должен рассмотреть сущность исследуемого вопроса; различные точки зрения на теоретические проблемы, изложенные в специальной литературе; выработать и изложить собственный взгляд либо присоединиться к чьей-либо точке зрения.
Вторая глава«Краткая характеристика предприятия» содержит краткую историческую справку, описание основных видов деятельности и организационной структуры управления предприятием, анализ динамики основных экономических показателей предприятия за 3-5 лет.
В третьей главе«Анализ рынка сбыта предприятия»необходимо представить обзор ситуации на наиболее важном с точки зрения продаж для предприятия рынке (с географической, продуктовой стороны, с позиции перспектив развития). Анализ основывается на статистических данных последних лет, информации из специальных, в том числе периодических, источников, а также на первичной информации, собранной студентом самостоятельно. Обязательные направления анализа рынка: определение товарных границ рынка, оценка взаимозаменяемости и близости товаров из данной категории, определение географических границ рынка, тенденции развития рынка, оценка и прогноз емкости рынка, оценка насыщенности и устойчивости рынка, выявление наиболее популярных товарных марок, анализ ассортиментной структуры предложения, анализ состава продавцов или торговых представителей, оценка долей рынка конкурентов, оценка конкурентных преимуществ разных фирм-конкурентов, уровня концентрации, наличие входных барьеров на рынок, сегментирование и оценка потребителей, выявление потребительских предпочтений, оценка степени удовлетворенности покупателей.
В четвертой главе «Анализ комплекса маркетинга»необходимодетализировать и охарактеризовать маркетинговые инструменты. При описании товарной политики необходимо проанализировать:
§ вид товарной стратегии (дифференциация, специализация, диверсификация и пр.);
§ концепцию товара, его позицию на рынке;
§ основные элементы конкурентоспособности и преимущества товара (по качеству, маркетинговому подкреплению), оценить конкурентоспособность товара;
§ трехуровневую модель товара (включая характеристику предлагаемого сервиса);
§ ассортимент (оценка ширины, глубины, сопоставимости, АВС-анализ, XYZ-анализ);
§ упаковку (этикетку);
§ марку товара и элементы фирменного стиля, а именно: фирменный бланк, логотип, фирменный персонаж (размещать в приложении).
При описании ценовой политики необходимо:
§ определить ценовую стратегию для каждой группы ассортимента;
§ описать наиболее используемые методы ценообразования;
§ отразить влияние эластичности спроса на выручку фирмы;
§ описать факторы, влияющие на ценообразование в данной сфере бизнеса;
§ провести сравнительный анализ цен на товары (услуги) предприятия.
При описании системы дистрибуции (сбытовой политики) необходимо отразить не только каналы сбыта, но и каналы поставки основных ресурсов. Студент должен проанализировать продажи предприятия по географическому принципу и по покупателям (потребителям). Также необходимо представить схему каналов распределения.
Разработка коммуникационной политики предполагает анализ: форм (реклама, стимулирование сбыта, персональные коммуникации, участие в выставках и пр.) и средств (газеты, рекламные щиты, радио и пр.) коммуникаций. Также студент определяет структуру затрат на коммуникации и анализирует медиа-план маркетинговой деятельности компании (на краткосрочный и среднесрочный период).
В пятой главе «Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия» студент проводит SWOT-анализ, либо использует иные инструменты стратегического анализа бизнеса для определения проблемных зон и возможностей развития во внешней среде. Анализирует используемую предприятием стратегию и предлагает варианты стратегического развития предприятия (с помощью матриц И.Ансоффа, М. Портера, А.Д. Литтла либо других инструментов). Также студент делает собственные предложения по совершенствованию аспекта деятельности предприятия, заявленного в теме.
Заключениепредставляет собой отражение выводов исследования и степени выполнения поставленных целей и задач, а также краткую формулировку предложений и рекомендаций.
Список литературы должен включать все источники, используемые в процессе выполнения курсовой работы, перечисленные в алфавитном порядке в соответствии с первой буквой фамилии автора или названия источника.
Приложение. Работа должна содержать приложения, в которых могут быть размещены объемные статистические данные, полученные при анализе рынка, а также прайс-листы, фирменные бланки, эскизы упаковок и другая объемная информация. По тексту курсовой работы необходимо делать ссылки на приложения с указанием их номера. Объем приложения не входит в общий объем курсовой работы.
Темы курсовых работ
Выбор темы курсовой работы осуществляется по согласованию с научным руководителем.
1. Разработка программы международного маркетинга промышленного холдинга
2. Разработка маркетинговой программы развития предприятия
3. Реструктуризация бизнеса на основе концепции маркетинга
4. Управление маркетингом венчурной (торговой, туристической, страховой и т.д.) фирмы
5. Организация маркетинга некоммерческой организации
6. Разработка корпоративной программы взаимодействия с клиентами
7. Разработка программы внедрения системы электронных CRM в компании
8. Повышение эффективности системы маркетинга предприятия
9. Реализация маркетинговой политики в индустрии сервиса
10. Организация маркетинга инвестиционных товаров
11. Управление филиальной сетью банка на основе стратегий маркетинга
12. Разработка комплекса маркетинга малого предприятия
13. Создание компании по оказанию маркетинговых услуг
14. Организация и развитие электронной торговли на примере (предприятия)
15. Совершенствование прямого маркетинга на промышленном рынке
16. Совершенствование элементов интернет-маркетинга предприятия
17. Организация телемаркетинга продукции
18. Организация кооперации при проведении маркетинговых кампаний
19. Управление продвижением продукции на рынке
20. Разработка маркетинговой стратегии выхода на новый рынок
21. Формирование системы внутриорганизационного маркетинга
22. Организация взаимодействия с конкурентами при разработке и реализации продукции
23. Формирование стратегии и тактики конкуренции
24. Разработка методов и форм ценовой конкуренции
25. Планирование инвестиций на основе маркетинговых исследований
26. Методы прогнозирования маркетинговой информации
27. Организация маркетингового тестирования новых товаров
28. Организация и проведение панельных исследований рынка
29. Разработка программы проведения маркетинговых экспериментов
30. Организация исследовательской службы в рекламном агентстве
31. Разработка нового товара и стратегия его продвижения на рынке
32. Управление товарным ассортиментом
33. Формирование марочной политики компании
34. Оценка и повышение конкурентоспособности продукции
35. Формирование ценовой политики компании
36. Формирование и развитие сети реализации продукции
37. Разработка розничного комплекса торговой фирмы
38. Разработка программы маркетинговых коммуникаций компании
39. Разработка комплексной системы стимулирования продаж
40. Организация и планирование рекламной кампании
41. Контроль и оценка эффективности рекламы.
42. Организация интернет-рекламы
43. Разработка программы паблик рилейшнз компании
44. Разработка программы выставочной деятельности компании
45. Формирование имиджа компании
46. Разработка мероприятий по развитию бренда
47. Разработка программы проведения фокус-группы
48. Организация директ-мейл для продвижения промышленной продукции
49. Разработка методов и организационных форм проведения маркетингового аудита в компании
50. Маркетинговые исследования как основа разработки стратегии организации
51. Разработка стратегии укрепления конкурентных преимуществ бизнес-организации
52. Сегментация рынка и позиционирование товара
53. Анализ и оценка маркетингового потенциала предпринимательских структур
54. Мерчандайзинг как технология маркетинга
55. Разработка стратегии репозиционирования бренда
56. Формирование и развитие сети реализации продукции
Содержание и критерии оценки курсовой работы
При написании курсовой работы требуется последовательность, самостоятельность и этапность изложения. Содержание должно быть подчинено утвержденному плану, не быть перегруженным второстепенной информацией и не должно сводиться к переписыванию одного литературного источника. Приводимые мнения различных авторов, цифровые материалы обязательно сопровождаются оформленными ссылками.
При изложении материала необходимо правильно использовать профессиональную терминологию, а также применять лишь общепринятые сокращения.
Курсовая работа носит одновременно и исследовательский, и прикладной характер. Она должна представлять собой логический анализ с целью выхода на конкретные рекомендации, подкрепленные соответствующим расчетом.
При написании работы студент знакомится с решением различных проблем, приведенных в специальной литературе, методических пособиях, практических разработках по данной проблеме.
Результаты анализа данных, представленные в виде таблиц, графиков, диаграмм, должны быть обязательно отражены в основном тексте курсовой работы.
Основными критериями оценки курсовой работы при ее проверке являются:
1. Глубина и обоснованность проведенного исследования, обоснования и оценки.
2. Достаточная полнота, актуальность и логичность изложения материала.
3. Самостоятельность в выработке предложений и рекомендаций.
4. Наличие статистического материала и анализа конкретной информации как по рынку и по комплексу маркетинга компании.
5. Использование в расчетах данных, соизмеримых со стоимостной оценкой различных объектов, действующей на момент написания работы.
6. Правильность оформления курсовой работы и соблюдение предъявляемых к ней требований.
К защите не допускается курсовая работа, выполненная студентами несамостоятельно, а также полностью не соответствующая требованиям, предъявляемым к содержанию, изложению и оформлению курсовых работ.
Проверенную работу (в том числе на наличие плагиата) студент получает вместе с замечаниями, с которыми необходимо ознакомиться. Кроме того, нужно просмотреть всю курсовую работу, прочитать все постраничные замечания.
Если работа допущена к защите, нужно учесть все рекомендации: прочитать или законспектировать дополнительную литературу, подобрать дополнительные материалы, подготовить ответы на отдельные вопросы. Кроме того, необходимо помнить, что при защите студент должен показать глубокие знания всех вопросов, затронутых в курсовой работе, как определяющих, так и смежных.
Если работа не допущена к защите, то ее нужно переписать с учетом замечаний руководителя и повторно сдать на проверку.
Оценка курсовой работы выставляется на основании соответствия содержания работы предъявляемым требованиям и по результатам защиты. Работа защищается в сроки, установленные преподавателем, ведущим занятия. На защите необходимо иметь при себе курсовую работу, замечания руководителя и те необходимые материалы, которые были указаны преподавателем после проверки. Если при подготовке работы к защите возникают трудности, то следует обратиться за консультацией на кафедру к преподавателю. Защита проводится в форме собеседования по теме работы. Студент, не защитивший работу, к экзамену не допускается.
Библиографический список
1. Аакер, Д.А. Стратегическое рыночное управление / Д.А. Аакер. – СПб.: Изд-во Питер, 2002.
2. Арутюнова, Д.В. Стратегический менеджмент [Текст]: учеб.пособие / Д.В. Арутюнова. – Таганрог: Изд-во ТТи ЮФУ, 2010. – 122 с.
3. Базарова, Л.А. Менеджмент устойчивого развития компании: монография [Текст] / Л.А. Базарова. – М.: Изд-во АСВ, 2007.- 200 с.
4. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики. Учебник. – М.: «Кнорус», 2005. – 700 с.
5. Голубков, Е.П. Основы маркетинга / Е.П. Голубков. – М.: Финпресс, 2003.
6. Диксон, П. Управление маркетингом / П. Диксон. – М.: Бином, 1998.
7. Завгородняя, А.В. Маркетинговое планирование [Текст] / А.В. Завгородняя, Д.О. Ямпольская. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.
8. Зозулев, А.В. Маркетинговые исследования: теория, методология, статистика[Текст]: учеб.пособие / А.В. Зозулев, С.А. Солнцев. – М.: Рыбари; К.:Знания, 2008. – 643 с.
9. Иванова, Р.Х. Поведение потребителей [Текст] : учеб. пособие / Р.Х. Иванова – Х.:ИД «ИНЖЭК», 2005. – 304 с.
10. Интегрированные маркетинговые коммуникации: монография / Е.Д. Щетинина, Н.В. Козлова, М.С. Старикова и др. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2008. – 201 с.
11. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг / Пер с англ. – М.; СПб.;К.; Издательский дом «Вильямс», 2009. – 944с.
12. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент [Текст] / Ф. Котлер. – СПб.: Питер, 2006. — 464 с.
13. Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок [Текст] / Ж.-Ж. Ламбен, Р. Чумпитас, И. Шулинг / Пер.с англ. под ред. В.Б. Колчанова. – СПб.: Питер, 2008. - 719 с.
14. Мак-Дональд, М. Стратегическое планирование маркетинга [Текст] / М. Мак-Дональд. – СПб.: Питер, 2000. – 382 с.
15. Маркетинг [Текст]: учебное пособие / Под ред. А.М. Немчина, Д.В. Минаева. – СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2001. – 512с.
16. Маркетинг: учебник / А.Н. Романов и др.; под ред.
А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1995.
17. Маркетинг: учебник / под ред. Н. Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
18. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / под ред.
В.А. Алексунина. – М.: Дашков и К, 2006.
19. Маркетинг / под ред. Н. П. Ващечкина. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2004.
20. Микалут, С.М. Ценообразование: учеб.пособие [Текст] / С.М. Микалут, Е.Д. Щетинина, М.С. Старикова. – Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2011. –204 с.
21. Пономарева, Т.Н. Информационные системы маркетинга: учеб.пособие / Т.Н. Пономарева, М.С. Старикова. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2012. – 230 с.
22. Портер, М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов [Текст] / М. Портер. – М.:Издательство: «Альпина Бизнес Букс», 2007. – 453 с.
23. Портер, М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость [Текст] / М. Портер / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 715 с.
24. Росситер, Дж. Р. Реклама и продвижение товаров [Текст] / Дж.Р. Росситер, Л. Перси / Пер с англ. / Под ред. Л.А. Волковой. – СПб.: «Издательство «Питер», 2000. – 656с.
25. Сергеев, А.М. Поведение потребителей [Текст]: учеб.пособие / А.М. Сегреев, Е.А. Бойченко. – М.: ЭКСМО, 2006. – 320 с.
26. Скуднова, Н.И. Управление конкурентами. Шах и мат на бизнес-поле [Текст] / Н.И. Скуднова. – СПб.: Питер, 2008. – 204с.
27. Старикова, М.С. Инструменты обеспечения конкурентоспособности корпорации: монография / М.С. Старикова. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2012. – 164 с.
28. Старикова, М.С. Поведение потребителей [Текст]: учебное пособие / М.С. Старикова, Т.Н. Пономарева. – Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2010. –251 с.
29. Старикова, М.С. Проблемы маркетинга в корпорациях: учебник [Текст] / М.С. Старикова, Т.Н. Пономарева, Е.Д. Щетинина. – Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2010. –248 с.
30. Старикова, М.С. Управление продвижением продукции корпорации: монография / М.С. Старикова. – М.: Изд-во СГУ, 2011. – 199 с. – ISBN 978-5-8323-0782-4.
31. Управление организацией [Текст] / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 669с.
32. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 312 с.
33. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.-638с.
34. Фляйшнер, К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе [Текст] / Фляйшнер К., Бенсуссан Б. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 541с.
35. Шевченко, Л.С. Конкурентное управление [Текст] / Л.С. Шевченко. – Харьков: Эспада, 2004. – 520 с. – ISBN 966-7870-63-4
36. Шинкаренко, В.Г. Управление конкурентоспособностью предприятия [Текст] / В.Г. Шинкаренко, А.С. Бондаренко. – Харьков: Изд-во ХНАДУ, 2003. – 186 с.
37. Шумпетер, Й. Теория экономического развития [Текст] / Й. Шумпетер. – М.: Прогресс, 1987. – 182с.
38. Щетинина, Е.Д. Теория и практика стратегической ориентации промышленных предприятий [Текст] / Е.Д. Щетинина. – БГТУ им. В.Г. Шухова, 2006. – 165 с.
39. Щетинина, Е.Д. Управление развитием промышленной корпорации на основе клиентоориентированного подхода [Текст] / Е.Д. Щетинина, С.Н. Гришутина, М.С. Старикова. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2011. – 176 с.
40. Экономическая стратегия фирмы [Текст]: учебное пособие / Под ред. А.П. Градова. - СПб.: Спецлитература, 1999.- 589с.
41. Энджел, Д. Поведение потребителей [Текст] / Д. Энджел, Р. Блэкуэлл, П. Миниард. – Спб.: Питер, 2000. – 492 с.
Сайты и полезные ссылки:
http://www.advertology.ru
http://www.marketing-seminars.ru
http://www.marketing.spb.ru
http://www.adage.com
http://www.advertising.ru
http://www.a-z.ru
http://www.group.plc
http://www.rwr.ru
http://www.cbr.ru (Центральный банк России)
http://www.gks.ru (Госкомстат России)
http://www.inme.ru (Институт национальной модели экономики (Россия))
http://www.bea.triumvirat.ru (Бюро экономического анализа (Россия))
http://www.libertarium.ru
http://www.rbc.ru (Российский Бизнес- Консалтинг – РБК)
http://www.comcon-2.ru.
http://www.consumers.narod.ru.
Приложения
Приложение 1