Сущность и основные направления социальной политики. Сущность и основные направления социальной политики

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ

Сущность и основные направления социальной политики

Основные тенденции формирования социальной экономики

Рыночный механизм формирования доходов

Особенности социальной политики государства в России

Социальная политика — одно из важнейших направлений госу­дарственного регулирования экономики, ибо конечной целью деятель­ности государства является достижение высокого уровня благососто­яния общества и создание условий для его дальнейшего развития. Один из «отцов» «общества всеобщего благосостояния» в Германии, Аль­фред Мюллер-Армак, писал так: «Социальная рыночная экономика исходит из реальной основы существования рынка и рыночных сил и пытается при этом использовать целенаправленно не ориентирован­ные силы этого рынка на достижение социальной обеспеченности и улучшение общественной окружающей среды одновременно».

Сущность и основные направления социальной политики

Функционирование рыночного механизма само по себе не га­рантирует необходимый минимальный уровень благосостояния всем гражданам, на который они имеют право. Мировой кризис 30-х годов, сопровождавшийся резким нарастанием социальной напряжен­ности в ряде стран, доказал необходимость вмешательства государ­ства в рыночные процессы, в том числе и в социальной сфере. Соци­альные конфликты, которые становятся реальностью в случае отсут­ствия разумной социальной политики, в современных условиях, где функционируют атомные электростанции, опасные химические про­изводства, имеется ядерное оружие, могут привести мир на грань ка­тастрофы.

На современном этапе развития научно-технического прогрес­са ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить эконо­мический рост без использования творческого, инновационного по­тенциала человека, и, значит, человеческий фактор становится реша­ющим в социально-экономическом развитии общества. Все это пред­определяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы через разработку и реализацию социальной политики.

Социальная политика решает задачи, обеспечивающие нормаль­ное развитие общества. К ним относятся:

• социальная защита человека и его основных социально-эконо­мических прав;

• обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом;

• поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;

• развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информа­тизация). Объем, качество и характер продукции этих отраслей долж­ны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности и воспро­изводства населения. Сюда примыкают городское и территориальное планирование, охрана окружающей среды;

• формирование экономических стимулов для участия в общес­твенном производстве;

• создание условий для всестороннего развития человека, удов­летворения его потребностей и. возможности реализации в свобод­ном труде.

Существует взаимосвязь между социальной политикой и уров­нем экономического развития общества. С одной стороны, решение многих задач социальной политики определяется экономическими ресурсами, которые может направлять государство на их решение. Например, для реализации «шведской модели», характеризующейся высоким уровнем социальных затрат, необходимо создать экономи­ку, обладающую соответствующей ресурсной базой. С другой сто­роны, социальную политику можно рассматривать как важнейший фактор экономического роста, так как именно благодаря целенап­равленной социальной политике появляются условия для возраста ния и реализации инновационного потенциала трудовых ресурсов общества.

Основная задача социальной политики — формирование эффек­тивной системы социальной защиты. Выделим основные направле­ния социальной политики в этой области.

Первое направление — поддержка беднейших слоев населения (как правило, это те, кто уже или еще не в состоянии самостоятельно обеспечить минимальный уровень жизнедеятельности, — больные, инвалиды, старики, многодетные семьи). Для того чтобы выяснить, какие категории населения имеют право на социальную помощь, ис­пользуется показатель прожиточного минимума, включающий ми­нимальные нормы удовлетворения физиологических потребностей, оплату основных услуг. Эти нормы определяются уровнем экономи­ческого развития страны и сформировавшейся системой потребнос­тей населения.

Социальное обеспечение осуществляется в виде предоставления широкого спектра социальных услуг: денежные выплаты, талоны на бесплатное питание и приобретение одежды, обслуживание на дому престарелых и инвалидов, предоставление мест в домах для преста­релых и инвалидов и т.д.

В целях обеспечения каждого человека, независимо от уровня его доходов, определенным минимумом жизненно необходимых благ создаются фонды дешевого муниципального жилья, функционируют бесплатные государственные школы, студенты из малообеспеченных семей получают специальные стипендии, скидки по оплате обучения, целевые кредиты на период учебы, лицам с низким уровнем доходов или с определенными заболеваниями предоставляется бесплатное или льготное медицинское обслуживание, помощь в приобретении необ­ходимых медикаментов. Каждая страна формирует собственную сис­тему социального обеспечения. Наиболее высокий уровень социаль­ной защищенности достигнут в Швеции, Германии, Норвегии, Да­нии.

Как правило, финансирование программ социальной защиты осуществляется федеральным бюджетом и специализированными вне­бюджетными фондами (фонд социального страхования, пенсионный фонд), а практическая помощь организуется местными органами влас­ти, общественными и благотворительными организациями, церковью.

Второе направление — обеспечение гарантии права на труд. Государство должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии, сферы и места приложения тру­да. Для того чтобы граждане могли реализовать эти права, должна существовать общедоступная система получения среднего, специаль­ного, высшего образования. Должны быть законодательно регламен­тированы социально допустимые условия труда, уровень минималь­ной оплаты труда, продолжительность рабочей недели, отпуска и т.д., определены права работников при найме или увольнении. Необходи­мо отметить, что контроль за соблюдением своих прав должны осу­ществлять и сами трудящиеся, объединяясь в профсоюзы, партии и т.д.

Третье направление— регулирование занятости населения. Сюда входит разработка и реализация программ по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном сек­торе экономики, программы занятости инвалидов, обязывающие предприятия предоставлять последним определенный процент от об­щего количества рабочих мест.

Разрабатываются программы борьбы с безработицей и помощи безработным. Реализацией таких программ обычно занимаются бир­жи труда, в чьи функции входит изучение рынка труда, определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения в конъюнктуре рынка труда возможны в будущем. В соот­ветствии с этим планируется и производится подготовка, переподго­товка, переквалификация и перемещение рабочей силы. Кроме того, биржи труда выплачивают пособия безработным. Пособие должно быть ограничено в размерах и во времени, чтобы стимулировать без­работных к поиску нового места работы. В условиях инфляции посо­бие может частично принимать неденежную форму (талоны на по­купку продуктов, бесплатные одежда, обувь, льготы по оплате ком­мунальных услуг).

Фонд помощи безработным формируется из трех источников: обязательные взносы предпринимателей; взносы работающих; дота­ции из бюджета.

Естественно возникает вопрос: какие основные принципы сле­дует учитывать при разработке социальной стратегии, социальной программы действий и конкретных мер социальной политики?

Выделим пять основных принципов.

Первый. Акты государственного вмешательства, поскольку они необходимы по причинам социального характера, должны соответ­ствовать требованиям рынка, т.е. осуществляться так, чтобы меха­низм цен как сигнальное устройство продолжал функционировать и чтобы не нарушался рыночный порядок со стимулирующей и после­довательной конкуренцией.

Второй. Формирование механизма социальной защиты не на основе государственной благотворительности, а как совокупность государственных гарантий, предоставляемых каждому и обеспечива­ющих соблюдение прав человека. Для разработки такой системы не­обходимо определить социальные нормативы, отражающие уровень жизни, быт и условия труда.

Третий. Дифференцированный подход к различным слоям и груп­пам населения в зависимости от социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности.

Четвертый. Создание интегрированной, многоуровневой сис­темы социальной защиты (государственные органы — местные орга­ны власти — предприятия — общественные организации), действен­ной на всех уровнях, с четким определением прав, ответственности и функций каждого.

Пятый. Масштабы перераспределительных процессов в общес­тве не должны превышать оптимальных размеров, позволяющих со­хранить стимулы к квалификационному, творческому, эффективно­му труду.

Говоря о социальной политике, нельзя не затронуть проблему ее экономической эффективности. Проблема экономической эффек­тивности социальной политики периодически является предметом те­оретических дискуссий. Сторонники либерализма доказывают, что любое социальное вмешательство снижает эффективность рыночной экономики. В подтверждение своей точки зрения они приводят сле­дующие аргументы.

1. Деятельность по социальному обеспечению может негативно влиять на использование рабочей силы и положение с занятостью. Пособия по безработице делают возможным затягивание поиска но­вого рабочего места и одновременно приводят к росту притязаний безработного, так как тот, кто получает пособие, не даст согласия на

любую работу с любым уровнем оплаты труда. «Система страхова­ния от потери рабочего места создает жесткую структуру оплаты тру­да, снижает мобильность рабочей силы и повышает уровень безрабо­тицы. Во всех социально-ответственных рыночных экономиках рас­тут затраты на здравоохранение, выплаты по болезни, увеличивают­ся невыходы на работу. В общем и целом это приводит к высокой затратности экономики, в которой реальная заработная плата ниже, чем могла бы быть, если рынок не был бы социализирован»'.

Кроме того, расходы на социальное обеспечение, являясь частью затрат на заработную плату, делают фактор труда слишком доро­гим, снижая тем самым конкурентоспособность предприятий на внеш­нем рынке.

2. Соцобеспечение способствует перераспределению доходов от слоев населения с более высокими доходами к малообеспеченным группам населения, что в целом содействует росту потребительских расходов в обществе, но может вести к сокращению сбережений, уменьшению аккумулирования капитала и, значит, к меньшему эко­номическому росту.

3. Увеличиваются издержки на управление в связи с ростом ор­ганизационных структур, занимающихся выработкой и реализацией социальной политики.

4. Возможно расширение теневой экономической деятельности, поскольку растет число желающих уклониться от уплаты чрезмер­ных налогов, являющихся источником финансирования социальных программ.

В качестве контраргументов сторонники социальной экономи­ки указывают на следующие факты.

1. В рамках социальной политики проводятся мероприятия, на­правленные на улучшение структуры и качества рабочей силы, созда­ются новые рабочие места, оказывается содействие в поиске работы.

2. В странах с переходной экономикой без социального обеспе­чения процесс приватизации и изменения структуры экономики стал бы невозможен вследствие неизбежного роста безработицы и других негативных явлений в социальной сфере.

3. Обеспечение социальной стабильности имеет большое значе­ние для создания благоприятного инвестиционного климата в стра­не, что создает предпосылки для экономического роста. Этот фактор особенно важен для стран с переходной экономикой.

В целом, подводя баланс негативных и позитивных эффектов социальной политики, следует иметь в виду, что отсутствие социаль­ной политики ставит под угрозу социальную и экономическую без­опасность общества. Поэтому, очевидно, речь должна идти не о том, нужна ли социальная политика как таковая, а о том, что необходимо найти некое оптимальное сочетание либерализма и социальных га­рантий, позволяющее свободно развиваться структурам, успешно дей­ствующим в рыночных условиях, и помогающее адаптироваться к новым условиям жизни тем, кто нуждается в поддержке со стороны государства.

Наши рекомендации