Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса
Микроэкономика
1. Основные гипотезы об отношении предпочтения потребителя (полнота, транзитивность, ненасыщаемость (монотонность), выпуклость) и свойства кривых безразличия. Регулярное отношение предпочтения.
Отношение предпочтения является полным, то есть для любых двух наборов и потребитель может либо указать, какой из них более предпочтителен (A B), либо признать их одинаково предпочтительными для себя, (A B)
Отношение предпочтения потребителя является рефлексивным, то есть произвольный набор A обладает для потребителя предпочтительностью не ниже той, что он имеет (A A)
Отношение предпочтения потребителя транзитивно, то есть если имеются 3 различных набора благ A, B и C такие, что AB, а BC, то в этом случае AC.
. Монотонность (или локальная ненасыщенность) отношения предпочтения
монотонность отношения предпочтения означает, что альтернатива, описываемая вектором ARn+ тем лучше, чем большие значения имеют описывающие ее характеристики, выступающие в роли компонент вектора. Иными словами, если сравниваются две различные n–мерные альтернативы A и B (A¹B; A,BÎRn+), и при этом A «не меньше» B, то есть имеет место покомпонентное неравенство xi ≥ yi (iÎ1:n), то тогда .
Выпуклость отношения предпочтения
набор Z, который представляет собой выпуклую комбинацию двух наборов A и B (A¹B; A,BÎRn+), то есть , по своей предпочтительности не уступает наименее предпочтительному из тех, что его составляют.
виде непрерывных функций с отрицательным наклоном.
Свойства:
- Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров
- Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.
- Кривые безразличия никогда не пересекаются.
- Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров.
- Кривые безразличия выпуклы к началу координат.
Типы кривых безразличия
Рис. 2.7. Кривая безразличия наборов благ, состоящих из товаров - совершенных заменителей. Общий вид функции полезности .
Рис. 2.8. Кривая безразличия наборов благ, состоящих из совершенно взаимодополняемых товаров. Общий вид функции полезности
.
Рис. 2.9. Кривая безразличия наборов благ, состоящих из взаимозаменяемых товаров.Случай функции полезности Кобба-Дугласа
.
Рис. 2.10. Кривая безразличия наборов благ, в которых один из товаров является «антиблагом». Пример функции полезности .
2. Представление предпочтений потребителя с помощью функции полезности. Предельная полезность товара (блага). Законы Госсена.
Основным «рабочим» понятием порядковой теории полезности является предельная норма замещения (MRS, marginal rate of substitution).
Предельной нормой замещения благом X1 блага X2 (MRSX1X2) называют количество блага X2, которое должно быть сокращено "в обмен" на увеличение количества блага X1 на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным:
MRS в точке x' характеризует исчисленный в ней наклон кривой безразличия, которой эта точка принадлежит. Геометрически MRS есть тангенс угла наклона касательной к кривой безразличия в точке x'.
Возможность существования отрицательного участка линии предельной полезности связана с тем, что последовательное потребление какого-либо блага постепенно приводит человека к состоянию насыщенности, и дополнительная полезность от использования одной дополнительной единицы блага начинает сокращаться. – 1 закон Госсена. Математически принцип убывающей предельной полезности означает, что вторая производная функции общей полезности по количеству данного блага является отрицательной величиной
Второй закон Госсена:
Потребитель достигнет максимума удовлетворения (общей полезности), если он распределит свои средства на покупку различных товаров таким образом, что
1. для всех реально покупаемых им товаров x1, x2, ...xn имеет место
3. Постановка задачи выбора потребителя. Графическое решение задачи выбора потребителя. «Угловое» и «внутреннее» решение. Условия оптимальности выбора потребителя (в терминах предельной нормы замещения товаров и отношения их цен).
Условие оптимума потребителя:
Максимизация полезности
Пересечение бюджетной линии и кривой безразличия
Угловое – покупаем только один товар, внутреннее – оба.
4. Зависимость выбора потребителя от его дохода и цен товаров. Функция индивидуального спроса. Графические представления функции индивидуального спроса. Кривая спроса и кривая Энгеля. Закон спроса.
Бюджетное ограничение I=px+p1x2 выражайте сами
Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса:
,
Индивидуальный спрос – зависимость объёма товара от цены, цены других товаров и бюджета
По реакции потребителя может быть проведена классификация товаров на:
· «нормальные» товары (спрос увеличивается с ростом дохода), в т.ч.:
o товары «первой необходимости» (темп роста спроса меньше темпа роста дохода)
o предметы роскоши (темп роста спроса больше темпа роста дохода)
· малоценные товары (в литературе можно встретить термин «товары «низшего качества») (спрос снижается с ростом доходов), в том числе товары Гиффена
Кривые Энгеля – отражают зависимость между доходом и расходами на приобретение благ, или доходом и количеством приобретаемых благ. (I и Q)
Объём спроса обратно пропорционален цене товара.
5. Концепция эластичности. Ценовая эластичность спроса: прямая и перекрестная. Эластичность спроса по доходу. Взаимосвязь валовой выручки продавца с ценовой эластичностью спроса.
Показатель эластичности характеризует относительное изменение зависимой величины при изменении независимой величины
Точечная эластичность
Дуговая эластичность
Интерпретация показателя эластичности
Величина эластичности показывает на сколько процентов изменилась зависимая величина при изменении независимой на 1%
Знак эластичности показывает прямую или обратную связь между показателями
(–) показатели имеют обратную связь
Y растет, Х падает, и наоборот
(+) показатели имеют прямую связь
Прямая эластичность спроса по цене
или
Показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены на 1%
• eQx(Px)<0 – обычный товар
• eQx(Px)>0 – товар Гиффена
Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса
· Наличие на рынке товаров-заменителей
· Разнообразие возможностей и направлений использования данного товара
· Доля расходов потребителя на тот или иной товар
· Период времени, прошедший с момента изменения цены
· Степень срочности приобретения данного товара