Общие критерии оценки курсовой работы
Неправильно оформленная работа не принимается.
Неудовлетворительная оценка ставится за работу, переписанную с одного или нескольких источников.
Удовлетворительная оценка ставится за курсовую работу, в которой недостаточно полно освещены узловые вопросы темы, работа написана на базе устаревших источников.
Хорошая оценка ставится за работу, написанную на достаточно высоком теоретическом уровне, в полной мере раскрывающую план курсовой, правильно оформленную.
Отличная оценка ставится за работу, которая характеризуется использованием большого количества литературных источников, глубоким анализом привлеченного материала, творческим подходом к его изложению, в том числе к демонстрации дискуссионности данной проблематики.
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНКРЕТНЫХ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Тема 1. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬВ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ
Целью курсовой работы является определение содержания муниципальной собственности, выявление причин и сфер ее функционирования в рыночной экономике.
Особо следует обратить внимание, что отношения муниципальной собственности в рыночной экономике определяются воспроизводством общественных и местных общественных благ. Данные блага обладают свойствами, которые определяют их предоставление органами местного самоуправления. Необходимо рассмотреть классификацию и свойства общественных благ - отсутствие соперничества при потреблении (коллективное потребление) неисключаемость. Особое внимание следует уделить границам их предоставления и свойствам местных общественных благ, в т.ч. локальные выгоды.
Хозяйственная деятельность органов местного самоуправления осуществляется в сферах «изъянов» рынка, к которым относится: естественные монополии, неполная информация, внешние эффекты. При рассмотрении проявлений несостоятельности рынка необходимо показать, что способом их преодоления в экономике являются отношения муниципальной собственности, которые выражаются в регулировании деятельности муниципальных предприятий и финансировании муниципальных учреждений.
Раскрывая содержание муниципальной собственности, следует обратить внимание на то, что оно имеет различные толкования. Во-первых, экономические отношения муниципальной собственности определяются на основе единого территориального пространства, которое обуславливает социально-экономическую систему территориального воспроизводства (общественная собственность). Во-вторых, муниципальная собственность отражает характер отношений больших социальных групп, в том числе населения муниципального образования по поводу формирования, использования и распределения общественного блага в виде определенных материальных объектов и прав на них (публичная собственность). Учитывая различные подходы к данному вопросу, необходимо рассмотреть критерии выделения отношений муниципальной собственности, определить свою позицию.
Далее в работе следует рассмотреть структуру объектов муниципальной собственности (движимое имущество, недвижимое имущество, местный бюджет) особенности, которых формируют имущественные отношения и правовой режим муниципальной собственности. Который включает ресурсы, имеющиеся в распоряжении местного самоуправления в экономически функциональное состояние, конкретизирует экономические отношения, определяет процесс предоставления и производства местных общественных благ.
Одной из форм конкретизации отношений муниципальной собственности в РФ являются «унитарные коммерческие организации на праве хозяйственного ведения». Необходимо раскрыть особенности, принципы, источники воспроизводства муниципальной собственности при данной организационно-правовой форме функционирования муниципальной собственности. Провести анализ эффективности функционирования унитарных предприятий и определить возможные пути их реформирования.
Примерный план.
Введение.
1. Объективные причины существования муниципальной собственности в рыночной экономике.
2. Теоретические подходы к определению содержания муниципальной собственности.
3. Имущественные отношения муниципальной собственности и формы их реализации в России.
Заключение.
Основная литература
1. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 от 6.10.2003 г.
2. Закон РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161 от 14. 11. 2002 г.
3. Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике. [Текст]. М., 2001.
4. О Салливан, А. Экономика города. [Текст]М., 2002.
5. Якобсон, Л.И.Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов. [Текст] М., 1996.
6. Проблемы реформы местного самоуправления: структурные и финансовые аспекты. [Текст] М.: ИЭПП, 2005.
Дополнительная литература
7. Дементьева О. Эффективность правового регулирования бюджетных основ местного самоуправления в России [Текст] // Федерализм, 2011, №1.
8. Развитие муниципального хозяйства – основа формирования местного бюджета [Текст] // Финансы и кредит, 1010, № 25.
Тема 2. CОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И
ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ
Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования рыночной экономики. Целью курсовой работы является обоснование объективной необходимости социальной политики в рыночной экономике, определение ее содержания, влияния перераспределения доходов на экономический рост.
Раскрытие содержания темы необходимо начать с определения понятия «социальная политика», указать причины, определяющие необходимость участия государства в социально-экономических процессах в рыночной экономике, выделить функции социальной политики.
Далее необходимо рассмотреть модели социальной политики, которые отражают степень вмешательства государства в управление социальными процессами, определить модель социальной политики России.
Достижение оптимальных масштабов вмешательства государства в регулирование социальных отношений в обществе связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной справедливостью. Существуют различные концептуальные подходы к разрешению этого противоречия (эгалитарный, роулсианский, утилитаристский, рыночный), которые по-разному определяют принципы социальной справедливости. На основе данных подходов необходимо определить формы регулирования доходов населения (прогрессивное налогообложение, трансфертные платежи, дотации производителям, субсидии потребителям, минимальная заработная плата, социальное страхование, социальное обеспечение).
Для аналитических целей принято различать распределение доходов: по абсолютному размеру (квинтили, децили и кривая Лоренца) и функциональное распределение, т.е. доходы собственникам факторов производства – заработная плата, рента, процент, прибыль. На основе статистических данных по России и другим странам, необходимо провести анализ состояния распределения доходов по размеру, проследить тенденции, определить свое мнение на распределение доходов в России.
При функциональном распределении доходов ключевым вопросом является уровень заработной платы, который определяет качество воспроизводства рабочей силы. Определяя методы и способы регулирования заработной платы, необходимо провести сравнительный анализ их использования в России и в других странах, рассмотреть оптимальную долю в ВВП заработной платы с позиции социальной политики, определить свое мнение к эффективности государственного регулирования заработной платы в России.
Следующим этапом в работе должно быть исследование направлений социальной политики (социальное страхование, социальная защита) определение способов и методов их реализации.
Далее в работе на основе вышеизложенного необходимо рассмотреть приоритеты социальной политики в России, которые должны обеспечить экономический рост и повышение благосостояния населения.
Примерный план.
Введение.
1. Необходимость социальной политики в рыночной экономике: социальная и экономическая эффективность. Функции социальной политики.
2. Модели социальной политики. Влияние распределения доходов на экономический рост.
3. Направления социальной политики и ее приоритеты в России в современном этапе.
Заключение.
Основная литература
1. Ахинов, Г.А. Социальная политика: учебное пособие / Г.А. Ахинов, С.В. Калашников– [Текст]. М.: Инфра – М., 2009.
2. Аверин, Л.Н. Социальная политика - / Л.Н. Аверин, Е. Б. Бреева, Н.А. Волгин, Л.П. Храпылина [Текст]. М.: Экзамен, 2008.
3. Вечканов, Г.С. Макроэкономика. 8-е изд. - Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова [Текст]. Спб.: Питер, 2010.
4. Ивашковский, С.Н., Макроэкономика - М.: Дело, 2002, Гл.17.
5. Фелпс, Э.С. Распределительная справедливость /В сб.: Экономическая теория /Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Нююиена - М.: ИНФРФ – М, 2004.
Дополнительная литература
6. Антронов, В. Модели социальной защиты в странах ЕС [Текст] // МЭ и МО., 2005., № 11.
7. Белоусова, С. Анализ уровня бедности [Текст] // Экономист. 2006., № 10.
8. Белозерова, С. О содержании социальной политики на современном этапе развития России [Текст] // Федерализм, 2008., №4.
9. Васильева, Е. «Социальное государство» и новая модель социальной политики в России [Текст] // Власть, 2008., № 11.
10. Бобков, В. Дифференциация благосостояния [Текст]// Экономист, 2005., № 6.
11. Бобков, В. К формированию социальной доктрины России [Текст]// Экономист, 2008., №7.
12. Иванов, В.Н. Неравенство и бедность населения, опыт решения проблемы в России и за рубежом [Текст] // Проблемы прогнозирования, 2006., №3.
13. Новикова, Т. Национальные проекты и социальные преобразования [Текст].// Экономист, 2008, №8.
14. Табах А. Накопительные пенсионные системы за рубежом и их внедрение в России [Текст]// Вопросы экономики, 2010., №5.
15. Тимофеев Ю.В. Влияние социально-экономических закономерностей на развитие государственной социальной политики. Оценки эффективности социальной политики [Текст]// Экон. анализ: теория и практика, 2011., №6.
16. Роик В. Модели социального страхования: ретроспективный и сопоставительный анализ [Текст]// Человек и труд, 2004., №11.
17. Шамрай Ю. Конкуренция и социальное развитие [Текст]// Общество и экономика, 2010, №5.
Тема 3. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ
Целью работы является выявление и обоснование закономерностей развития фондовых отношений и особенностей их проявления в России.
Весь экономический мир, в котором существует наша цивилизация, является целостным единством множества составляющих. Рынок ценных бумаг – часть общей экономической системы – как самостоятельное явление имеет относительную автономность. Естественную органическую часть в этой системе обеспечивает свой особый вид товара – ценная бумага, через которую устанавливается экономическая связь различных потребностей.
В начале работы необходимо раскрыть экономическую природу ценных бумаг. Для этого необходимо показать объективные условия их зарождения, которые связаны общеэкономическим развитием. Изначально ценные бумаги имели значение не сами по себе, а лишь как представители соответствующих рынков и процессов, потребности которых они обслуживали. На заре своего возникновения одна из первых ценных бумаг – вексель – был орудием ростовщичества. В последующем сам вексель явился условием развития деятельности банков.
Познание экономической природы ценных бумаг предполагает последовательное раскрытие сущности исследуемого объекта. Сущность всегда модифицируется конкретными чертами единичного, в которых она проявляется. В ходе самоорганизации рынка ценных бумаг происходит смена хозяйственных форм, а сами ценные бумаги приобретают родовые качества тех форм, через которые осуществляется процесс зарождения (см. рис. 1).
Рис. 1 Родовые качества ценных бумаг
На основе данной схемы необходимо раскрыть сущность ценных бумаг, как носителей различных отношений, их виды.
Например, являясь носителем товарно-денежных отношений, ценные бумаги приобретают статус товара. Особенность этого товара заключается не в количественной, а в качественной его характеристики как материального блага, обладающего инвестиционной стоимостью и выражающего долговые заемные отношения между облигационером и эмитентом. Наличие инвестиционной стоимости в ценной бумаге обусловлено связью последней с движением реального капитала. Относительно ценных бумаг кредитные отношения характеризуются как долговые. В тоже время кредитная природа ценных бумаг предполагает наличие в них отношений собственности.
Далее в работе необходимо раскрыть содержание рынка ценных бумаг в системе его взаимосвязей.
Рынок ценных бумаг как структурный элемент системы взаимодействует с ее элементами (см. рис. 2).
Рис.2 Система базисных взаимоотношений рынка ценных бумаг
Первоначально финансовые рынки обслуживали, прежде всего, реальный сектор экономики. Они помогали страховать потери корпораций от валютнообменного рынка, с их помощью финансировались краткосрочные операции и т.д. Но постепенно финансовые рынки стали приобретать самостоятельное значение и сегодня можно говорить о том, что не реальный сектор формирует финансовую сферу, а наоборот, финансовые рынки зачастую определяют состояние реальной экономики.
Рынок ценных бумаг как катализатор структурных изменений в реальном секторе экономики способствует концентрации промышленного капитала и слиянию его с банковским капиталом. Вместе с тем рынок ценных бумаг оказывает влияние на структуру отношений собственности, способствует перераспределению долей между формами собственности.
Далее в работе необходимо выявить особенности ценообразования на фондовом рынке, охарактеризовать структуру рынка ценных бумаг в России, определить условия и направления эффективного макроэкономического регулирования рынка ценных бумаг.
Примерный план
Введение.
1. Экономическая природа ценных бумаг, их виды и функции.
2. Рынок ценных бумаг. Особенности ценообразования на фондовом рынке.
3. Регулирование рынка ценных бумаг в России.
Заключение.
Основная литература
1. Агарков, М.М. Учение о ценных бумагах. [Текст]. М., 1993.
2. Мэнкью, Н.Г. Макроэкономика. [Текст]. М., 1994.
3. Каратуев, А.Г. Ценные бумаги: виды и разновидности. [Текст]. М., 1997.
4. Финансовый капитал: механизм движения: Сборник науч. тр. / Под ред. А.В. Мещерова. [Текст]. М., 2000.
5. Самуэльсон, П. Макроэкономика [Текст]- М., Диалектика. 2009.
6. Гальперин В. М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник [Текст] / Общая редакция Л.С. Тарасевича. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб: Изд-во СпбГУЭФ, 1997.
Дополнительная литература
7. Дегтярева, И.В. Развитие институциональной структуры российского рынка ценных бумаг [Текст]// Финансы и кредит. - 2010.-№1.
8. Ломтатидзе, О.В. Концептуальные и текущие приоритеты регулирования финансового рынка России [Текст]/ Финансы и кредит. - 2010.-№25.
9. Габидинова, Г. Ценообразование на рынке ценных бумаг [Текст]// Маркетинг. - 2010.-№4.
10. Сребник Б.В. Проблемы инфраструктуры рынка ценных бумаг в России [Текст]// Финансы. - 2010.-№7.
11. Меньшикова А.С. Рынок ценных бумаг как источник экономического роста: государственная политика в условиях глобализации [Текст]// Финансы и кредит. - 2011.-№8.
12. Шабалин А.О. Рынок ценных бумаг России в современных условиях [Текст]// Банковское дело. - 2009.-№8. - С.18-23.