Бюджетные ограничения и выбор
Тема: Теория потребительского поведения
1. Потребительское поведение: предельная полезность благ, бюджетные ограничения и выбор.
2. Закон убывающей предельной полезности благ.
3. Правило максимизации полезности и потребительское равновесие.
Рекомендуемая литература:
1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: Учеб. в 2-х т. / Общ. ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 2002. – Т. 1. – С. 101-172.
2. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учеб.– М.: Норма, 2005. – С. 82-119.
3. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Учеб. – М.: Дело, 1992. – С. 65-99.
1. Потребительское поведение: предельная полезность благ,
бюджетные ограничения и выбор
Формирование рыночного спроса, его размеры, структура и динамика зависят от решений каждого покупателя. Перед каждым потребителем стоят три вопроса: Что купить? Сколько стоит? Хватит ли денег, чтобы осуществить покупку? Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи для потребителя, чтобы ответить на второй – исследовать цену, чтобы решить третий вопрос – определить доход потребителя. Эти три проблемы – полезность, цена и доход – и составляют содержание теории поведения потребителя.
Теория поведения потребителя изучает принципы рационального поведения покупателя на рынке товаров и объясняет, как он тратит свой доход и осуществляет выбор рыночных благ, необходимых для удовлетворения его потребностей. Теория потребительского поведения разработана представителями школы маржинализма в XIX в.- нач. XX в. Г. Госсеном (Германия), К. Менгером (Австрия), У. С. Джевонсом, А. Маршалом (Англия), В. Паретто (Италия)и др.
Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений. Потребительское поведение отдельных покупателей формирует совокупный спрос, определяет объем производства товаров и услуг и их
предложение на рынках товаров и услуг.
На потребительское поведение, а точнее на потребительский выбор, влияют многие факторы, среди которых личностные факторы (возраст, экономическое положение), психологические, культурные, социальные факторы. Однако, определяющими факторами потребительского поведения служат предпочтения потребителей, их доходы (бюджеты) и цены на товары и услуги.
Потребительское предпочтение представляет собой процесс сравнения определенного ассортиментного набора потребительских товаров и услуг с точки зрения их полезности. При этом имеется в виду, что поведение потребителей, их выбор в мире товаров носит сугубо личностный характер. Каждый потребитель имеет индивидуальную шкалу предпочтений, т.е. руководствуется своими вкусами, отношением к моде, дизайну товаров или иными субъективными предпочтениями.
Полезность блага, извлекаемая в результате его потребления, является главным фактором, определяющим потребительский выбор, и составляет основу теории потребительского поведения.
Полезность блага (U) – это его способность удовлетворять какую-либо потребность, приносить человеку удовлетворение.
Полезность выражает не столько физические свойства блага, сколько отношение к нему потребителя, суждение потребителя о благе, т.е. его личное восприятие полезности блага. Для каждого потребителя степень полезности различных товаров не одинакова и определяется его субъективными предпочтениями. Одни и те же товары приносят разную степень удовлетворения потребителям. Например, кофе обладает высокой степенью полезности для кофемана, хотя вреден для гипертоника.получаемая от потребления всей массы благ, т.е. ьной единицы блага;
и полезности:
ой ограниченности блага, т.е. ъективными пред
Полезность экономического блага зависит от интенсивности потребности и количественной ограниченности блага, т.е. полезность рассматривается как функция от количества потребляемого блага:
U = f(Q),
где U – это полезность товара, Q – количество товара.
С точки зрения экономической теории, потребителя интересуют две оценки полезности:
- предельная полезность (MU) – добавочная полезность, извлекаемая от потребления дополнительной единицы блага;
- общая (совокупная) полезность (TU) – полезность, получаемая от потребления всей массы благ, т.е. общая полезность есть сумма предельных полезностей:
TU = SMU.
Полезность блага определяет его ценность для потребителя. Ценность блага – это понимание конкретным человеком значения потребляемой вещи для его жизни и благосостояния, исходя из субъективной оценки полезности и редкости данного блага. Ценность каждого из благ при этом будет зависеть от двух факторов: от важности удовлетворения потребности и от степени ее насыщения.
Всякий потребитель стремится к максимизации совокупной полезности, т.е. стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую общую величину полезности. Однако, выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, выражающими полезность товара, существуют также факторы, ограничивающие возможность приобретения того или иного товара потребителем, так называемые бюджетные ограничения.
Бюджетные ограничения – ограничения при выборе потребителем комбинаций благ, определяемые его доходом и ценами выбираемых благ. Бюджетные ограничения не позволяют потребителю приобрести все те блага, которые ему хотелось бы. Следовательно, невозможность удовлетворения всех потребностей заставляет потребителя распределять свои доходы в соответствии с его представлениями о полезности (предпочтительности) выбираемых товаров.
Таким образом, теория потребительского поведения, по существу – это теория потребительского выбора, которая предполагает анализ трех проблем: полезности, дохода и цены, при этом теория исходит из того, что потребитель ведет себя рационально, т.е. стремится получить максимум результатов при минимуме затрат (достичь наибольшей совокупной полезности, затратив минимум средств).
Потребительский выбор – это оптимальный выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях бюджетного ограничения.