Система национальных счетов. необходимость перехода на концепцию снс в российской федерации
Система национальных счетов - это адекватная рыночной экономике система взаимоувязанных макроэкономических показателей, представленных в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве. СНС представляет собой макроэкономическую модель развития хозяйства страны, региона. В отличие от БНХ она базируется на идеологии равноправности производственной сферы и сферы нематериальных услуг, концепции факторов производства, реальности связей экономически самостоятельных хозяйствующих субъектов в условиях отделения непосредственного государственного управления от хозяйственной деятельности. В качестве же инструментов саморегулирования рыночной экономики в этой модели признаются механизмы спроса и предложения, конкуренции, естественного перелива капиталов при весьма значительных функциях государственного регулирования, без которого невозможно создание эффективного механизма социальной защиты населения и проведение стратегических структурных преобразований в экономике.
Создаваемая в нашей стране на основе европейского стандарта система национальных счетов адаптируется к национальным условиям перехода к рыночной экономике. Методически и информационно БНХ включается в более универсальную и интегрированную систему макроэкономических показателей, представляющую по существу современную СНС, учитывающую национальные условия.
Переход на систему национальных счетов согласуется с современной методологией комплексного экономико-статистического анализа макроэкономики, который органически соединяет экономические и социальные стороны изучения воспроизводственного механизма, макроотраслевого и микроуровней, обеспечивает реализацию многоаспектного подхода с экономико-математическими и статистическими методами.
Основные преимущества новой макроэкономической модели, предназначенной для отображения социально-экономических процессов в условиях перехода к социально-ориентированной рыночной экономике, состоят в следующем:
• народное хозяйство при СПС трактуется как целостная система со сложной структурой, в которой материальное производство и сфере нематериальных услуг рассматриваются как равноправные. Следовательно, появляется возможность отражения места услуг в общественном воспроизводстве, их роли в современной экономике и благосостоянии населения. Этим достигается комплексная характеристика функционирования всего экономического организма: результатов общественного воспроизводства, использования ресурсов и т.д.;
• система отражения потоков и запасов в новой модели – адекватное отражение реального экономического взаимодействия хозяйственных единиц (производителей материальных благ и услуг между собой, производителей и населения как потребителя, производителей и населения с государством и т.д.). Это соответствует нарождающемуся новому экономическому механизму, основанному на рыночных отношениях, экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов и преимущественно экономических методах регулирования национального хозяйства со стороны государства;
• в отличие от ВНХ в систему национальных счетов органично вписываются такие экономические и одновременно хозяйственные инструменты, как финансовые ресурсы, бюджет, налоги на физических лиц и на добавленную стоимость, фонд оплаты труда и прибыль, товарооборот и капитальные вложения, доходы и расходы, активы и пассивы хозяйствующих субъектов, институциональных единиц и т.п.;
• в полной мере выявляются возможности анализа финансовых процессов, кредитно-денежного механизма в стране во взаимосвязи с общеэкономическими явлениями. При этом приоритет получает отображение закономерностей кругооборота стоимости, хотя и отводится заметное место закономерностям, вызванным отраслевой спецификой хозяйственной деятельности;
• интеграция БНХ с СНС позволяет сохранить важный аспект макроэкономического анализа - экономико-статистическое изучение воспроизводства материального продукта, которое выполняет функцию фундамента социально-экономического развития страны. Кроме того, это дает возможность ретроспективного воссоздания отдельных блоков и фрагментов системы национальных счетов и проведения экстраполяции сценариев экономического развития в рамках альтернативных концепций общественного производства.
Национальное хозяйство рассматривается в СНС как большая многомерная система, в которой выделяются объективно существующие элементы многообразия экономических явлений. Стержень такой системы - экономический оборот. Он включает в себя основные экономические процессы - производство, потребление, накопление, перераспределение. Последнее означает передачу (получение) продукта, услуги, денег или любого эквивалента денег, осуществляемую в одностороннем порядке, без компенсации.
Основные элементы экономического оборота: объекты, субъекты, операции. Объекты - продукты, услуги, денежные средства или любой другой носитель стоимости. Субъекты - хозяйственные единицы. Движение объектов экономической деятельности от одного субъекта к другому осуществляется посредством экономических актов (экономических операций). Различают операции: а) с продуктами и услугами; б) распределительные; в) финансовые; г) с капиталом (покупка земли, потребление основных фондов; разрушение, появление и исчезновение невоспроизводимых активов). Примерами могут служить покупка-продажа, бартер товаров, оплата труда деньгами и натурой, появление и исчезновение финансовых требований. Основные элементы экономического оборота формируют реальную экономическую (рыночную) структуру с присущими ей закономерностями.
В нынешних условиях активного формирования рыночного хозяйства в России СНС должна служить инструментом анализа экономического положения в стране для принятия решений в области экономической политики, разработки прогнозов и стратегических планов развития рыночной экономики в целом, а также ее регулирования.
Система национальных счетов позволяет провести анализ и обобщение операций, проводимых всей массой хозяйствующих субъектов, действующих на национальной территории, в том числе и с зарубежными партнерами, в целях разъяснения решений органов власти, ответственных за экономическую политику. На ее основе разрабатываются экономические модели и прогнозы, например, в области налогообложения, кредитования, темпов экономического роста, дефицита государственного бюджета, регулирования госбюджета, регулирования инфляции и т.д.
СНС охватывает абсолютно все технические операции, происходящие в экономике, и все ресурсы, которыми располагает страна.