А) определение круга исполнителей
Методические рекомендации
по теме 13. Учебной дисциплины «Экономика и менеджмент социально-культурной сферы»
Технология планирования в учреждениях социально-культурной сферы.
(в помощь преподавателям и студентам дневной и заочной форм обучения)
Санкт – Петербург- 2011
Автор и составитель
Преподаватель высшей квалификационной категории
ПЦК СКД и НХТ
Матвеев С.А.
Введение
Планирование социально-культурной деятельности учреждениями культуры в условиях рыночной экономики приобретает особое значение, так как обеспечивает их эффективное функционирование, планомерное развитие, как на текущий момент, так и на перспективу. Этим подтверждается и актуальность изучения данной темы студентами.
Главная задача плана – определение мер по дальнейшему повышению эффективности деятельности предприятия культуры.
План должен определять главные цели и конкретные плановые задания, показатели по всем направлениям деятельности. План должен стать конкретным выражением принятых управленческих решений.
Методические указания и советы.
При изучении данной темы следует обратить внимание на логическую последовательность изучения предлагаемого материала, а также на основные понятия и определения.
Особенно следует подчеркнуть роль и значение планирования как вида управленческой деятельности и способа достижения тактических и стратегических целей и задач учреждения культуры.
При рассмотрении темы особо следует отметить, что процесс планирования требует тщательной подготовки, а именно: сбор, анализ и обработку различной информации, изучение различных факторов внутренней и внешней среды, способных повлиять на принятие планового решения.
Особо следует уделить внимание умению студентов определять основные направления деятельности учреждения культуры на перспективу; умению ставить цели и задачи (к сожалению, очень часто, студент не всегда понимает разницу между целями и задачами).
Сущность и характеристика планирования заключена в рассмотрении всей темы в целом, и потому ее отдельные части необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими.
В Приложении приводится примерная структура составления годового плана работы учреждения культуры, которая может послужить инструментом для практического занятия со студентами по составлению такого плана.
Задачи данной методической разработки состоят в том, чтобы:
· помочь разобраться с сущностью, значением, технологией планирования в учреждениях культуры, его особенностями и видами;
· получить студенту первичные знания и умения в одной из важнейших сфер управленческой деятельности:
· научиться применять полученные знания в будущей практической деятельности.
Содержание
1. Значение планирования
2. Принципы планирования
3. Источники планирования
4. Методы планирования
5. Виды планирования
6. Этапы планирования деятельности предприятия культуры
7. Виды планов в культурно-досуговых учреждениях
8. Приложение: Примерная структура плана работы учреждения культуры на год
Значение планирования.
Планирование – одна из функций управления, выступающая как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования; систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях в ожидаемых условиях.
В системе менеджмента планирование занимает особое место, так как определяет основные направления, содержание деятельности и приоритеты учреждения культуры на определенный период.
Вместе с тем и финансирование учреждений культуры сегодня осуществляется под конкретные планы и программы.
В условиях неопределенности и экономического развития, наличия рисков и жесткой конкуренции, присущей рыночной системе хозяйствования, планирование становится практически единственным условием, вносящим определенную устойчивость при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности учреждения культуры.Именно планирование позволяет учреждению культуры на основе имеющихся внутренних возможностей проектировать нужную организацию производства и реализации продукции и услуг с учетом изменений, происходящих в хозяйственной среде.
Принципы планирования.
Планирование в процессе своего осуществления должно следовать следующим принципам (правилам):
· гибкость, предусматривающая постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования предприятия. Его изменение требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды;
· непрерывность,предполагающая скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов, «сдвигая» период планирования (например, после завершения отчетного месяца, квартала, года);
· коммуникативность,под которой понимается координация и интеграция усилий. Все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо;
· участие,предполагающее важность вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования учреждения культуры;
· адекватность, т.е. отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования;
· комплексность,как взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
· многовариантность,позволяющая выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;
· итеративность – предусматривает неоднократность увязки уже составленных разделов плана (итерации). Это обусловливает творческий характер самого процесса планирования.
Источники планирования
Планирование работы учреждения культуры важнейшая часть его деятельности. Планируя свою будущую деятельность учреждения культуры должны учитывать некоторые социальные аспекты, а именно:
· запросы, интересы и потребности населения;
· образовательный и культурный уровень населения, проживающего в зоне культурного обслуживания;
· свободное время потенциальных посетителей;
· реальные возможности самого учреждения культуры;
· различные тенденции развития учреждения культуры и его роль в системе культурно-досуговой деятельности.
Очевидно, что эти задачи поможет выполнить сбор, анализ и обработкаразличных источниковпланирования, к которым можно отнести:
· различного рода исследования(бюджет свободного времени, образование, круг интересов, потребности, и т.п.);
· финансовый план учреждения культуры на предстоящий год (смета доходов и расходов);
· анализ деятельности предприятия культуры за прошедший год;
· социально-творческие заказы, исходящие от общественных организаций, предприятий и фирм, находящихся в зоне культурного обслуживания учреждения культуры, муниципальных органов управления, ветеранских и молодежных организаций и т.д.;
· праздники и знаменательные датыв жизни страны, региона, города, района отдельного трудового коллектива и т.д.;
· федеральные и региональные культурные программы;
· планы работы отделов, клубных формирований самого учреждения культурыи другие источники.
Методы планирования.
В сфере культуры сложилось несколько групп методов планирования:
Аналитическое планирование
Метод аналитического планирования предполагает анализ содержания и итогов деятельности учреждения культуры в предшествующем периоде. Поэтому, иногда, данный метод называют « планированием от достигнутого уровня».
Аналитический метод предполагает исследование трудового процесса, изучение факторов, влияющих на затраты труда, расчет времени на выполнение работ, разработку мероприятий по созданию условий для более эффективной деятельности работников и учреждения культуры в целом.
Нормативное планирование
Метод нормативного планирования заключается в обосновании плановых показателей с помощью норм (финансовых, материальных, трудовых и.т.п.) и нормативов (как совокупности производимых или потребляемых услуг и товаров на единицу потребителя, финансирования, площади, оборудования и т. д.)
Нормативное планирование предполагает систему количественных показателей, нормирование труда: нормы времени (скажем, на отдельно взятое мероприятие), нормы выработки, норму обслуживания, нормы управляемости, нормы расхода производственных ресурсов (материалов, топлива, энергии), нормы финансовых средств и т.п.
Балансовые методы планирования.
Эти методы являются важной стороной обоснования реальности выполнения плана и приведение в соответствие (баланс) имеющихся ресурсов и затрат. Для решения этой задачи используются три основных вида балансов: материальный (натуральный), финансовый (стоимостный), и трудовой.
Трудовой баланс помогает выявлять и планировать степень обеспечения учреждения культуры квалифицированными кадрами, способными реализовать планы предприятия.
Материальный баланс помогает сопоставить запланированный объем работы и возможность ее реализации с помощью имеющихся материальных ресурсов.
Финансовый баланс позволяет сопоставить доходы и расходы учреждения культуры. В случае расхождения доходов с расходами, производят их корректировку: либо сокращают объем расходов, либо планируют поступления в доходную часть, для покрытия недостающих финансовых средств.
Виды планирования
Все планы, создаваемые на предприятиях и организациях, могут различаться:
1. по содержанию планируемой деятельности. Это может быть:
финансовый план,
план хозяйственной деятельности,
план повышения квалификации,
тематический план,
комплексный план или программа.
2. по уровню принятия планового решения.
федеральные планы,
республиканские,
областные и краевые,
городские и районные,
планы учреждений и организаций,
индивидуальные планы.
3. по степени директивности:
a) прогнозные планы(выражающие ориентировочные представления о планируемом периоде). Эти планы представляют собой выявление наиболее вероятностных тенденций развития сферы культуры, организации и т.п., являются теоретической предпосылкой принятия конкретных плановых решений директивного и рекомендательного характера;
b) рекомендательные планы(как правило, содержат установочные рекомендации). Показатели рекомендательных планов носят контрольный характер, так как, обычно рекомендуются для включения в план минимальные значения определенных показателей. А это означает, что нельзя иметь показатели ниже контрольных цифр (таким образом, планируются вышестоящим органом объемы работы для учреждения культуры).
c) директивные планы.
Подлежат обязательному выполнению. В них содержится четкое определение заданий в цифровых показателях и сроки их выполнения.
4. по срокам, на которые рассчитаны планы:
· перспективные (среднесрочные и долгосрочные);
· текущие (краткосрочные и оперативные) и календарные планы.
Долгосрочные планы разрабатываются на срок свыше 5 лет. В сфере культуры такие планы обычно разрабатываются на федеральном и региональном уровнях. В таких планах указываются наиболее общие показатели. Долгосрочное планирование осуществляется на базе стратегическогопланирования. Стратегическое планирование -видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-экономическом устройстве страны, региона.
Среднесрочное планирование охватывает период от 3 до 5 лет и отличается большей детализацией.
К краткосрочным планамотносятся планы, разрабатываемые на срок от 1 года до 3 лет включительно, а также оперативные планы на квартал, месяц, неделю. Краткосрочные планы также называют планами текущей работы.
К оперативным планамотносятся планы, разрабатываемые на декаду, неделю, день и индивидуальные планы.
Этапы планирования деятельности предприятия
С организационно-технологической точки зрения планирование состоит из нескольких этапов:
1 этап: Организационно-подготовительный. На этом этапе решается целый ряд задач:
а) определение круга исполнителей
разработка плана поручается наиболее квалифицированным работникам. В некоторых случаях при разработке плана может создаваться комиссия, и привлекаются к участию в ней представители заказчиков, общественных организаций, специалисты методических и образовательных учреждений. Комиссия может делиться на рабочие группы по различным направлениям разрабатываемого плана.
б) определение сроков разработки плана.
На разработку любого плана требуется соответствующее время. Например, разработка годового плана должна начинаться не менее чем за два месяца до планируемого периода.
в) информационное обеспечение плана.
Информационное обеспечение плана заключается в сборе, систематизации и анализе предплановой информации, на основе которой может приниматься плановое решение. Эта информация поможет выявить реальное положение дел, наличие материальных, финансовых и трудовых ресурсов и других факторов. Информация должна быть объективной, достоверной, оперативной и современной. В предплановую информацию входят данные учета и отчетности , материалы контрольных проверок, директивные и нормативные материалы, научные публикации и методические материалы. В сборе информации помогут опросы, наблюдения экспертные оценки, справочные издания и прочее.
2 этап: Разработка проекта плана.
Данный этап также состоит из нескольких частей, связанных с решением ряда задач:
а) определение целей и задач на планируемый период –это центральная проблема планирования, так как от правильной постановки целей и задач зависит содержание будущего плана и программа конкретных действий.