Блок 4. Методы управления и самоорганизации
Для каждого человека самоопределение и самоутверждение в жизни всегда очень важно, и поэтому люди, точно знающие, что и как делать, являются наиболее преуспевающими.
Человек, ясно видящий свою цель, наверняка достигнет ее, приложив определенные усилия и способности.
В рамках данного раздела следует изучить и проанализировать профессиональные цели и задачи, которые ставить перед собой менеджер, методы управления, которыми он может пользоваться для их достижения.
Данный раздел отчета должен содержать:
Для студентов очной формы обучения:
1) Мини-презентация «Методы управления, которые воздействуют на меня»/ «Методы управления, которые применяю я» (10-15 слайдов), составленная на основе систематизации полученного в результате сбора и анализа информации.
Для студентов заочной, очно-заочной формы обучения:
1) Распорядок рабочего дня менеджера
2) Мини-презентация «Методы управления, которые воздействуют на меня» / «Методы управления, которые применяю я» (10–15 слайдов), составленная на основе систематизации полученного в результате сбора и анализа информации.
Общие требования к отчету:
1) Структура отчета:
Титульный лист
Задание на практику
Содержание
Введение
Результаты блока 1
Результаты блока 2
Результаты блока 3
Результаты блока 4
Заключение
Список литературы
Приложения
Путевка на практику (если практика проходила за пределами кафедры)
Дневник практики
Отзыв-характеристика (если практика проходила за пределами кафедры)
Отступления от данной структуры задания могут быть лишь незначительными и связаны с особенностями деятельности того или иного предприятия (места прохождения практики) или особенностями задания на практику. Отчет должен содержать текстовые, графические и табличные материалы, отражающие решение предусмотренных программой практики задач.
7.2.2. Задание по учебной практике 4 семестра (2 курс)
Введение. Во введении ставятся цели и задачи экономической практики; раскрываются проблемы развития отрасли, к которой относится хозяйствующий субъект и значение хозяйствующего субъекта.
1) Общая характеристика предприятия. В этой главе описывается организационно-правовая форма предприятия, организации. История создания и развития изучаемого объекта: когда и кем создан, его местонахождение, обоснование выбранной организационной формы, правовой статус в соответствии с существующим законодательством, вид деятельности организации.
2) Организационная и производственная структура предприятия. Характеристика производственных подразделений организации (в разрезе организации процесса производства, применяемых технологий, оборудования и т.д.). Схема структуры управления с позиции уровней иерархии, сложности, вертикальных и горизонтальных связей.
3) Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия, организации (Приложение 6).
4) Обобщающие показатели деятельности предприятия должны быть проанализированы в динамике за несколько лет. Они должны основываться на данных бухгалтерского учета и отчетности и содержать следующие показатели:
– численность работающих (состав, структура кадров, показатели эффективности);
– основные фонды предприятия (состав и структура фондов, показатели эффективности их использования);
– оборотные фонды (состав, показатели эффективности их использования);
– затраты производства (постоянные, переменные затраты);
– финансовые результаты.
Заключение. В заключении отчета необходимо сделать выводы о работе предприятия, показать возможности наиболее эффективной работы, выявить сильные и слабые стороны данной организации. Указать выполнение поставленных во введении целей и задач экономической практики.
Отступления от данной структуры задания могут быть лишь незначительными и связаны с особенностями деятельности того или иного предприятия (места прохождения практики) или особенностями задания на практику. Отчет должен содержать текстовые, графические и табличные материалы, отражающие решение предусмотренных программой практики задач.
7.2.3. Задание по ознакомительной практике 4 семестра (2 курс)
Введение, в котором дается описание отрасли, в которой функционирует хозяйствующий субъект, обосновывается роль, которую играет данная организация в развитии муниципального образования или региона, ее место на рынке.
1) Общая характеристика предприятия:
- наименование предприятия;
- организационно-правовая форма предприятия и основные этапы его развития (рост, объединение, разукрупнение, выделение в самостоятельный объект, изменение организационно-правовой формы);
- характеристика деятельности предприятия: вид производимой продукции или оказываемых услуг, граница распространения продукции, услуг (местная, региональная, российская, межнациональная);
- объемы производства продукции (работ, услуг) в стоимостном и натуральном выражении (за последние два года);
- описание производственной структуры предприятия: наличие и размещение подразделений предприятия (цехов, участков, производств);
- характеристика структуры управления предприятием (с позиций построения уровней иерархии, сложности вертикальных и горизонтальных связей.
2) Внутренние ресурсы предприятия целесообразно рассмотреть в следующей последовательности:
- кадры предприятия (численность персонала, в том числе по категориям, его характеристика, структура);
- формы и системы оплаты труда работников предприятия;
- характеристика основных фондов и производственных мощностей предприятия (состав и структура основных фондов, методы их оценки, износ и амортизация фондов, показатели эффективности использования основных производственных фондов, производственная мощность предприятия);
- оборотные фонды и оборотные средства предприятия (состав и структура, потребность в оборотных средствах, оценка эффективности использования оборотных фондов предприятия).
3) Анализ эффективности деятельности предприятия:
- состав и структура издержек производства продукции (работ, услуг);
- формирование и распределение валового дохода;
- распределение валовой прибыли;
- налогообложение предприятия.
Заключение, которое должно содержать общую характеристику и выявленные в ходе учебной практики тенденции развития предприятия, его положительные и отрицательные стороны и предложить пути дальнейшего развития организации.
Содержание практики должно обеспечить получение представления о современном предприятии отрасли и о роли менеджера в управлении предприятием; о государственных требованиях к содержанию и уровню профессиональной подготовленности менеджера; знакомство с организацией учебного процесса, научно-исследовательской и воспитательной работой в вузе; знакомство с основами библиографии и библиотековедения, библиотечными информационными системами.
Отступления от данной структуры задания могут быть лишь незначительными и связаны с особенностями деятельности того или иного предприятия (места прохождения практики) или особенностями задания на практику. Отчет должен содержать текстовые, графические и табличные материалы, отражающие решение предусмотренных программой практики задач.
8. Образовательные,
научно-исследовательские
и научно-производственные технологии,
используемые на учебной практике
В процессе организации учебной практики руководителями от выпускающей кафедры и руководителем от предприятия (организации) должны применяться современные образовательные и научно-производственные технологии.
1. Мультимедийные технологии, для чего организационное собрание, ознакомительные лекции и инструктаж студентов во время практики проводятся в помещениях, оборудованных экраном, видеопроектором, персональными компьютерами. Это позволяет руководителям и специалистам предприятия (организации) экономить время, затрачиваемое на изложение необходимого материала и увеличить его объем.
2. Дистанционная форма консультаций, консультации по электронной почте или с использование социальных сетей во время прохождения конкретных этапов учебной практики и подготовки отчета.
3. Компьютерные технологии и программные продукты, необходимые для сбора и систематизации технико-экономической и финансовой информации, разработки планов, проведения требуемых программой практики расчетов и т.д. Для чего часть занятий по учебной практике проводятся в компьютерных классах.
9. Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов
на учебной практике
Учебно-методическим обеспечением самостоятельной работы студентов на учебной практике являются:
1. нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия (организации), на котором проходит учебную практику студент;
2. методические разработки для студентов, определяющие порядок прохождения и содержание учебной практики;
3. формы бухгалтерской, финансовой, статистической, внутренней отчетности, разрабатываемые на предприятии (организации) и инструкции по их заполнению;
4. информация рекомендованных Интернет – ресурсов.
9.1. Учебно-методические рекомендации
по сбору материалов, их обработке и анализу
Сбор информации.
В рамках сбора информации необходимо использовать не только бумажные носители информации, но и передовые информационные технологии – компьютерную технику, электронные базы данных, Интернет. При использовании интернет-ресурсов студентам следует учитывать следующие рекомендации:
необходимо критически относиться к информации;
следует научиться обрабатывать большие объемы информации, представленные в источниках, уметь видеть сильные и слабые стороны, выделять из представленного материала наиболее существенную часть.
Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно ГОСТ по библиографическому описанию произведений печати. Подобранная литература изучается в следующем порядке:
знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы;
исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу);
обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания отчета.
Обработка материала.
При обработке полученного материала студент должен:
систематизировать его по разделам в соответствии с заданием;
определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме;
сформулировать основные выводы, характеризующие результаты работы.
9.2. Учебно-методические рекомендации
по выполнению задания по практике
В процессе выполнения заданий по практике студенты должны проявлять активность, творческую инициативу, высокую степень ответственности.
Успешность выполнения задания зависит от умения выбрать наиболее результативные методы работы. К ним относятся общие методы, такие как:
– наблюдение, как активный познавательный процесс;
– сравнение, как способ установления сходства и различия предметов и явлений;
– измерение, как процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения.
Студент, проходящий практику должен:
На подготовительном этапе:
- присутствовать на собрании кафедры по практике и вводной беседе со своим руководителем;
- получить документацию по практике (направление, программу практики, задания, задачи и др.)
- представить гарантийное письмо от организации (отношение).
В рабочий период:
- полностью и доброкачественно выполнять индивидуальные задания, а также текущие задачи, поставленные руководителями практики;
- систематически отчитываться перед руководителем о выполненных заданиях.
На заключительном этапе:
- написать отчет о прохождении практики,
- своевременно, в установленные сроки, защитить отчет и сдать дневник практики.
Отчет о практике предварительно сдается руководителю практики от вуза на проверку. Только после получения отчета установленной формы с выдержанными техническими критериями и необходимой документацией с предприятия, руководитель практики от вуза имеет право назначить студенту защиту отчета о практике. Защита проводится в строго установленные сроки.
В течение защиты студент должен изложить цели, основные вопросы изучения в ходе прохождения практики, ответить на все вопросы и замечания руководителя практики. При неполном соблюдении необходимых требований оценка студенту за практику снижается.
9.3. Учебно-методические рекомендации
по подготовке отчета по практике
По окончании практики студенты должны представить на кафедру отчет о прохождении практики.
Отчет должен состоять из двух основных частей – текста отчета и приложений. Текстовая часть отчета традиционно состоит из трех частей – введения, основной части и заключения.
Отчет должен быть подписан студентом, руководителем практики от института, при применении заводской формы прохождения практики отчет должен быть подписан руководителем практики от предприятия и заверен на титульном листе печатью предприятия. К отчету должен быть приложен отзыв руководителя практики от предприятия (отзыв должен содержать описание проделанной студентом работы, общую оценку качества его профессиональной подготовки, умение контактировать с людьми, анализировать ситуацию, работать со статистическими данными и т.д.).
Объем отчета о прохождении практики должен составлять 25–35 машинописных страниц (без приложений), набранных 14 шрифтом TNR в MS Word через 1,5 интервала.
В приложения к отчету по практике включаются различные документы, раскрывающие специфику деятельности организации, в которой студент проходил практику, ее организационную структуру, финансовое положение, характер работы, выполняемой студентом, его достижения. Это могут быть:
– различные нормативные документы,
– внутренние документы организации и подразделения, где студент проходил практику,
– финансово-хозяйственная отчетность фирмы,
– статистическая информация об организации, ее контрагентах,
– аналитические разработки в области стратегического планирования, разработка модели эффективного управления отделов фирмы или предприятия в целом, в которых студент принимал участие с отражением его роли в них,
– таблицы, графики, методики и т.д.,
– другие документы и информация, которую студент считает нужным отразить.
Все приложения должны быть пронумерованы. В текстовой части отчета по преддипломной практике должны быть ссылки на соответствующие приложения.
– СТО 1.005-2007 «Общие требования к оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых работ (проектов), рефератов, контрольных работ, отчетов по практикам, лабораторным работам»
10. Формы промежуточной аттестации
(по итогам учебной практики)
Формы аттестации | Вариант представления результатов | Время проведения аттестации |
Составление и защита отчета | Отчет предоставляется в бумажном варианте | последняя неделя соответствующего семестра |
По окончании заводской практики руководитель практики от организации составляет на студента отзыв характеристику и подписывает ее у руководства организации, заверяет печатью.
Все документы, свидетельствующие о прохождении практики студентом, должны быть аккуратно оформлены и собраны в отдельную папку.
Руководитель практики от кафедры в течение 10 дней обеспечивает организацию ее защиты в форме зачета.
Аттестация обучающегося по итогам прохождения практики проводится только после сдачи документов по практике на кафедру и фактической защиты отчета.
Защита отчета по практике, как правило, представляет собой краткий, 8–10-минутный доклад студента и его ответы на вопросы руководителя практики. По итогам защиты практики выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено», о чем делаются соответствующие записи в зачетной ведомости и зачетной книжке.
При защите практики учитывается объем выполнения программы практики, правильность оформления документов, содержание отзыва-характеристики; правильность ответов на заданные руководителем практики вопросы.
11. Учебно-методическое
и информационное обеспечение
учебной практики
Основная литература
Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник для студентов вузов / Г.В. Савицкая. – 14-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 649 с.
Нечитайло А.И. Экономика предприятий (организаций): учебник для студентов вузов / А.И. Нечитайло, А.Е. Карлик. – М.: Проспект: КНОРУС, 2010. – 304 с.
Королев В.И. Основы менеджмента: учебное пособие для студентов вузов / В.И. Королев, Д.Н. Замула, А.Д. Заикин и др.; под ред. В.И. Королева; Всерос. акад. внешней торговли. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. – 620 с.
Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова. – М.: ИНФРА-М, 2007.
Дополнительная литература
Маркарьян Э.А. Финансовый анализ / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. – М.: КНОРУС, 2009.
Веснин В.Р. Основы менеджмента / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2011.
Тебекин А.В. Менеджмент организации / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. – М.: КНОРУС, 2007.
Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: учебник для студ. вузов / А.М. Фридман. – 3-е изд. – М.: Дашков и К*, 2009. – 624 с.
Полнотекстовые базы данных
Интернет-библиотека русскоязычных СМИ Рublic.ru
Электронно-библиотечная система РУКОНТ
IPRbooks
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
http://www.aup.ru «Административно-управленческий портал».
http://www.cfin.ru/ «Корпоративный менеджмент»
http://www.finman.ru Журнал «Финансовый менеджмент».
12. Материально-техническое обеспечение
практики
Для проведения учебной практики необходима аудитория с мультимедийным оборудованием, компьютерный класс (необходимые программы MS WORD, MS Exell, MS PowerPoint.
Приложение 1
Заведующему кафедрой
_________________________________
(наименование кафедры)
_________________________________
(фамилия, инициалы заведующего кафедрой)
от студента (ки) ____ курса
__________________ формы обучения
__________________ (ФИО)
Заявление
Прошу разрешить мне с «___» ___________ 201__ г. по «___» ___________ 201__ г.
пройти учебную практику
в_____________________________________________________________
(наименование организации из базы практик)
в структурном подразделении ____________________________________
в должности ___________________________________________________
Контактный телефон (студента)__________________________.
Дата _________ Подпись
Приложение 2
Заведующему кафедрой
_________________________________
(наименование кафедры)
_________________________________
(фамилия, инициалы заведующего кафедрой)
от студента (ки) ____ курса
__________________ формы обучения
__________________ (ФИО)
Заявление
Прошу предоставить мне с «___» ___________ 201__ г. по «___» ___________ 201__ г.
место для прохождения учебной практики
в ____________________________________________________________
(наименование организации из базы практик)
Контактный телефон (студента)__________________________.
Дата _________ Подпись
Приложение 3
Календарный план график прохождения учебной практики
студента ВГУЭС
Студент _______________________ направляется для прохождения
____________ практики в ________________________________________
(указать вид) (наименование организации)
с «___» ___________ 201__ г. по «___» ___________ 201__ г.
Содержание выполняемых работ по программе | Сроки выполнения | Заключение и оценка руководителя от организации | Подпись руководителя от организации | |
Начало | Окончание | |||
Согласовано:
______________________________________________________________
должность руководителя подразделения, где проводится практика
_____________________________________________ И.О.Фамилия
______________________
дата
Студент-практикант
_____________________________________________ И.О.Фамилия
______________________
дата
Руководитель от кафедры
_____________________________________________ И.О.Фамилия
_________________ ______________________
подпись дата
Руководитель от организации
_____________________________________________ И.О.Фамилия
_________________ ______________________
подпись дата
Приложение 4
Владивостокский государственный университет
экономики и сервиса
Путевка
Студент __________________________________________________
Фамилия Имя Отечество
Института ________________________________ гр. _____________ согласно приказу ректора № _________ от ___ ________________ 200 г. направляется __________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
для прохождения учебной (ознакомительной) практики по направлению ______________________________________________________________
на срок _________________ недель с ____ ____________ 201__ г. по 201__ г.
Руководитель практики _____________________________________
Оборотная сторона бланка