Блок 4. Методы управления и самоорганизации

Для каждого человека самоопределение и самоутверждение в жизни всегда очень важно, и поэтому люди, точно знающие, что и как делать, являются наиболее преуспевающими.

Человек, ясно видящий свою цель, наверняка достигнет ее, приложив определенные усилия и способности.

В рамках данного раздела следует изучить и проанализировать профессиональные цели и задачи, которые ставить перед собой менеджер, методы управления, которыми он может пользоваться для их достижения.

Данный раздел отчета должен содержать:

Для студентов очной формы обучения:

1) Мини-презентация «Методы управления, которые воздействуют на меня»/ «Методы управления, которые применяю я» (10-15 слайдов), составленная на основе систематизации полученного в результате сбора и анализа информации.

Для студентов заочной, очно-заочной формы обучения:

1) Распорядок рабочего дня менеджера

2) Мини-презентация «Методы управления, которые воздействуют на меня» / «Методы управления, которые применяю я» (10–15 слайдов), составленная на основе систематизации полученного в результате сбора и анализа информации.

Общие требования к отчету:

1) Структура отчета:

Титульный лист

Задание на практику

Содержание

Введение

Результаты блока 1

Результаты блока 2

Результаты блока 3

Результаты блока 4

Заключение

Список литературы

Приложения

Путевка на практику (если практика проходила за пределами кафедры)

Дневник практики

Отзыв-характеристика (если практика проходила за пределами кафедры)

Отступления от данной структуры задания могут быть лишь незначительными и связаны с особенностями деятельности того или иного предприятия (места прохождения практики) или особенностями задания на практику. Отчет должен содержать текстовые, графические и табличные материалы, отражающие решение предусмотренных программой практики задач.

7.2.2. Задание по учебной практике 4 семестра (2 курс)

Введение. Во введении ставятся цели и задачи экономической практики; раскрываются проблемы развития отрасли, к которой относится хозяйствующий субъект и значение хозяйствующего субъекта.

1) Общая характеристика предприятия. В этой главе описывается организационно-правовая форма предприятия, организации. История создания и развития изучаемого объекта: когда и кем создан, его местонахождение, обоснование выбранной организационной формы, правовой статус в соответствии с существующим законодательством, вид деятельности организации.

2) Организационная и производственная структура предприятия. Ха­рактеристика производственных подразделений организации (в разрезе организации процесса производства, применяемых технологий, оборудования и т.д.). Схема структуры управления с позиции уровней иерархии, сложности, вертикальных и горизонтальных связей.

3) Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия, организации (Приложение 6).

4) Обобщающие показатели деятельности предприятия должны быть проанализированы в динамике за несколько лет. Они должны основываться на данных бухгалтерского учета и отчетности и содержать следующие показатели:

– численность работающих (состав, структура кадров, показатели эффективности);

– основные фонды предприятия (состав и структура фондов, показатели эффективности их использования);

– оборотные фонды (состав, показатели эффективности их использования);

– затраты производства (постоянные, переменные затраты);

– финансовые результаты.

Заключение. В заключении отчета необходимо сделать выводы о работе предприятия, показать возможности наиболее эффективной работы, выявить сильные и слабые стороны данной организации. Указать выполнение поставленных во введении целей и задач экономической практики.

Отступления от данной структуры задания могут быть лишь незначительными и связаны с особенностями деятельности того или иного предприятия (места прохождения практики) или особенностями задания на практику. Отчет должен содержать текстовые, графические и табличные материалы, отражающие решение предусмотренных программой практики задач.

7.2.3. Задание по ознакомительной практике 4 семестра (2 курс)

Введение, в котором дается описание отрасли, в которой функционирует хозяйствующий субъект, обосновывается роль, которую играет данная организация в развитии муниципального образования или региона, ее место на рынке.

1) Общая характеристика предприятия:

- наименование предприятия;

- организационно-правовая форма предприятия и основные этапы его развития (рост, объединение, разукрупнение, выделение в самостоятельный объект, изменение организационно-правовой формы);

- характеристика деятельности предприятия: вид производимой продукции или оказываемых услуг, граница распространения продукции, услуг (местная, региональная, российская, межнациональная);

- объемы производства продукции (работ, услуг) в стоимостном и натуральном выражении (за последние два года);

- описание производственной структуры предприятия: наличие и размещение подразделений предприятия (цехов, участков, производств);

- характеристика структуры управления предприятием (с позиций построения уровней иерархии, сложности вертикальных и горизонтальных связей.

2) Внутренние ресурсы предприятия целесообразно рассмотреть в следующей последовательности:

- кадры предприятия (численность персонала, в том числе по категориям, его характеристика, структура);

- формы и системы оплаты труда работников предприятия;

- характеристика основных фондов и производственных мощностей предприятия (состав и структура основных фондов, методы их оценки, износ и амортизация фондов, показатели эффективности использования основных производственных фондов, производственная мощность предприятия);

- оборотные фонды и оборотные средства предприятия (состав и структура, потребность в оборотных средствах, оценка эффективности использования оборотных фондов предприятия).

3) Анализ эффективности деятельности предприятия:

- состав и структура издержек производства продукции (работ, услуг);

- формирование и распределение валового дохода;

- распределение валовой прибыли;

- налогообложение предприятия.

Заключение, которое должно содержать общую характеристику и выявленные в ходе учебной практики тенденции развития предприятия, его положительные и отрицательные стороны и предложить пути дальнейшего развития организации.

Содержание практики должно обеспечить получение представления о современном предприятии отрасли и о роли менеджера в управлении предприятием; о государственных требованиях к содержанию и уровню профессиональной подготовленности менеджера; знакомство с организацией учебного процесса, научно-исследовательской и воспитательной работой в вузе; знакомство с основами библиографии и библиотековедения, библиотечными информационными системами.

Отступления от данной структуры задания могут быть лишь незначительными и связаны с особенностями деятельности того или иного предприятия (места прохождения практики) или особенностями задания на практику. Отчет должен содержать текстовые, графические и табличные материалы, отражающие решение предусмотренных программой практики задач.

8. Образовательные,
научно-исследовательские
и научно-производственные технологии,
используемые на учебной практике

В процессе организации учебной практики руководителями от выпускающей кафедры и руководителем от предприятия (организации) должны применяться современные образовательные и научно-производ­ственные технологии.

1. Мультимедийные технологии, для чего организационное собрание, ознакомительные лекции и инструктаж студентов во время практики проводятся в помещениях, оборудованных экраном, видеопроектором, персональными компьютерами. Это позволяет руководителям и специалистам предприятия (организации) экономить время, затрачиваемое на изложение необходимого материала и увеличить его объем.

2. Дистанционная форма консультаций, консультации по электронной почте или с использование социальных сетей во время прохождения конкретных этапов учебной практики и подготовки отчета.

3. Компьютерные технологии и программные продукты, необходимые для сбора и систематизации технико-экономической и финансовой информации, разработки планов, проведения требуемых программой практики расчетов и т.д. Для чего часть занятий по учебной практике проводятся в компьютерных классах.

9. Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов
на учебной практике

Учебно-методическим обеспечением самостоятельной работы студентов на учебной практике являются:

1. нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия (организации), на котором проходит учебную практику студент;

2. методические разработки для студентов, определяющие порядок прохождения и содержание учебной практики;

3. формы бухгалтерской, финансовой, статистической, внутренней отчетности, разрабатываемые на предприятии (организации) и инструкции по их заполнению;

4. информация рекомендованных Интернет – ресурсов.

9.1. Учебно-методические рекомендации
по сбору материалов, их обработке и анализу

Сбор информации.

В рамках сбора информации необходимо использовать не только бумажные носители информации, но и передовые информационные технологии – компьютерную технику, электронные базы данных, Интернет. При использовании интернет-ресурсов студентам следует учитывать следующие рекомендации:

­ необходимо критически относиться к информации;

­ следует научиться обрабатывать большие объемы информации, представленные в источниках, уметь видеть сильные и слабые стороны, выделять из представленного материала наиболее существенную часть.

Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно ГОСТ по библиографическому описанию про­изведений печати. Подобранная литература изучается в следующем порядке:

­ знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы;

­ исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу);

­ обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания отчета.

Обработка материала.

При обработке полученного материала студент должен:

­ систематизировать его по разделам в соответствии с заданием;

­ определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме;

­ сформулировать основные выводы, характеризующие результаты работы.

9.2. Учебно-методические рекомендации
по выполнению задания по практике

В процессе выполнения заданий по практике студенты должны проявлять активность, творческую инициативу, высокую степень ответственности.

Успешность выполнения задания зависит от умения выбрать наиболее результативные методы работы. К ним относятся общие методы, такие как:

– наблюдение, как активный познавательный процесс;

– сравнение, как способ установления сходства и различия предметов и явлений;

– измерение, как процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения.

Студент, проходящий практику должен:

На подготовительном этапе:

- присутствовать на собрании кафедры по практике и вводной беседе со своим руководителем;

- получить документацию по практике (направление, программу практики, задания, задачи и др.)

- представить гарантийное письмо от организации (отношение).

В рабочий период:

- полностью и доброкачественно выполнять индивидуальные задания, а также текущие задачи, поставленные руководителями практики;

- систематически отчитываться перед руководителем о выполненных заданиях.

На заключительном этапе:

- написать отчет о прохождении практики,

- своевременно, в установленные сроки, защитить отчет и сдать дневник практики.

Отчет о практике предварительно сдается руководителю практики от вуза на проверку. Только после получения отчета установленной формы с выдержанными техническими критериями и необходимой документацией с предприятия, руководитель практики от вуза имеет право назначить студенту защиту отчета о практике. Защита проводится в строго установленные сроки.

В течение защиты студент должен изложить цели, основные вопросы изучения в ходе прохождения практики, ответить на все вопросы и замечания руководителя практики. При неполном соблюдении необходимых требований оценка студенту за практику снижается.

9.3. Учебно-методические рекомендации
по подготовке отчета по практике

По окончании практики студенты должны представить на кафедру отчет о прохождении практики.

Отчет должен состоять из двух основных частей – текста отчета и приложений. Текстовая часть отчета традиционно состоит из трех частей – введения, основной части и заключения.

Отчет должен быть подписан студентом, руководителем практики от института, при применении заводской формы прохождения практики отчет должен быть подписан руководителем практики от предприятия и заверен на титульном листе печатью предприятия. К отчету должен быть приложен отзыв руководителя практики от предприятия (отзыв должен содержать описание проделанной студентом работы, общую оценку качества его профессиональной подготовки, умение контактировать с людьми, анализировать ситуацию, работать со статистическими данными и т.д.).

Объем отчета о прохождении практики должен составлять 25–35 ма­шинописных страниц (без приложений), набранных 14 шрифтом TNR в MS Word через 1,5 интервала.

В приложения к отчету по практике включаются различные документы, раскрывающие специфику деятельности организации, в которой студент проходил практику, ее организационную структуру, финансовое положение, характер работы, выполняемой студентом, его достижения. Это могут быть:

– различные нормативные документы,

– внутренние документы организации и подразделения, где студент проходил практику,

– финансово-хозяйственная отчетность фирмы,

– статистическая информация об организации, ее контрагентах,

– аналитические разработки в области стратегического планирования, разработка модели эффективного управления отделов фирмы или предприятия в целом, в которых студент принимал участие с отражением его роли в них,

– таблицы, графики, методики и т.д.,

– другие документы и информация, которую студент считает нужным отразить.

Все приложения должны быть пронумерованы. В текстовой части отчета по преддипломной практике должны быть ссылки на соответствующие приложения.

– СТО 1.005-2007 «Общие требования к оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых работ (проектов), рефератов, контрольных работ, отчетов по практикам, лабораторным работам»

10. Формы промежуточной аттестации
(по итогам учебной практики)

Формы аттестации Вариант представления результатов Время проведения аттестации
Составление и защита отчета Отчет предоставляется в бумажном варианте последняя неделя соответ­ствующего семестра

По окончании заводской практики руководитель практики от организации составляет на студента отзыв характеристику и подписывает ее у руководства организации, заверяет печатью.

Все документы, свидетельствующие о прохождении практики студентом, должны быть аккуратно оформлены и собраны в отдельную папку.

Руководитель практики от кафедры в течение 10 дней обеспечивает организацию ее защиты в форме зачета.

Аттестация обучающегося по итогам прохождения практики проводится только после сдачи документов по практике на кафедру и фактической защиты отчета.

Защита отчета по практике, как правило, представляет собой краткий, 8–10-минутный доклад студента и его ответы на вопросы руководителя практики. По итогам защиты практики выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено», о чем делаются соответствующие записи в зачетной ведомости и зачетной книжке.

При защите практики учитывается объем выполнения программы практики, правильность оформления документов, содержание отзыва-характеристики; правильность ответов на заданные руководителем практики вопросы.

11. Учебно-методическое
и информационное обеспечение
учебной практики

Основная литература

Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник для студентов вузов / Г.В. Савицкая. – 14-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 649 с.

Нечитайло А.И. Экономика предприятий (организаций): учебник для студентов вузов / А.И. Нечитайло, А.Е. Карлик. – М.: Проспект: КНОРУС, 2010. – 304 с.

Королев В.И. Основы менеджмента: учебное пособие для студентов вузов / В.И. Королев, Д.Н. Замула, А.Д. Заикин и др.; под ред. В.И. Коро­лева; Всерос. акад. внешней торговли. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. – 620 с.

Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова. – М.: ИНФРА-М, 2007.

Дополнительная литература

Маркарьян Э.А. Финансовый анализ / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. – М.: КНОРУС, 2009.

Веснин В.Р. Основы менеджмента / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2011.

Тебекин А.В. Менеджмент организации / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. – М.: КНОРУС, 2007.

Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: учебник для студ. вузов / А.М. Фридман. – 3-е изд. – М.: Дашков и К*, 2009. – 624 с.

Полнотекстовые базы данных

Интернет-библиотека русскоязычных СМИ Рublic.ru

Электронно-библиотечная система РУКОНТ

IPRbooks

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http://www.aup.ru «Административно-управленческий портал».

http://www.cfin.ru/ «Корпоративный менеджмент»

http://www.finman.ru Журнал «Финансовый менеджмент».

12. Материально-техническое обеспечение
практики

Для проведения учебной практики необходима аудитория с мультимедийным оборудованием, компьютерный класс (необходимые программы MS WORD, MS Exell, MS PowerPoint.

Приложение 1

Заведующему кафедрой

_________________________________

(наименование кафедры)

_________________________________

(фамилия, инициалы заведующего кафедрой)

от студента (ки) ____ курса

__________________ формы обучения

__________________ (ФИО)

Заявление

Прошу разрешить мне с «___» ___________ 201__ г. по «___» ___________ 201__ г.

пройти учебную практику

в_____________________________________________________________

(наименование организации из базы практик)

в структурном подразделении ____________________________________

в должности ___________________________________________________

Контактный телефон (студента)__________________________.

Дата _________ Подпись

Приложение 2

Заведующему кафедрой

_________________________________

(наименование кафедры)

_________________________________

(фамилия, инициалы заведующего кафедрой)

от студента (ки) ____ курса

__________________ формы обучения

__________________ (ФИО)

Заявление

Прошу предоставить мне с «___» ___________ 201__ г. по «___» ___________ 201__ г.

место для прохождения учебной практики

в ____________________________________________________________

(наименование организации из базы практик)

Контактный телефон (студента)__________________________.

Дата _________ Подпись

Приложение 3

Календарный план график прохождения учебной практики
студента ВГУЭС

Студент _______________________ направляется для прохождения

____________ практики в ________________________________________

(указать вид) (наименование организации)

с «___» ___________ 201__ г. по «___» ___________ 201__ г.

Содержание выполняемых работ по программе Сроки выполнения Заключение и оценка руководителя от организации Подпись руководителя от организации
Начало Окончание
         

Согласовано:

______________________________________________________________

должность руководителя подразделения, где проводится практика

_____________________________________________ И.О.Фамилия

______________________

дата

Студент-практикант

_____________________________________________ И.О.Фамилия

______________________

дата

Руководитель от кафедры

_____________________________________________ И.О.Фамилия

_________________ ______________________

подпись дата

Руководитель от организации

_____________________________________________ И.О.Фамилия

_________________ ______________________

подпись дата

Приложение 4

Владивостокский государственный университет
экономики и сервиса

Путевка

Студент __________________________________________________

Фамилия Имя Отечество

Института ________________________________ гр. _____________ согласно приказу ректора № _________ от ___ ________________ 200 г. направляется __________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
для прохождения учебной (ознакомительной) практики по направлению ______________________________________________________________
на срок _________________ недель с ____ ____________ 201__ г. по 201__ г.

Руководитель практики _____________________________________

Оборотная сторона бланка

Наши рекомендации