Роль иностранного капитала в развитии экономики россии 1860-1914гг.
Задачи, которые решались с помощью иностранного капитала:
1. Структурная перестройка промышленности
2. Насыщение внутреннего рынка более качественными товарами
3. Создание условий для здоровой конкуренции
4. Внедрение западных технологий
В начале 20в. российские предприниматели ввозили мало товаров.
Промышленное прои-во в России, его структура к началу века оставались предындустриальными. Отрасли, обеспечивавшие технич.перевооружение производства, повышение производительности труда, были слабо развиты. Без импорта станков, оборудования, качественного металла отечественная промышленность не могла развиваться. Иностранный капитал направлялся в те отрасли промышленности и в те районы страны, которые не были достаточно освоены российским капиталом. Приток иностранных инвестиций увеличился в начале 1890-х гг. Затем в связи с революционными событиями, кризисом российской экономики произошел отток иностранного капитала. С 1909 г. начался новый интенсивный период его поступления. Среди стран, осущ. Иностранное предпринимательство в России, особое место принадлежало Германии. Экспорт ее капитала активно взаимодействовал с экспортом товаров. Другая его особенность обуславливалась наличием в России значительного числа немецкого населения, что позволяло Германии легко решать кадровые вопросы при организации предприятий, основанных на немецком капитале. Однако политич.нестабильность в России и одновременно бурный рост промышленности заставлял иностранных предпринимателей изменять свою инвестиционную политику. Поступление иностранного капитала было для России более предпочтительным, чем получение иностранных кредитов.
26.Развитие железнодорожного хозяйства и ж/д политика российского правительства 1860-1914гг.
Первая пассажирская железная дорога протяженностью всего 27 км от Петербурга до Царского Села была построена в 1837 году. Эта линия не имела экономического значения. Первым вестником промышленного переворота стала казенная железная дорога Санкт-Петербург – Москва, построенная в 1851г. она имела большое экономическое и стратегическое значение. В 50-е гг. 19века железнодорожное строительство было одной из самых неотложных и трудных проблем в деле экономической перестройки России. Строительство шло крайне медленно. В 1857г. по инициативе и при поддержке правительства было создано крупное частногосударственное железнодорожное предприятие – Главное общество российских железных дорог.
Были определены принципы гос.ж\д политики:
1. Первоочередное строительство дорог, соединяющих хлебородные губернии с торговыми центрами, промышленными районами, портами
2. Привлечение для строительства железных дорог частного капитала, в том числе иностранного
3. Активная гос.поддержка частных ж\д компаний осуществлялась:
· Акционерам гос-во гарантировало 5% чистого дохода
· Помощь в привлечении заемных средств
· Предоставлении налоговых льгот
· Выделение субсидий для строительства (до 50%)
В течение 10 лет было построено более 20 тыс. км железных дорог.
К середине 1870-х гг. ж\д хозяйство оказалось в состоянии кризиса.
Причины низкой доходности ж\д:
1.высокие издержки в эксплуатации
2.отсутствие согласованности компаний при строительстве и эксплуатации ж\д
3.слабая заинтересованность компании в повышении уровня рентабельности
В конце 1880г начинается национализация ж\д.
Цели:
· Улучшить состояние ж\д хоз-ва
· Сокращение огромных и малоэффективных затрат на поддержание частных компаний
· Создание единой транспортной сети
· Повысить свою роль в экономике
Ж\д строительство 1890-1914 гг.
особенности гос.политики:
· преимущественное ж\д строительство по окраинам Российской империи
· сочетание гос. и частн. ж\д строительства
· усиление гос.контроля за строительством и эксплуатацией ж\д
· финансовая поддержка преимуществ. смешанных компаний
была значительно расширена система гос.льгот и пособий для частных железных дорог,имеющий государственное экономическое значение. Эти меры незамедлительно сказались на темпах частного ж\д строительства.
Этот период был более бурным. Было построено 50тыс.км ж\д