Сущность и классиф-я нал-х льгот

Эконом. сущность и функции налогов

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местный бюджеты.

Налоги — основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни. Система налогов обладает разветвленной структурой, в ней представлено множество разнообразных видов и типов налогов, величина налоговых ставок устанавливается обычно в законодательном порядке. По уровням взимания налоги делятся на федеральные, республиканские, местные. По виду объектов налогообложения налоги делятся на прямые, взимаемые непосредственно с дохода, и косвенные — в виде надбавок к цене товаров и услуг.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Налоги выполняют следующие функции:

1. Фискальная функция состоит в финансировании государственных расходов. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - форсирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и других).

2. Регулирующая функция - государственное регулирование экономики. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

3. Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

4. Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастраиваемая» функция. Как и любая другая, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

5. Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

6. Социальная функция - поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

Основные элементы налога

Элементы налога – регламентированные налоговым законодательством составные части налога, определяющие условия его применения. Элементы н/га можно разделить на 3 группы:

- основные; доп-е; специфич-е Основные элементы налога: объект налогообл-я; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления н/га; порядок и сроки уплаты н/га.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.

Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Порядок исчисления налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Также обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента

Порядок и сроки уплаты налога.Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию.Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ.

К доп-м элементам отн налоговые льготы. Это полное или частичное освобождение субъекта от н/га в соответствии с дейст-м законод-м.

К специфич-м элементам отн источн н/га.

Сущность и классиф-я нал-х льгот

Согласно ст. 56 НК «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законод-вом о налогах и сборах преимущества по сравнению с др. н/плми или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».

Выделим законодательно установленные обязательные свойства (признаки) налоговых льгот:

1)законность установления налоговых льгот. Налоговые льготы устанав/ся и отменяются в соответ. со ст. 56 НК: по федеральным налогам и сборам — НК, по региональным — законами субъектов РФ, по местным — НПА органов местного самоуправления.2)недопустимость индивидуального (персонифицированного) характера установления льгот. Данное положение раскрывается в ст. 56 НК: «нормы законодат/ва о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера».3)недопустимость дискриминационного характера установления льгот. В соответ. со ст. 3 НК не допускается установление налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

4)добровольность применения льгот, т.е. возможность свободного выбора налогоплательщиком — применять или не применять установленную льготу. Крайне важным проявлением этого признака является отнесение льготы к правам, а не к обязанностям налогоплательщика.

5)отсутствие срочности применения льготы. НК не устанавливает сроков, в течение которых налогопл/к имеет право воспользоваться льготой. 6)создание налоговых преимуществ через предоставление льгот. Состав фактических льгот будет существенно шире их законодательно установленного состава.

Классиф/я льгот по форме предоставления показывает значительное их разнообразие.

Льготные налоговые режимы — это режимы, создающие более благоприятные условия налогообложения отдельным категориям налогоплат/в, отвечающим установленным критериям, определенным видам эконом. деят/ти или отдельным территориальным образованиям. К ним следует относить специальные налоговые режимы, а также режимы свободных и особых экономических зон.

Освобождения — это льготы, выводящие полностью или частично из-под налогообложения определенные категории налогоплат/в, отвечающих установленным критериям. Освобождения по категориям основываются на законодат/м установлении определенных категорий лиц, в отношении которых могут применяться нормы полного или частичного их освобождения от уплаты налогов.

При рассмотрении формы освобождения отдельных категорий налогоплат/в следует выделить такую ее разновидность, как налоговый иммунитет. В настоящее время превалирует иммунитет дипломатического характера, когда освобождения предоставляются в соответ. с усл/ми международных договоров и конвенций и иммунитет определяется исключительными нац/ми интересами. В частности, в ряде стран налоговым иммунитетом обладают музеи, театры, благотвор/е фонды, академии наук.

Освобождения по критериям основываются на законодательном установлении определенных параметров, которым должен соответствовать налогоплательщик для возможности использования соответствующей льготы.

Изъятия — это льготы, выводящие из-под налогообложения определенные части объекта налогообложения. Такие изъятия встречаются практически в любом налоге, однако не все из них можно охарактеризовать как льготы. Вычеты— это льготы, позволяющие в определенных случаях уменьшать величину налоговой базы.. Наглядным примером такого разграничения являются социальные и имущественные вычеты по НДФЛ.

Скидки — это льготы, позволяющие в определенных законом случаях использовать пониженные или нулевые налоговые ставки. Во-первых, такие понижения, а в некоторых случаях даже нулевые ставки устанавливаются для определенных категорий налогопл/в. Например, допускается частичное уменьшение ставки госпошлины, по налогам на имущество, на прибыль организаций в зависимости от категорий налогоплательщиков. Во-вторых, скидки устанавливаются по отдельным элементам (видам) объектов налогообложения, имеющих, как правило, социальную значимость. Например, пониженная 10%-ная ставка по НДС применяется в отношении реализации товаров первой необходимости, нулевые ставки сборов за объекты животного мира и водных биоресурсов устанав/ся в случаях использ/я этих объектов в социальных целях: охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека и др.

Под отсрочкой следует понимать перенос компетентными органами срока уплаты налога при наличии соответ/х оснований с последующим единовременным погашением налогоплат/ом суммы задолженности. Под рассрочкой понимают перенос компетентными органами срока уплаты налога при наличии соответ/их оснований с поэтапным погашением, т.е. разбиение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.

Инвестиционный налоговый кредит — это изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований, предоставляющее возможность налогоплательщику в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Данная форма схожа с рассрочкой, но отличается от нее договорной основой с налогоплательщиком, более растянутыми сроками переноса платежей, исключительно возмездным характером кредита, более повышенными процентами.

Налоговые каникулы — это льгота, предусматривающая полное освобождение от уплаты налога на определенный законом срок. Налоговым законодательством в настоящее время эта форма не предусматривается.

Классификация в зависимости от привязки к элементам налогообложения. Здесь следует выделить льготы, не имеющие привязки — это исключительно льготные налоговые режимы и имеющую такую привязку — это все остальные рассмотренные выше льготы, нацеленные на создание определенных преимуществ при определении какого-либо элемента налогообложения.

Классификация льгот по принадлежности к уровню управления ими подразделяет все льготы на федеральные, региональные и местные, т.е. предоставляемые соответствующими уровнями.

Наши рекомендации