Модели человека в экономике
1 модель – человек экономический – абсолюнто рациональный субъект
Абсолютно рациональный предполагает:
1. совершенной информации – информации о качестве о ценах
2. транзитивность – способность проранжировать блага A>B B>C C<A
3. обладание совершенными калькуляционными способностями
2 модель – ограниченной рациональности:
1. человек стремится к получению не максимально возможной а приемлемой полезности
- люди обладают неполной информацией
- люди не обладают совершенными калькуляционными способностями A>B>C>A>B
3 модель – с органической рациональностью. Человек должен поступать в соответствии с нормой, норма превыше чем интеллект
Цель: следование нормам. Норма нам дает свободу выбора в определенныз рамках. Выход за рамки – оппортунистическому поведению.
Понятие рынка
Рынок – деперсонифицированный механизм взаимодействия экономических агентов, основанных на ценовых сигналов
Условия возникновения:
1. разделение труда – закрепление определенной кооперации за определенными агентами. У специализации есть обратная сторона – кооперация
2. сравнительное преимущество – способность агентов производить некоторые блага с относительно меньшей альтернативной стоимостью
3. частная собственность
4. хоз.автономия – право решать что для кого и как производить
5. свободный обмен ресурсами
типы рыночных агентов:
1. государство
2. фирма
3. домохозяйство
Функции рынка:
1. аллокативная – распределение ресурсов
2. санирующая – рынок вытесняет неэффективных экономических агентов
3. стимулирующая – побуждает производство к обмену
4. дистрибутивная – способствует распределению товаров
5. оценочная – товары получают денежную оценку
6. информационная – представляет целесообразно или нет заниматься
недостатки рыночного механизма:
1. не обеспечивает кризисоустойчивости
2. социальный дарвинизм
3. рынок не гарантирует реализацию права на труд и доход
4. обеспечивает равенство прав при неравенстве распределения благ
5. рынок предполагает расслоение общества по доходам
6. не способстует развитию фундаментальной науки
7. не способствует охране окружающей среды
8. обладает саморазрушению, через стремление рыночных агентов к монополизации
9. не может функционировать без государства
4 элемента рыночного механизма:
1. цена
2. деньги
3. спрос и предложение
4. конкуренция
цена – пропорция, в которой товары обмениваются друг на друга
3 подхода к пониманию цены:
1. подход, с точки зрения трудовой теории стоимости(Маркс). Цена понимается как отражение стоимости товара понимаемые как общественно необходимые затраты на его производство
2. маржиналистский. Цена понимается как отражение ценности товара, те. Значимости товара для потребление. Цена – количество другого товаров, от которых готов отказаться потребитель от других товаров
3. компромиссный (маршал). Цена компромисс между потребителем и производителем
функция цены:
1. учетная. Цену закладывают затраты производителя
2. соизмерительная – цена делает сопоставимыми очень разные товары
3. стимулирующая – побуждение производителя к выпуску товара через заложенный в ней ценовой сигнал
ценовой сигнал – норма прибыли. Стимулирует потребителя к покупке товара через экономию заложенную в цене
4. критерия оптимального размещения капитала. Эту функцию цена выполняется через ценовой сигнал
5. распредилительная функция. Через цену происходит перераспределение доходов между собственниками различных факторов, между разичными слоями общества
6. балансирование спроса и предложеия. Спрос и предложение не должны сильно расходится
Крест маршала
D - Спрос
S – предложение
· Олигополия
Олигополия – структура несовершенной конкуренции, характеризующиеся наличием нескольких производителей аналогичных товаров.
Особенности:
· 2 и более производителя. Частный случай дуополия
· Производятся как однородные так и дифферинцированные товары
· Сильная зависимость олигополистов друг от друга
· Используется преимущественно неценовая конкуренция
· Олигополия характеризуется высокой концентрацией производства (IHH)
Причины олигополии:
· Технологическая. Технологии дают положительную отдачу только при знаичительном объеме производства
· Технологическая. При привышении оптимальная выпуска начинается отрицательная отдача: одна фирма менее эффективна нескольких других
· НИОКР. Для проведения научных исследований требуются значительные вложения крупных фирм
· Поведенческая. Олигополисты принимают меры по защите своей отрасли от приходов новых конкурентов: сговор, цен.манипуляции
· Взаимозависимость конкурентов
Дилемма заключенного
В А | Не признает | Признает |
Не признает | 0;0 | 10;1 |
Признает | 1;10 | 5;5 |
2 равновесия:
· Равновесие(0;0) – максимальный выигрыш которые получают оба игрока по Паретто
· (5;5) – равновесие по Нексу. Любые действия 2-ого игрока не ухудшит результат первого
А В | Высокие | Низкие |
Высокие | 100:100млн | 20:130млн |
Низкие | 130:20млн | 50:50млн |
· Равновесия по паррето. Оба выигрыша максимальны
· Равновесие по нэксу. Оба получают не менее 50млн
Ломанная кривая спроса олигополистов
При небольшом изменении цены, большое изменение спроса
MR1 предельный доход
D2 кривая спроса, спрос менее эластичные
MR2 предельный доход
Fнекая фиксированная точка которая фиксирует н а рынке
Fжесткость цен при снижении цен начинаются ценовые войны
· Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция – рыночная структура несовершенной конкуренции, выпускающие диф.товары, ориентированы на определенный рыночный сигмент
Дифферинцирование – создание отличных характеристик у продукта
Характеристики:
· Большое количество производителей выпускающие однородные товары
· Уменьшение чувствительности спроса к цене происходит за счет создания отличительных характеристик
· Эластичность спроса выше чем олигополии или монополии но ниже чем в услових совершенной конкуренции
· Используется как уеновая так неценовая конкуренция
· Цены чуть выше чем в условия совершенной конкуренции, производители обладают очень ограниченной властью на ценой. А привышение цены над ценой совершенной конкуренции рассматривается как плата за разнообразие. Разнообразие обеспечивает более полное удовлетворение потребностей.
· Теорема об избыточной производительной мощности. Производители выпускают товаров меньшечем могли бы при полном использовании оборудования
· Подвижность цен
· Низкие барьеры входа выхода
· Сверхприбыль. Конкуренты могут получать только в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде фирмы получают нормальную прибыль
В краткосрочном периоде
MR=MC-условия равновесия фирмы
I=Qopt*(PE-ATCE)
В долгосрочном
MR=MC<ATC=P в долгосрочном периоде фирма будет получать только нормальную прибыль
1.1 Предмет и функции экономической науки.
1) Политическая экономия или введение в экономическую теорию:
- вопросы методологии
- базовые проблемы экономики (проблема собственности)
2) История экономических учений:
- развитие экономической мысли
3) Микроэкономика:
- рассматривает поведение отдельных экономических агентов (фирма, домохозяйство)
4) Макроэкономика:
- рассматривает поведение экономических агентов на уровне агрегатов (потребительский сервис, бизнес, государство)
5) Мезоэкономика:
-рассматривает поведение или особенности в отдельных элементов агрегатов ( в отраслевом, региональном разрезе)
Две составляющие экономики как науки:
1-ая, фундаментальная наука ( развиваются общие понятия, идеи, модели, на основе которых развивается прикладная наука – практикоариентированная)
2-ая, прикладная.
Два типа анализа:
1-ый, позитивный анализ ( Какие объективные законы действуют в экономике? А что будет если…? Позитивный анализ предполагает отсутствие оценочных суждений )
2-ой, нормативный анализ ( Как надо? Содержит оценочные суждения экономистов. Критически окрашенный анализ ).
Два основных инструмента воздействия на экономику:
1, прямое вмешательство в хозяйственную деятельность (через государственную собственность). Установление норм (как регистрировать?) Определение границ между легальными и нелегальными.
2, инструменты тонкой настройки:
- налогово – бюджетная
- кридитно – денежная политика (стоимость денег, % по кредиту)
Функции экономической теории:
1-идеологическая (задаётся образец мышления)
2-познавательная (в рамках экономической теории исследуются наиболее общие закономерности хозяйственной деятельности)
3-методологическая (разрабатываются принципы и методы экономических исследований)
4-практическая (способствует разработки государственно экономической политики по разным направлениям: кредитно-денежная, экономическая, антимонопольная)
5-прогнастическая (на основе закономерностей определяется возможное состояние экономики в будущем)
1.2 Методология экономической науки.
Методология – совокупность принципов и методов проведения исследований.
Четыре уровня метода:
1.Общефилосовские методы:
-метафизика – наличие постоянных неизменных оснований у нашего бытия
-диалектический метод – постоянные только изменения. Основатель Гегель.
2.Общенаучные методы:
-дидукция - движение от общего к частному
-индукция – движение от частного к общему (основана на экспериментах)
-анализ – исследование явлений на составляющие элементы
-синтез – соединение элементов в единое целое
3.Частнонаучные методы – метод, который возникает в рамках одной науки и используется в нескольких науках
Статистический метод – формирование группировок, определение средних величин, значений, отклонений.
Функциональный метод – зависимость от аргумента, зависимость: линейная, степенная.
Графический метод – наглядное изображение.
Табличный метод – представление информации с помощью строк и графиков.
Моделирование – представление при помощи алгоритмов.
4.Экономико – теоритический метод:
-маржинальный анализ – анализ крайних или дополнительных величин, предельных значений
-микроэкономический анализ – это анализ деятельности фирмы
-макроэкономический анализ – анализ поведения агентов на уровне агрегатов
-теория игр – исследование индивидуальных стратегий экономических агентов
1.3 Этапы развития экономической науки
1-донаучный этап. Аристотель – рассматривая экономику в рамках этике. 1-ый тип хозяйство, которое ведётся ради разумных потребностей. 2-ой тип хрематистика, хозяйство, которое ведётся ради богатства.
2-меркантилизм – становление экономической науки. Торговый баланс – разница между экспортом и импортом.
3-физиократия ( Кенэ,Тюрго). Три класса общества: 1-производительный, 2-землевладельческий, 3-бесплодный. Чистый продукт – разность между денежной оценкой результата хозяйственной деятельности и затрат на его достижение.
4-Классическая политическая экономия. (У. Петти, Ж.Б.Сэй, А.Смит, Д.Рикардо, П.Буагильбер, Т.Мальтус) Основные идеи: 1-человек экономический, эгоист, разумно стремится к собственной выгоде через удовлетворение других людей. 2-предмет экономический, весь хозяйственный процесс. Смит выделил два типа капитала: 1-основной (это ресурсы, участвующие в нескольких производительных циклах и переносящие свою стоимость на стоимость продукции постепенно) 2-оборотный (это ресурсы, участвующие только в одном производственном цикле и сразуже переносящие свою стоимость на стоимость продукции). Три класса по источнику дохода: 1-землевладельцы 2-капиталисты 3-наёмные рабочие. Закон Сэя – товары обмениваются на товары. Давид Рикардо – основоположник трудовой теории стоимости.
5-ый этап – критики классической политической экономии. Три направления критики: 1-марксизм, это человек, узел в социальных отношениях 2-маржинализм, экономика зависит не от средних величин, а от крайних. 3-институционализм. Рабочая сила – товар способный производить стоимость большую чем его собственная стоимость. Экспроприаторы – незаконное изъятие у рабочих капиталистами имущества.
6-ой этап – кейнсианство
7 – ой, неоклассика – соединение маржинализма и классической политической экономии
8-теория социально-рыночного хозяйства.
9 – неоинституционализм
2.1 Производство, ресурсы, потребности, блага.
Производство – целенаправленная деятельность людей, связанная с созданием благ, необходимая для удовлетворения потребностей людей и развития общества. Цели производства различны, два типа: 1-внерыночная система – потребление или формирование запасов. 2 – рыночная система – получение прибыли и обеспечение воспроизводства. Типы производства: 1-доиндустриальное (аграрный) 2 – индустриальное (машинный труд) 3 – постиндустриальное (интеллектуальный труд, сфера услуг)
Ресурсы: труд, заработная плата, капитал, предпринимательство. Классификация по Марксу: 1-вещественные факторы, 2- земля. Четыре характеристики ресурсов: 1-ограниченность 2-взаимодополняемость 3-взаимозаменяемость 4-альтернативность использования
Потребность – нужда, которая приняла специфическую форму в зависимости от уровня развития человека, социального статуса. Потребности: физиология, безопасность, социализация, уважение, самореализация.
Благо – способ удовлетворения потребностей. По предназначению (конечные), По доступности (частные, общественные, смешанные), По полезности (собственно блага, анти блага), По степени осязаемости (материальные, нематериальные). Характеристики блага: 1)способность удовлетворить потребность2) осознание человеком этой способности блага 3) способность распространять свою волю на этот объект.
2.2 Производство, распределение, обмен, потребление.
Распределение: 1-аллакация (размещение производственных ресурсов предшествует самому процессу производства и определяется правами собственности) 2-дистрибуция (распределение готовой продукции, т.е. товаров и услуг, определяется спросом, ценовым механизмом)
Обмен-получение желаемого через предоставление противоположной стороне обменной сделки эквивалентной. Три альтернативы обмены: 1-самообеспечение 2-отъём 3-попрашайничество. Обмен рассматривается как ключевой этап в экономическом процессе.
Потребление - конечный пункт экономического процесса. Процесс обратный производству (разрушающее производство). Два типа потребления: 1-производственное потребление – использование ресурсов для дальнейшего преобразования. 2-конечное потребление – разрушение полезности благ. Потребление является этапом стимулирующим производство.
2.3 Производство, факторы производства и воспроизводство.
Факторы производства – те ресурсы, которые вовлечены в производство чего-либо.
Четыре основных фактора: труд, капитал, земля, предпринимательский талант.
Труд - представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека в целом.
Капитал – относится к производственным ресурсам. Он включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ: здания, сооружения, станки, машины, инструменты…
Земля – относится к природным ресурсам, охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.
Предпринимательский талант – предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:
-организовать производство и выпуск товаров и услуг путём соединения необходимых факторов производства
-принимать основные решения по управлению производством
-рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией
-быть новатором, то есть внедрять новые технологии.
Воспроизводство – постоянно возобновляющийся процесс производства.
1)воспроизводство рабочей силы
2)предметы потребления
3)производственные отношения
4)институты общества
Типы воспроизводства:
1) суженное (в меньших масштабах)
2) простое (в тех же объёмах)
3) расширенное (в больших масштабах)
2.4 Технологический выбор, кривая трансформации, альтернативные издержки.
Технологический выбор – ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования.
Кривая трансформации – это совокупность точек, которые показывают различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.
A, B, C, D, E, F – кривая производственных возможностей, которая показывает максимальный объём производства товара, при имеющихся ресурсов и заданных объёмов производства других товаров. H – невозможный, недостижимый для данной системы производства уровень экономической системы.
Альтернативные издержки – это затраты на производство одного товара, выраженное через затраты на производство другого товара. Альтернативные издержки также называют издержками упущенных возможностей.
2.5 Типы экономических систем.
Экономическая система – часть общественной системы, сфера человеческой деятельности, в которой осуществляется производство, обмен, распределение и потребление продуктов, услуг и факторов производства. Любая экономическая система решает три фундаментальные проблемы общества: что производить? Как производить? Для кого производить?
1-традиционная. Традиции передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие товары и услуги как и для кого производить. Преобладание ручного труда. Многоукладность экономики. Консерватизм и неприятные нововведения.
2-командная. Экономические решения принимают в основном представители государственной власти. Отсутствие у производителей свободы выбора.
3-рыночная. Свободное решение основных экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования. Преобладание частной собственности. Экономические субъекты осуществляют деятельность в соответствии со своими личными экономическими интересами. Свободная конкуренция. Минимальное влияние государства.
4-смешанная. Одновременное сочетание частного и государственного сектора экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни.
2.6 Присвоение и собственность, формы собственности.
Присвоение – это термин, отражающий экономическую связь между людьми, которая устанавливает их отношение к вещам как к своим. Присвоение – это обретение чего-то в свою власть, в свою принадлежность. "Присваивать" – значит вести себя активно по отношению к объекту собственности.
Частное присвоение – характеризуется тем, что отдельные люди относятся к имуществу как к личному источнику богатства.
Коллективно-долевое присвоение происходит в результате объединения частных вкладов (долей), вносимых всеми участниками в общее имущество.
Коллективно-совместное (общее совместное) присвоение - все объединенные в коллектив люди относятся к средствам производства и другим жизненным средствам как к совместно и нераздельно им принадлежащим.
Формой собственности называют ее вид, характеризуемый по признаку субъекта собственности , т.е. тем, кто является собственником.
Три подхода:
1-ый: институциональный (собственность – субъект объектные отношения; собственность – это вещное право, право исключительное)
2-ой: марксистский (собственность – субъект субъектные отношения, имеющие трудовой характер. Это двойственные отношения освоения, присвоения, отчуждения. Право вторично по Марксу)
3-ий: хозяйственно – философский (собственность – это и субъект субъектное и объект объектное отношение, основанное на обязательность. Собственность – это не право, а ответственность )
Собственность – пучёк правомочий.
Две традиции:
1-континентальная (единство прав):
- владение
- распоряжение
- пользование
2-островная (пучёк правомочий, который может расцепляться, знаменитый перечень Оноре, 11 правомочий) :
· Правовладение – исключение контроля над властью.
· Правопользование – право личного использования вещами.
· Правоуправление – решение кем и как будет использоваться вещь.
· Право на доход – благо, которое вытекает из предшествующей вещи.
· Право на капитальную стоимость – возможность уничтожение, изменение, отчуждение потребления вещи.
· Право на безопасность – право на иммунитет от незаконного изъятия.
· Право на переход вещи по наследству.
· Право на бессрочность владения.
· Право на запрещение вредного использования.
· Право на ответственное взыскание.
· Право на остаточный характер – естественный возврат после истечения срока пользования.
2.7 Право собственности.
Существует две проблемы в правовой трактовки собственности:
1-ая: проблема спецификации прав собственности. Проблема чёткого распределения и закрепления правомочий за различными агентами.
2-ая: проблема диссипации прав собственности (расщепление прав полномочий)
Марксистская трактовка собственности – двуединый процесс присвоения – отчуждения.
Два закона:
· Присвоения результат своего труда и собственности на них.
· Присвоения результат чужого труда и собственности на них. (Доминирующий закон в капиталистическом обществе)
· Теория предельной полезности.
ТПП объясняет рациональное поведение индивидов, лежит в основе маржинализма. ТПП = ценность.
2 источника ценности:
1)Полезность – способность блага удовлетворяет полезность.
2)Редкость – напряжённость потребностей.
Два закона Госсена:
· Закон убывающей предельной полезности: каждая последующая единица блага обладает всё меньшей полезностью и снижает полезность предшествующих единиц до своего уровня.
· Закон максимизации полезности: лицо максимизирует свою полезность, если распределяет имеющиеся у него ресурсы необходимыми благами так, что на одну единицу ресурса он получает одинаковое количество полезности от каждого блага.
Две школы:
1-ая – координалисты, пытались найти количественное измерение полезности. Считали, что полезность можно измерять.
2-ая – ординалисты, блага не могут измеряться в единицах, а измеряются в количестве других благ.
Бюджетная линия – возможные доступные для потребителя количественные комбинации благ, зависящие от суммы, которой располагает потребитель.
3.3 Деньги
Деньги – абсолютное ликвидное средство обмена.
Ликвидность:
· Способность к сбыту по рыночной цене.
· Способность быть обмененным на деньги.
· Способность актива в качестве средства платежа.
Функции денег:
· Счётной единицы – шкала на которой измеряется ценность различных товаров.
· Средства обмена – деньги выполняют эту функцию мимолётно.
· Средства платежа – средства фиксации обязательств экономических агентов.
· Средства накопления – средство с охранения ценности. Выполняют эту функцию квази – деньги. (Как - бы деньги)
· Мировые деньги – те валюты, в которых фиксируются обязательства между государствами.
Пять причин, почему…
· Портативность – высокая ценность в небольшом объёме.
· Однородность и однокачественность.
· Сохраняемость.
· Делимость.
· Высокая собственная стоимость.
Виды денег:
1-ый, товарные. Деньги обладают собственной ценностью.
2-ой, символические. Их ценность существенно выше затрат на из восстановление.
3-ий, декретные. Введены специальными органами, специальным постановлением органами власти.
4-ый, кредитные.
5-ый, электронные. Сурагаты и представляют записи на щитах специальных системах.
· Рыночное равновесие
Спрос. Величина спроса – то количество товара, которое потребитель готов приобрести при определённой цене.
Спрос является кривой безразличия.
Законы спроса:
· При прочих равных условиях величина спроса будет тем выше, чем ниже цена.
· Чем большее количество товара предложено производителями рынку, тем ниже будет цена на этот товар.
Между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость.
Два эффекта обратной зависимости:
1-ый, эффект дохода.
При росте цен уменьшается реальное богатство потребителя.
2-ой, эффект замещения.
Передаётся при помощи ценовой пропорции.
При росте цен на один товар, то другой товар становится дешевле.
Кривая спроса: (отрицательный наклон)
Три эффекта, при которых наблюдается прямая зависимость величины спроса от цены.
1-ый, Гиффена. Связан с базовыми товарами, которые составляют основу потребительской корзины. Отказаться от него невозможно.
2-ой, Виблена. При росте цен на товары роскоши спрос будет расти.
3-ий, сноб. При снижении цен на товары, определённые группы людей отказываются от покупки товара.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Величина предложения – то количество товара, которое готовы поставить производители рынку при определённой цене.
При прочих равных условиях: чем выше цена, тем выше величина предложения.
Функция предложения является отражением функций предельных издержек.
Неценовые факторы предложения: технологии, цена ресурсов.
Спрос и предложение зависят от цены и неценовых факторов.
3.7 Эластичность спроса и предложения
Эластичность – показывает отражающее изменение величины спроса или предложения в зависимости от изменения значимых факторов, таких как цена или доход.
1. Эластичность спроса. (А. Маршал)
Виды:
2 Эластичность предложения.
Три периода эластичности предложения:
1-ый. Мгновенный период. Предложение абсолютно не эластично.
2-ой. Краткосрочный период. Предложение низкоэластично.
3-ий. Долгосрочный период. Предложение эластично.
Гибкость цены – это показатель обратной эластичности. Это отношение изменения величины цены к спросу или предложению.