Раздел 3. Управление персоналом организаций.

Тема 3.1. Организационное поведение.

Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Процессуальные теории мотивации.
Сущность делегирования. Полномочия и ответственность (исполнительская и управленческая). Правила и принципы делегирования.

Литература: [1, с. 150-168]; [2, с. 116-144]; [5, с. 71-79]

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое мотивация труда и каковы её критерии?
2. В чем различие между индивидуальной и групповой мотивацией?
3. Что представляет собой иерархия потребителей человека?
4. Что объединяет понятия «мотивация» и «иерархия потребителей»?
5. В чем заключается сущность делегирования?
6. Назовите правила и принципы делегирования ?
7. Как и почему делегирование менеджером полномочий повышает ответственность работника?

Тема 3.2. Стиль руководства.

Стили управления и факторы его формирования. «Решетка менеджмента». Определение стиля по «Решетке менеджмента» и характеристика каждого стиля.
Виды и совместимость стилей. Связь стиля управления и ситуации.

Литература: [1, с. 223-234]; [2, с. 265-270]; [5, с. 241-275]


Вопросы для самоконтроля

1. Как вы понимаете стиль руководства?
2. Дайте характеристику авторитарного стиля руководства?
3. Сравните различные стили в рамках управленческой решетки ГРИД?
4. Почему один и тот же стиль руководства не подходит для всех организаций?
5. Охарактеризуйте поведение менеджера типа 9.1; 1.9; 5.5; 1.1: 9.9?

Тема 3.3. Управленческое решение.

Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Матрицы принятия решений.
Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятия решений.

Литература: [1, с. 184-210]; [2, с. 205-220]; [5, с. 193-215]

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое управленческое решение?
2. Какие существуют стадии управленческого решения?
3. Какие существуют методы принятия решений?
4. Охарактеризуйте уровни принятия решений?

Тема 3.4. Управление конфликтами и стрессами в коллективе.

Конфликты в коллективе, как органическая составляющая жизни организации. Сущность, классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Причины возникновения конфликтов. Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные. Стресс: природа и причины. Методы снятия стресса. Взаимосвязь конфликта и стресса. Пути предупреждения стрессовых ситуаций.

Литература: [2, с. 236-256]; [5, с. 275-295]

Вопросы для самоконтроля

1. Какова природа конфликтов?
2. Кратко опишите основные виды конфликтов?
3. В чем суть управления конфликтными ситуациями?
4. Почему работа по предотвращению конфликтов в коллективе является важной для менеджера?
5. Что такое стресс? Какова его сущность?
6. Какие существуют методы снятия стрессов?
7. Опишите основные пути предупреждения стрессовых ситуаций?

Тема 3.5. Деловое общение и коммуникации.

Деловое общение, его характеристика.
Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.
Управленческое общение, его функции и назначение. Распорядительная информация и её виды.
Условия эффективного общения. Два закона управленческого общения «Школа отношений».
Основные характеристики подчиненных. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных (аттракция): «имя собственное», «зеркало отношений», «золотые слова», «терпеливый слушатель», «личная жизнь». Правила устного распоряжения.

Понятие общения и коммуникации. Информация, её виды: функциональная, координационная, оценочная. Три состояния человека: «Я – родитель», «Я – взрослый», «Я – ребенок».
Трансакты. Три формы трансакта: параллельный, перекрестный, скрытый. Эффективная коммуникация.

Литература: [1, с. 290-320]; [2, с. 182-204]; [5, с. 295-310]; [8, с. 470-481]

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы правила ведения деловой беседы?
2. Из каких этапов состоит любая деловая индивидуальная беседа?
3. Какие существуют правила ведения делового совещания?
4. Какие существуют основные стадии проведения делового совещания?
5. Назовите факторы повышения эффективности делового общения?
6. В чем заключается сущность техники телефонных переговоров?
7. Какие существуют этапы и фазы делового общения?

Литература: [1, с. 259-290]; [2, с. 162-182]; [7, с. 221-233]

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое коммуникативность?
2. Какие виды коммуникативности существуют?
3. Что такое коммуникативность?
4. Что такое общение?
5. Какие преграды существуют в организационных коммуникациях?
6. Какое значение имеет информация в менеджменте? Какие её виды существуют?
7. Что такое трансакционный анализ?

Тема 3.6. Психология менеджмента.

Психика, поведение и деятельность. Мотивы поведения и деятельности. Психические свойства личности: темперамент, характер, направленность и способности. Необходимость и способы собственной мотивации руководителя. Создание нормального психологического климата в организации (коллективе).

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое темперамент?
2. Какие типы темперамента существуют?
3. Что такое характер?
4. Что такое способности и условия их формирования?


5. ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ (ПО ВАРИАНТАМ)

Вариант 1
1. Понятие менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Пять этапов развития менеджмента. Научные школы менеджмента.

2. Власть. Виды власти. Их характеристика.

3. Организация, как объект менеджмента.

Вариант 2
1. Внешняя среда организации. Факторы внешней среды организации, их характеристика.

2. Решётка менеджмента. Определение стиля управления по решетке менеджмента.

3. Мотивация. Виды мотивации.

Вариант 3
1. Внутренняя среда организации. Факторы внутренней среды, их характеристика.

2. Природа и причины стрессов. Методы снятия стрессов.

3. Организация взаимодействий с сотрудниками.

Вариант 4
1. Цикл менеджмента. Характеристика функций менеджмента, составляющих цикл менеджмента.

2. Коммуникативность и общение.

3. Национальные особенности менеджмента (Япония, США, Россия).

Вариант 5
1. Организация. Типы структур управления организацией. Их характеристика.

2. Деловое общение. Беседы. Совещания.

3. Менеджмент – как особый вид профессиональной деятельности.

Вариант 6

1. Стратегическое планирование. Этапы стратегического планирования: миссия, цели, выбор стратегии и т.д.

2. Методы принятия управленческих решений.

3. Демократический стиль руководства.

Вариант 7
1. Мотивация потребностей. Факторы мотивации.

2. Уровни принятия управленческих решений.

3. Система методов управления. Их характеристика.

Вариант 8
1. Конфликты. Источники и причины конфликтов. Виды конфликтов. Методы разрешения конфликтов.

2. Анализ внешней среды. Анализ сильных и слабых сторон организации. Swot–анализ.

3. Авторитарный стиль руководства.

Вариант 9
1. Теории мотивации. Иерархия потребностей по Маслоу.

2. Руководство, власть, лидерство.

3. Коллективные методы принятия решений.

Вариант 10
1. Самоменеджмент. Техника личной работы. Научная организация труда руководителя.

2. Контроль. Виды контроля.

3. Использование мотивации в современном менеджменте.

Наши рекомендации