Тема 4. Основы общественного воспроизводства

Цели освоения дисциплины

Сформировать у студентов систему экономического мышления на основе глубокого понимания явлений, процессов и отношений в экономике страны, а также определяющих их факторов, способов и средств решения экономических проблем.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению: 080100.62 Экономика

Программа входит общепрофессиональный цикл.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины /модуля

В результате изучении дисциплины обучающийся должен обладать следующими обязательными компетенциями:

- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

- способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);

- способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);

- способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);

- способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные понятия, категории и инструменты экономической теории; закономерности функционирования рыночной экономики.

Уметь: работать с источниками социально-экономической информации и статистики; применять полученные знания к анализу экономической реальности; представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада; организовать работу малой группы для выполнения конкретного задания.

Владеть: современными методами сбора, обработки и анализа социально-экономических показателей; навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений; приемами и методами экономического анализа.

4. Структура и содержание аудиторной работы по дисциплине/ модулю
4.1 Тематический план дисциплины/модуля
 
N Раздел Дисциплины/ Модуля Семестр Неделя семестра Виды и часы аудиторной работы, их трудоемкость (в часах) Текущие формы контроля
Лекции Практические занятия Лабораторные работы
1. Тема 1. Возникновение и этапы развития экономической теории устный опрос, научный доклад
2. Тема 2. Предмет экономической теории, ее философские и методологические основы устный опрос
3. Тема 3. Объективные условия и противоречия экономического развития устный опрос
4. Тема 4. Основы общественного воспроизводства 2,3 устный опрос  
5. Тема 5. Товарная организация производства устный опрос
6. Тема 6. Деньги как категория товарного производства устный опрос, защита рефератов
7. Тема 7. Капитал устный опрос
8. Тема 8. Система отношений собственности в современной экономике   устный опрос
9. Тема 9. Экономическая структура   устный опрос, защита рефератов
10. Тема 10. Экономические системы   устный опрос, дискуссия
11. Тема 11. Рынок и конкуренция 6,7   устный опрос, письменное тестирование
  Итоговая форма контроля         экзамен
  Итого      
   
4.2. Содержание дисциплины Тема 1. Возникновение и этапы развития экономической теории лекционное занятие (2 часа): История возникновения и развития экономической мысли. Возникновение термина «Экономика». Меркантилизм. Школа физиократов. Ф.Кенэ. Классическая школа политической экономии. А.Смит, Д.Рикардо. Т.Мальтус. Марксистская экономическая теория. Неоклассическое направление. А.Маршалл. «Экономикс».   практическое занятие (2 часа): Дж.М.Кейнс. Макро и микроэкономика. Современное неоклассическое направление. Современная экономическая теория как синтез основных направлений экономической науки. Развитие экономической мысли в трудах отечественных экономистов (И.Т.Посошков, А.В.Чаянов, Н.Д.Кондратьев, В.Леонтьев, Л.Кантарович и др.).   Тема 2. Предмет экономической теории, ее философские и методологические основы
лекционное занятие (2 часа):
Эволюция идей о предмете экономической науки. Политическая экономия. Экономикс. Экономическая теория. Предмет экономической теории. Методы экономической теории. Метод научной абстракции. Анализ и синтез. Индукция и дедукция.  
практическое занятие (2 часа):   Экономические категории и экономические законы. Функции экономической теории. Экономическая политика и экономические цели. Модель человека в экономической теории. Место экономической теории в системе общественных наук.  
Тема 3. Объективные условия и противоречия экономического развития лекционное занятие (2 часа): Потребности: сущность и виды. Пирамида Маслоу. Закон возвышения потребностей. Экономические блага и их классификация. Естественные и социальные условия жизни. практическое занятие (2 часа): Экономический интерес как категория общественного производства. Потребность – материальная основа экономических интересов. Система экономических интересов, мотивов и стимулов. Мотивы и стимулы эффективного хозяйствования. Экономические законы как система. Закон экономии времени. Закон повышающейся производительности труда.

Тема 4. Основы общественного воспроизводства

лекционное занятие (4 часа):

Понятие экономических ресурсов. Ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Альтернативная стоимость.

Экономические ресурсы и факторы производства. Труд. Капитал. Земля. Предпринимательство. Роль информации в современном производстве.

Вещественный и личный факторы производства. Средства производства. Рабочая сила. Производительные силы и производственные отношения.

Понятие общественного производства и общественного богатства. Классическая политическая экономия об общественном богатстве. Современные трактовки общественного богатства.

Производство: возможности и ограничения.

практическое занятие (4 часа):

Общее понятие о процессе воспроизводства. Процесс воспроизводства и его фазы: производство, распределение, обмен, потребление. Роль и место распределения в воспроизводственном процессе. Отношения обмена. Потребление как завершающая фаза процесса воспроизводства и его предпосылка.

Простое и расширенное воспроизводство. Необходимость раширенного воспроизводства. Экстенсивный и интенсивный типы расширенного воспроизводства. Показатели, характеризующие тип воспроизводства.

Народнохозяйственный кругооборот. Потоки и запасы. Простая модель народнохозяйственного кругооборота в закрытой экономике. Экономические агенты - участники экономического кругооборота. Домашние хозяйства. Фирмы. Государство. Иностранные государства.

Наши рекомендации