Демократизация экономики, как предпосылка модернизации России
Маслов В.И.
Доцент ИППК МГУ, кандидат экономических наук
М.В. Ломоносов подчеркивал, что экономика любой страны тесно связана с социальной ситуацией. Так, в письме И.И. Шувалову от 1 ноября 1761 г., ученый отмечал, что перед Россией стоит немало социально-экономических проблем: «сохранение российского народа, истребление праздности, исправление нравов, народное просвещение, охрана здоровья, улучшение земледелия, умножение внутреннего изобилия, в конечном счете, повышение уровня жизни». Спустя 250 лет все эти проблемы остаются актуальными уже для современной России.
Обозревая работы Ломоносова в области экономики и по смежным вопросам, можно сказать, что его идеи, замыслы, планы, сочинения обращены к изучению хозяйства России в самом широком спектре. Именно такой подход необходим в наши дни для решения важнейших проблем: выход на инновационный путь развития, подъем уровня образования всех видов, развитие фундаментальной и прикладной науки. Разумеется, «истребление праздности, исправление нравов» - важнейшее условие возрождение России.
Решить эти проблемы можно не призывами и лозунгами, а созданием условий, где человек будет чувствовать себя хозяином. Я ограничусь рамками предприятия. Сегодня для развития экономики необходимо вовлечение сотрудников в цели и задачи компании, чтобы они интеллектуально и эмоционально были близки своему предприятию. Равнодушные сотрудники слишком дорого обходятся любому обществу.
Проведенный компанией Gallup в 2004 году анализ показал, что равнодушный персонал стоит экономике США около $300 млрд. ежегодно, в виде спада производительности. В Германии, по данным исследования той же фирмы Gallup в 2002 г., очень профессиональное, но незаинтересованное отношение к труду 69% немецких занятых, привело к экономическим потерям фирм в размере 220 млрд. евро в год, что сопоставимо с годовым бюджетом всей Германии (246,3 млрд. евро)[1].
В компаниях, где общий уровень вовлеченности превышает 60%, совокупный доход акционеров в 2,5 раза больше, чем в среднем по остальным компаниям.
Вовлеченность сотрудников глубже просто заинтересованности в работе. Она не сводится и к удовлетворенности работой. Вовлеченность основана на интеллектуальной связи и эмоциональной приверженности персонала ценностям организации.
Во-первых, именно вовлеченность поощряет поведение, ориентированное на достижение стратегических целей организации. Сотрудникам необходимо глубокое понимание смысла стратегии и ее значения для их повседневной жизни. Это – основа первого из двух основных слагаемых вовлечения: интеллектуальной связи. То есть, сотрудникам важно знать: что,почему и как необходимо делать для достижения успеха в организации.
Во-вторых, вовлеченность мотивирует людей. Компании ценят сегодня в сотрудниках не их слепую исполнительность. Важны творчество и воображение, которые ведут к решению проблем, инновации и росту. Ценно также чувство предназначения, которое побуждает сотрудников работать вместе в общем направлении как команду, даже когда работать тяжело. Интеллектуальную связь и эмоциональную приверженность объединяет то, что их нельзя специфицировать, контролировать и ими нельзя управлять должностными инструкциями. Но когда сотрудники претворяют вовлеченность в работу, компания наполняется энергией. Между тем, уровень вовлеченности сотрудников в рабочий процесс в России самый низкий в мире[2].
Для большинства россиян работа – всего лишь формальная возможность обеспечить себе на жизнь. Об этом, в частности, свидетельствуют данные исследований. Так, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с IFORS представил данные о том, какую работу россияне считают хорошей.
«Среди критериев, по которым работу можно считать хорошей, лидируют те, что относятся к материальному благополучию работника и стабильности. На первом месте по значимости – «хорошая зарплата» (этот признак относит к наиболее важным большинство опрошенных – 85 %)», – говорится в сообщении ВЦИОМ.
На втором месте – полное и своевременное выполнение компанией обязательств перед работниками (65 %). На третьем – стабильность, уверенность в том, что ухудшений не будет (61 %). Важно также предоставление социального пакета – медицинской страховки, дотации на отпуск, пенсионных выплат и т. п. (59 %).
От 50 % до 56 % опрошенных придают большое значение комфорту на работе. Речь идет не только о подходящем графике, удобном рабочем месте, заботе о здоровье и безопасности сотрудников, но и о душевном комфорте. Для россиян это выражается в бесконфликтности в отношениях между коллегами, взаимовыручке и поддержке, хорошем психологическом климате в коллективе.
Только на 10–11 местах среди критериев хорошей работы – возможность применить профессиональные знания и способности; интересная, разнообразная работа, доставляющая удовольствие (49–50 %).
На 12–13 местах признаки, связанные с профессиональным успехом работника и компании – эффективность управления, сильный менеджмент; возможность профессионального роста (41–44 %).
Предпоследнюю строчку рейтинга занимает такой критерий, как возможность приносить заметную пользу людям (37 %), и последнюю – гордость, что работаешь в крупной, известной, уважаемой компании (29 %).
«Похоже, что россияне во главу угла при оценке своего места работы ставят стабильность, жизненные удобства и комфорт, а не профессиональную реализацию. Работа для россиян является необходимым, формальным средством обеспечения жизни», – отметил Максим Муссель, директор по развитию ВЦИОМ.
Респонденты с образованием ниже среднего практически всем этим признакам придают меньше значения, чем опрошенные с более высоким образованием. Так, например, считают крайне важными критериями возможность применить профессиональные знания и способности, интересную, разнообразную, доставляющую удовольствие работу 37 % респондентов с образованием ниже среднего и почти вдвое большая доля – 57–60 % – опрошенных с высшим и незаконченным высшим образованием. При этом респонденты во всех группах, выделенных по уровню образования, более всего ценят хорошую зарплату, менее всего – престижность компании[3].