Факторы, влияющие на эластичность спроса по доходу
- значимость того или иного товара для бюджета семьи (чем больше товар нужен семье, тем меньше он эластичен);
- является ли данный товар предметом роскоши или первой необходимости (для первого она выше, чем для последнего);
- консерватизм спроса (при повышении дохода потребитель не сразу переключается на потребление более дорогих товаров).
4. ерекрестная эластичность спроса (Cross elasticity of demand) характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого. Применяется для взаимозаменяемых товаров (т.е. товаров-субститутов, например, говяжье мясо и мясо птицы, чай и кофе и т.д.) и взаимодополняемых товаров (т.е. товаров-комплементов, например, бензин и автомобиль, обувь и крем для обуви и т.д.).
Коэффициентом перекрестной эластичности спроса по цене называют отношение относительного изменения спроса на i-тый товар к относительному изменению цены j-того товара.
5.
где Qi — количество i-го товара;
Pj — цена j-го товара;
При изменении цены на товар-субститут коэффициент перекрестной эластичности окажется болеше нуля (например, рост цен на говяжье мясо вызовет рост спроса на мясо птица).
При изменении цены товара-комплимента коэффициент перекрестной эластичности окажется меньше нуля (например, рост цены на бензин ведет к уменьшению спроса на автомобили).
39. Эластичность предложения и факторы, на неё влияющие.
Эластичность предложения по
цене — показатель, отражающий степень чувствительности предложения к изменению цены предлагаемого товара.
Рассмотрим следующие три случая, соответствующие графикам S1, S2, S3. Первый случай (предложение представлено линией S1,) — ситуация, когда объем предложения товара остается практически неизменным вне зависимости от изменения цены. В этом случае имеет место неэластичное предложение. Примером рынка, для которого характерно неэластичное предложение, может служить рынок свежей рыбы. Ведь продать ее необходимо в любом случае при любой цене, иначе этот товар просто испортится и его будет вовсе невозможно реализовать. Второй случай (график предложения выглядит как линия S2) — ситуация обратная первой. Здесь незначительное изменение цены товара вызывает значительное изменение объема предложения, т. е. речь идет об эластичном предложении. Третий, промежуточный, случай (линия S3) — изменение цены товара полностью компенсируется изменением объема предложения. Здесь имеет место предложение с единичной эластичностью.
Ценовую эластичность предложения можно оценить количественно, с помощью коэффициента ценовой эластичности предложения. Коэффициент ценовой эластичности предложения ESP рассчитывается так же, как и коэффициент ценовой эластичности спроса EDP, только вместо величин спроса берутся величины предложения:
где Q1 и Q2 — первоначальный и текущий объем предложения; Р1 и Р2 — первоначальная и текущая цена. Обратите внимание, что здесь сразу применена формула центральной точки.
В зависимости от значения коэффициента эластичности предложения выделяют:
• неэластичное предложение (график S1): значительное процентное изменение цены приводит к незначительному процентному изменению объема предложения; коэффициент эластичности предложения меньше 1;
• эластичное предложение (график S2): незначительное процентное изменение цены товара вызывает значительное воздействие на объемы предложения; коэффициент эластичности предложения больше 1;
• предложение с единичной эластичностью (график S3): изменение цены товара, выраженное в процентах, в точности компенсируется аналогичным процентным изменением объема предложения; коэффициент эластичности предложения равен 1;
• абсолютно эластичное предложение (график S4): возможно существование только одной цены, при которой товар будет предлагаться для продажи; коэффициент эластичности стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от производства товара (если цена понижается), либо к неограниченному увеличению предложения (если цена повышается);
• абсолютно неэластичное предложение (график S5): как бы ни изменялась цена товара, в данном случае его предложение будет постоянным (одинаковым); коэффициент эластичности равен нулю.
Эластичность предложения по цене определяется рядом факторов, наиболее весомые из которых следующие:
1. Эластичность предложениям тем выше, чем больше возможности длительного хранения товара и чем ниже издержки его хранения.
2. Предложение товара будет эластично, если технология производства позволяет производителю быстро увеличить объемы выпуска в случае роста рыночной цены на его продукцию или столь же быстро переориентироваться на производство какой-либо другой продукции в случае ухудшения рыночной конъюнктуры и снижения цены товара.
3. Степень эластичности предложения зависит от фактора времени: чем больше у производителя времени «приспособиться» к новым рыночным условиям, связанным с изменениями цены, тем эластичнее предложения.