Сущность налогов кривая лаффера
Основным источником доходов государства являются налоги. Налог – это изъятия в пользу государства заранее определенной и установленной в законодательном порядке части дохода хозяйствующего субъекта.
С юридической точки зрения налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а другой - субъект налогообложения (юридическое или физическое лицо). С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.
В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция выражается в формировании денежных фондов государства. Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода. Используя эту функцию налогов, государство оказывает влияние на заинтересованность предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг.
Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) образует налоговую систему. Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов. Налоговая система включает также органы сбора налогов и надзора за их внесением.
Не всякий обязательный платеж может считаться налогом. Специфика налогов заключается в их соответствии определенным принципам. Впервые принципы налогообложения были сформулированы Смитом в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776). Он исходил из следующих принципов налогообложения: равномерность, то есть равнонапряженность налоговых изъятий, единство требований государства к налогоплательщикам, всеобщность налоговых правил; определенность,означающая четкость, ясность, стабильность основополагающих характеристик налоговой системы, их неизменность в течение длительного периода времени (это касается перечня взимаемых налогов и уровня налогового изъятия); простота и удобство,понимаемые в прямом смысле этих слов; неотягощенность,то есть умеренность налогов, относительно невысокий уровень налоговых сумм, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика.
Эти исторически сложившиеся принципы оказались применимыми и к современному налогообложению. Однако по мере развития регулирующей функции государства в сфере налогообложения пришлось расширить их перечень. В ходе подготовки российского закона о налоговой системе были выдвинуты такие принципы: всеобщность- охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы; стабильность- устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени; равнонапряженность(платежеспособность) - взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам, в доле от дохода и прибыли; обязательность- принудительность налога, неизбежность его выплаты; социальная справедливость - установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные предприятия.
Налоговая система базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога. К ним относятся: субъект налога, или налогоплательщик – это физическое или юридическое лицо, на которое возложена обязанность уплаты налога; объект налога - это доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.д.); источник налога - это, независимо от объекта налогообложения, чистый доход общества; ставка налога - это элемент налога, определяющий величину налога на единицу обложения.
Различают предельную налоговую ставку, среднюю, нулевую и льготную. Предельная налоговая ставкаесть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода. Средняя налоговая ставка- это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода. Налоговые льготы - это уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов отдельных физических или юридических лиц в зависимости от профиля производства, характера производимой продукции и других характеристик.
По признаку соотношения между ставкой налога и доходомналоги делятся на:
- прогрессивный, при котором средняя ставка повышается по мере возрастания дохода;
- регрессивный,при котором средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;
- пропорциональный,при котором средняя ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода.
По механизму формированияналоги делятся на две основные группы: прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов. К прямым налогамотносятся: подоходный с населения; на прибыль корпорации; на прирост капитала; с наследства и дарений; поимущественный налог. Косвенные налоги взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т.е. в конечном итоге перекладываются на потребителей продукции. К косвенным налогамотносятся: налог с оборота; на добавленную стоимость (НДС); на отдельные виды товаров (акцизы); таможенные пошлины.
Налоги в России разделены на три группы: федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы на подакцизные товары, налог на доходы физических лиц, таможенные пошлины, единый социальный налог и т.д. Региональные налоги: налог на имущество предприятий и организаций, региональные лицензионные сборы, налог на игорный бизнес и т.д. Местные налоги: налог на землю, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц и т.д.
Вопрос о том, каким быть налогу (высоким или низким), - предмет постоянных дискуссий экономистов. Государственное вмешательство в экономику всегда связано с повышением налогов, ослабление вмешательства - с их снижением. Главный вопрос в том, как-то и другое влияет на экономику.
Кейнсианцы ориентированы на «экономику спроса». Они считают, что высокий уровень налога снижает покупательную способность общества, т.е. совокупный спрос. Значит, цены снижаются, инфляция затухает. Напротив, сокращение налогов способствует росту совокупного спроса, увеличению цен и ускорению темпа инфляции.
Сторонники «экономики предложения» убеждены в противоположном. Они считают, что высокие налоги увеличивают издержки предпринимателей, которые перекладываются на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию. Они - за снижение налогов.
Однозначного ответа на вопрос о том, кто из них прав, экономическая наука пока не нашла. Но сделана попытка установить связь между ставкой налога и деловой активностью. Американский профессор А. Лаффер (сторонник теории предложения) доказал, что при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко снижается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, принятию деловых рисков, расширению национального производства и дохода. В результате расширяется налоговая база, которая сможет поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже. Связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями получила название Кривая Лаффера (рис.).
Если налоговая ставка равна нулю (точка 0), то государство ничего не получит. Если налоговая ставка = 100%, то никто не будет заинтересован работать и государство тоже ничего не получит. При какой-то ставке (скажем, г0 = 50%) сумма, взимаемая государством в виде подоходного налога, достигнет максимума R- (точка М). Попытки повысить налоговые ставки приведут к снижению R (точка N). Кривая Лаффера не дает ответа на вопрос, при какой ставке налогов поступления налогов максимальные.
63. ИНФЛЯЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Инфляция – это сложное социально-экономическое явление, проявляющееся в росте общего уровня цен и в обесценивании денежных знаков относительно реальных активов, обусловленное кризисным состоянием экономики, структурными диспропорциями, неэффективностью общественного производства и монополизацией экономики, а также нарушением законов денежного обращения.
Процесс, связанный со снижение общего уровня цен, называется дефляцией.
Инфляцию можно классифицировать по различным основаниям. Инфляцию различают в зависимости:
1) от темпов роста цен на рынке различают инфляцию: умеренную (ползучую) при ежегодных темпах прироста цен до 10%;
галопирующую (латинскую) при среднегодовых темпах от 10 до 200 %; гиперинфляцию при ежегодных темпах прироста цен свыше 200%;
2) от объекта исследования: национальную, региональную и мировую инфляцию;
3) от инфляционных импульсов по отношению к системе, вызываемых внутренними и внешними факторами: импортируемую и экспортируемую инфляции;
4) от способности государства воздействовать на инфляционный процесс: контролируемую и неуправляемую инфляции;
5) от точности изменения показателя ВНП при росте спроса в экономике: истинную и мнимую инфляции. При мнимой инфляции наблюдается увеличение реального объема производства, обгоняющее рост цен (рост реального объема ВНП). На второй стадии по мере увеличения давления спроса происходит рост издержек, расстройство денежного обращения, стагнация производства (рост номинального объема ВНП);
6) от точности прогноза хозяйственных агентов относительно будущих темпов роста цен и степени приспособления к ним: прогнозируемую и непрогнозируемую (неожиданную) инфляции;
7) от «глубины» государственного регулирования экономики, инструментария антиинфляционной политики: явную (открытую) или подавленную (скрытую). Процесс инфляции в явной или открытой форме проявляется в росте цен, снижении курса национальной валюты и т.п. Подавленная инфляция протекает в скрытой форме и проявляется в снижении качества продукции, изменении структуры ассортимента, увеличении дефицита в экономике, росте очередей и т.п.;
8) от факторов, порождающих и питающих инфляционный процесс: инфляцию спроса и инфляцию предложения (издержек).
Инфляция спроса возникает при избыточном спросе. Спрос на товары больше, чем предложение товаров, в связи с тем, что производственный сектор не в состоянии удовлетворить потребности населения. Этот избыток спроса ведет к росту цен. Много денег при малом количестве товаров.
- Инфляция предложения обусловливается увеличением издержек производства в результате снижения роста производительности труда, высокими косвенными налогами, деятельности монополий.
Для определения уровня инфляции используют показатель индекса цен, который измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода с совокупной идентичной и сходной группой товаров и услуг в базовом периоде.
Цена «рыночной корзины» в 2003 г
Индекс цен = ---------------------------------------------
в 2003 г. Цена аналогичной «рыночной» корзины» в базовом
периоде
Инфляция сопряжена с многообразными и противоречивыми социально-экономическими последствиями.
Инфляция приводит к перераспределению национального дохода и богатства между различными группами общества, экономическими и социальными институтами произвольным и часто неподдающимся прогнозированию образом.
Средства перераспределяются, прежде всего, от частного сектора (фирмы, домохозяйства) к государству. Дефицит государственного бюджета, являющийся одним из факторов инфляции, покрывается через инфляционный налог, монопольное право государства печатать деньги. Разница между суммой номиналов, дополнительно выпущенных банкнот и затратами на их печатание, называется сеньоражем. Он равен количеству реальных ресурсов, которые может получить государство взамен на напечатанные деньги. Лица, имеющие фиксированные доходы, несут потери от инфляции в результате снижения реальных доходов.
Усложняется планирование (особенно долгосрочное) фирм и домохозяйств. В результате увеличиваются неопределенность и риски ведения бизнеса. Платой за это является рост процентной ставки и прибыли. Инвестиции начинают носить краткосрочный характер, снижается доля капиталовложений в общем объеме инвестиций, и повышается удельный вес спекулятивных операций.