Техническая оснащенность розничной торговой сети
Уровень обслуживания покупателей, создание оптимальных условий труда торговых работников и обеспечение высоких экономических показателей работы магазина во многом зависят от того, насколько рационально он оснащен торговым оборудованием. При решении вопросов технического оснащения магазинов особое внимание должно быть уделено выбору типов и моделей торгового оборудования и определению его оптимального набора.
Выбор типов оборудования и комплектование его набора должны основываться на следующих основных принципах:
- соответствие оборудования товарному профилю и размерам торгового зала магазина;
- оснащение магазинов торговым оборудованием должно осуществляться с учетом используемых методов продажи товаров;
Определение рационального набора торгового оборудования и характер его размещения оказывают существенное влияние на эффективность использования площадей магазина
При эффективной технологической оснащенности предприятия. Оборудование обеспечивает эффективное использование торговой площади магазина при современном интерьере торгового зала технологического и художественного характера.
Правильно подобранное и расставленное оборудование позволяет расширить предложение товаров, создать больше удобств для обслуживания покупателей, увеличить товарооборот на квадратный метр торговой площади и тем самым добиться более высоких показателей эффективности использования торговых площадей.
Оптимальной установочная площадь, т.е. площадь торгового зала, занятая основаниями торгово-технологического оборудования.
Магазины одежды и обуви имеют свою особенность: здесь покупатель может не только посмотреть на товар, но взять его в руки и даже примерить. Именно этим объясняется специфика оборудования для обувных магазинов.
Чаще всего в обувных магазинах можно встретить навесное торговое оборудование. Как правило, это различные виды полок - горизонтальные или наклонные. На таких полках можно заметить и дополнительные элементы, служащие для удобства покупателя и продавца - к примеру, пятки или зажимы для ценников. Использование навесных полок в обувных магазинах оправдывается спецификой этого вида торговли. Клиенту хочется не только посмотреть на обувь, но и потрогать ее, проверить, насколько крепка подошва и прочны швы. Примерив кроссовок или туфлю, покупатель может тут же поставить обувь на место, не подзывая на помощь продавца.
Чтобы отделить торговую зону от складского помещения в небольших магазинах, используют двусторонние стеллажи. С одной стороны они оборудованы декоративными панелями, идеально маскирующими находящиеся за стеллажами обувные коробки. Однако в последнее время все чаще встречаются обувные магазины самообслуживания, где покупатель самостоятельно может не только выбрать понравившуюся пару, но и найти нужный ему размер. Главное при создании такого магазина - подобрать помещение с просторной планировкой. Стеллажи с обувью размещаются по стенам и в центре зала, но с учетом того, чтобы два покупателя могли свободно разминуться в проходе между рядами. Демонстрируемые пары обуви выставляются на средние и верхние полки, а нижние ряды заставляются коробками.
Еще один элемент торгового оборудования в обувном магазине - прилавок кассира. Он может быть остекленным или глухим. Остекление удобно в том случае, когда помимо обуви в ассортимент вашего магазина входят аксессуары - кремы, шнурки, ложки.
Торговые корзины и тележки в ассортименте обувных магазинов встречаются редко. Однако если речь идет о крупном обувном гипермаркете, куда приходят за несколькими парами обуви для всей семьи, то этот вид торгового оборудования там вполне может присутствовать. Стойка для корзин, как правило, располагается у входа в магазин - чтобы покупатель мог взять корзинку, придя в магазин, и вернуть ее обратно, покидая торговый зал.
Торговый зал имеет форму прямоугольника с соотношением сторон 1: 2 - данные размеры являются оптимальными для торгового зала. В торговый зал имеются 2 входа-выхода, это улучшает пропускную способность магазина, облегчает эвакуацию из магазина. Прилавки расположены по периметру торгового зала.
Большая часть обуви выставлена в центре. Основная группа товаров выставлена отдельно от остальных товаров. Ближе к входу-выходу расположен единый расчетный узел.
Для расчета коэффициентов установочной и выставочной площади необходимо определить площадь, занятую под торговое оборудование.
Составим таблицу 3.4, содержащую площади занятые торговым оборудованием.
Таблица 3.4 - Расчет установочной и выставочной площади торгового зала
Наименование оборудования | Количество, шт. | Длина, м | Ширина, м | Кол-во полок для товаров, шт. | Sу, м2 | Sвыст., м2 |
Прилавок-витрина | 0,5 | 28,5 | 28,5 | |||
Витрина-стеллаж | 0,5 | 0,5 | 3,75 | 11,25 | ||
Прилавок | 0,5 | - | 5,5 | - | ||
Прилавок | 0,5 | 0,5 | - | - | ||
Горка пристенная | 0,5 | 7,5 | 37,5 | |||
Горка пристенная | 0,5 | |||||
Горка пристенная | 0,5 | 0,5 | 10,25 | 61,5 | ||
Стенд 1 | 0,5 | 0,5 | 1,5 | |||
Стенд 2 | 1,5 | 0,5 | 0,75 | |||
Стеллаж | 0,8 | 0,8 | 14,08 | 42,24 | ||
Стенд 3 | ||||||
Стол продавца | 0,5 | - | 1,5 | - | ||
Стенд для демонстрации | 0,5 | - | 1,5 | - | ||
Стенд 4 | 0,4 | 0,4 | 3,2 | |||
Стенд 5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | |||
Кабина | 1,5 | 1,5 | - | 2,25 | - | |
Товары 1 | - | - | - | - | ||
Товары 2 | - | - | - | - | 6,72 | 6,72 |
Мебель | - | - | - | - | 202,5 | 202,5 |
Узел расчета | 2,5 | 1,5 | - | 3,75 | - | |
Итого: | - | - | - | - | 308,95 | 466,41 |
По результатам расчетов таблицы 3.4 видно, что установочная площадь, занимаемая всем оборудованием в торговом зале, составляет 308,95 м2, а выставочная площадь оборудования торгового зала составляет 466,41 м2. Известно, что общая площадь магазина составляет 2 579,98 м2 и торговая площадь магазина 1 185,91 м2. Для расчета показателей эффективности использования торговых площадей составим таблицу 3.5.
Таблица 3.5 - Расчет показателей эффективности использования площади торгового зала ООО "Саламандр в России"
Наименование показателя | Значение |
Общая площадь магазина | 2 579,98 м2 |
Торговая площадь магазина | 1 185,91 м2 |
Коэффициент торговой площади | 0,46 |
Норматив коэффициента торговой площади | 0,54 |
Установочная площадь | 308,95 м2 |
Коэффициент установочной площади | 0,26 |
Отклонение значения коэффициента установочной площади от нормативного | - 0,03 |
Норматив коэффициента установочной площади | 0,29 |
Выставочная площадь | 466,41 м2 |
Коэффициент выставочной площади | 0,39 |
Норматив коэффициента выставочной площади | 0,7 |
Отклонение значения коэффициента установочной площади от нормативного | - 0,31 |
Проанализировав данные таблицы 3.6, можно сделать вывод, что коэффициент торговой площади меньше рекомендуемого значения на 8%, что составляет 206,4 м2 и, следовательно, в магазине под торговлю выделено меньше площадей, чем рекомендуется.
Торговая площадь составляет лишь 46%, а неторговая 54%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется неэффективно, так как значительная ее часть предназначена не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского звена и на размещение аппарата управления.
Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую выставочную площадь. Значение коэффициента выставочной площади зависит от видов и типов применяемого для выкладки оборудования. Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7.
В ООО "Саламандр в России" коэффициент выставочной площади имеет низкое значение, которое ниже рекомендованного на 0,31и составляет 0,39. Это связано с тем, что большая часть торгового зала занята под демонстрацию образцов фурнитуры, а не под торговое оборудование, имеющее большую выставочную площадь. Но так как фурнитура занимает большую долю товарооборота, это можно считать обоснованным использованием торговой площади, т.к. площадь не пустует, а используется под демонстрацию обуви. Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок или стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями. В ООО "Саламандр в России" торговое оборудование (горки пристенные, витрины прилавки, прилавки-витрины, стенды, стеллажи) заполнены в среднем процентов на 80. Для свободного перемещения товаров и покупателей часть торгового зала магазина самообслуживания отводится под проходы. Ширина проходов между торговым оборудованием определяется строительными нормами и правилами, однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации и интенсивности покупательского потока. Для свободного перемещения покупателей обязательным является наличие магистральных (более широких по сравнению с обычными) проходов.