Спрос и предложение изменяются в одном направлении

Изменение предложения.

Спрос неизменный. а) Предложение увеличивается. Кривая предложения сдвигается вправо, следовательно, уменьшается равновесная цена и увеличивается равновесный объём. б) Предложение сокращается. Кривая предложения сдвигается влево, следовательно, возрастает равновесная цена и уменьшается равновесный объём. Спрос и предложение изменяются в одном направлении - student2.ru

Спрос и предложение изменяются в одном направлении.

а) Увеличиваются: возрастает только равновесный объём продаж. б) Уменьшаются: снизится равновесный объём продаж.

Спрос и предложение изменяются в одном направлении - student2.ru

Спрос и предложение изменяются в разных направлениях. а) Спрос увеличивается, предложение сокращается: возрастает только равновесная цена. б) Спрос сокращается, предложение увеличивается: снижается только равновесная цена. Спрос и предложение изменяются в одном направлении - student2.ru



Вопрос 5 Устойчивость рыночного равновесия

Устойчивое равновесие достигается тогда, когда отклонения цен спроса от цен предложения постепенно погашаются, стремясь к равновесной цене PE, a объем предложения приспосабливается к объему спроса. В точке равновесия цена спроса совпадает с ценой предложения (РD = PS) и объем спроса равен объему предложения (QD = QS). Очевидно, что анализ экономического равновесия с точки зрения его устойчивости требует включить фактор времени (Т)явным образом. Рыночное равновесие называют устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния в действие вступают рыночные силы, восстанавливающие его. В противном случае равновесие неустойчиво.

Равновесие может быть:

1.устойчивым – отклонения от равновесной цены постепенно выравниваются на уровне PE;

а) абсолютным – установления единой равновесной цены, относительное — при небольших отклонениях от неё;

б)относительным

2.локальным – равновесие достигается лишь в определенных пределах колебания цены. Но при этом устойчивость достигается лишь в определённом интервале;

3.глобальным – равновесие устанавливается при любых отклонениях цен от равновесной цены.

4.неустойчивым.

Спрос и предложение изменяются в одном направлении - student2.ru Функции равновесной Р:

распределительная(осуществляется распределение и перераспределение совокупного общественного продукта, национального дохода;)

Информационная – ее величина служит ориентиром для всех субъектов экономики.

Стимулирующая – она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию, изменять ассортимент.

сбалансированная - проявляется при сбалансировании спроса и предложения.



В-ос 6. Конкуренция

Конкуренция-это основная отличительная черта рыноч-х отношений. Рын стр-ра опр-ся условиями в кот-х образующая фирмы и п/п конкурируют между собой.

Конк-ия-это элемент рыночного механизма,к-й обеспечивает взаимод-е всех рын-х субъектов в процессе произ-ва распред обмена и потребления.

Различают 3 фронта конкуренции:

1)конк-я м/у продавцами(всех хотят продавать дороже, но побеждает тот кто уступает в Р, но увелич-т объём продаж)

2)м/у покупателями(все хотят купить дешевле, побеждет тот кто согл-ся с рыночной Р)

3)ж/у продавцами и покупателями(каждый пытается максимиз-ть свою выгоду, побежд-т тот кто сумеет назвать свою Р)

Сущность конк-ии прояв-ся в её ф-х:

1.стимулирующая(побуждает улучшать качество товара,снижать себестоимость товара)

2.дифференцирует товаропроизв-й(обогощает одних и разоряет других)

3.конк-я обеспечивает перераспр-е ресурсов(направл-т ресурсы в те отрасли эк-ки,где выше доходность на факторы произ-а)

4.конк пораждаетсреди товаров производ-й различные формы поведения:

-приспособленческая(проявл-ся в копировании достижений соперника).

-обеспечивающая(прояв-ся в стремлении сохранить свои позиции за счёт улучшения кач-ва и нового ассорт-та)

-креативная(стимулирует НТР)

-контролирующая(проявл-ся в том что в рыночной экономике, где каждый следит за тем чтобы никто не смог получить прибыль за счёт другого).

Виды конк-ии:

-ценовая(это борьба м/у произ-ми за сниж-е себест-ти прод-ии за сниж-е издержек произ-ва. Побежд-т тот у кого затраты трудана ед прод-та дешевле.Снизить себест-ть можно только на основе внедрения в прои-во новейш-х технологий,нового оборудования.Ценовая конк наз-ся чистой,т.к выигрывает покуп-ль).

-неценовая(проявл-ся в обновлении продукции,в улучшении ассортимента;придание новых качеств,свойств товара,в осущ-ии послепродажного обслуживания,реклама тоже одна).

-недобросовестная(противоправные дейс-я в отношении конкурентов.Это самопроизв-е использование чужого товарного знака,распр сложных сведений о конкуренте,дискримин-я конк в рекламе)



В 7.Совершенная кон-я.Р-ки сов конк-ии

Совершенная, свободная или чистая конкуренция-экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки совершенной конкуренции:

-бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей

-однородность и делимость продаваемой продукции

-отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка

-равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

-неценовые факторы отсутств-т

Пример:с/х продукция.

Спрос и предложение изменяются в одном направлении - student2.ru

Совершенная конкуренция означает, во-первых, что на рын­ке имеется множество независимых хозяйствующих субъектов, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Каждый гражданин может стать свободным предпринимателем и применить свой труд и матери­альные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупа­тели, в свою очередь, свободны от всякой дискриминации и имеют возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, продукты определенного назначения одинаковы по важнейшим свойствам (не дифференцированы). В-четвертых, хозяйствующие субъекты никак не участвуют в контроле за рыночными ценами, неценовые методы конкуренции не практикуются. В-пятых, участ­ники рыночных отношений имеют равный доступ к рыночной ин­формации, в частности истинное знание о совершаемых сделках. В экономической литературесвободную конкуренцию нередко на­зывают чистой, поскольку она свободна от вмешательства госу­дарства, а рынок "чист" от монополий.-



В 8. Несовер-я конк-я.Чистая монополия.Олигополия.Монопсония.Квазимонополия.Монопол.конкур.

НЕСОВЕРШЕННАЯКОНКУРЕНЦИЯ — конкуренция в условиях, когда фирмы имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

Несовершенная конкуренция - это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной. Рынки, на которых продавцы способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция,квазимонополия.

Монополия предполагает, что одно предприятие является единственным производителем продукции, не имеющей аналогов. Покупатели при этом не имеют возможности выбора: они вынуждены приобретать продукцию предприятия-монополиста.

Чи́стая монопо́лия — положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги. Характерными чертами данной ситуации являются: единсв-й произв-ль,,не сущ-т близких тов-в заменителей,важна реклама-связи с общест организ-ми,пиар, принято относить отрасли коммунального хозяйства: тепло-, водо-, газо-, электроснабжение. Практика показывает, что чистая монополия, как правило, существует в теории. Чистые монополии возникают обычно там, где отсутствуют альтернативы данному товару или услуге, отсутствуют близкие заменители. Для чистой монополии характерен высокий уровень цен, дальнейший рост которых сдерживается только риском снижения спроса.

Олигополия. При олигопольной конкуренции на рынке преобладают несколько крупных фирм. Вступление в отрасль новых хозяйствующих субъектов возможно, но крайне за­труднено, что обеспечивает высокую прибыль нескольким господ­ствующим предпринимателям,контроль над Р-огранич-я взаимозавис-ть,значительн при тайном сговоре, небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов.Пример:крупн перераб-е п/п(молочн п/п,комбайные,тракторные заводы). Монополистическая конкуренция предполагает наличие значительного числа хозяйствующих субъектов, которые производят и реализуют дифференцированную продукцию. Каж­дый из них старается убедить покупателя, что его товар является уникальным и лучшим в данной товарной группе. Имеется неболь­шой барьер для входа на рынок соответствующих товаров новых продавцов.(линия перераб-х п/п,п/п рыночной торговли).

Монопсония-ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж. Примером монопсонии является рынок труда, на котором существует множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы. Рынок труда с элементами монопсонии не является редкостью. Особенно часто подобные ситуации складываются в небольших городах, где действует только одна крупная фирма — наниматель трудамнож-во раб-в одинаковой квалиф-ии,кот предл-т свои услуги тр,на р-ке одна фирма наниматель тр,не явл мобильным из за соц фак-в,нет возмож-ти получ др профессии,диктует Р на труд.Квазимонополия-ситуация, когда ряд производителей или продавцов, являясь по сути монополистами в данном сегменте рынка, конкурируют между собой. Одна фирма на рынке, обычно (но не всегда) крупнейшая, действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свои собственные прибыли, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером, и работают при уровне выпуска, который максимизирует их прибыли при этой цене.



В-ос 9.Преиущества и недостатки рыночного механизма.

Основной целью рыночного механизма является удовлетворение потребностей. Потребности в отличие от ресурсов, используемых для их удовлетворения, безграничны. Ограниченность ресурсов может быть причиной дисбаланса между производством и потреблением, дефицита благ и услуг, уменьшения правительственных расходов на социальные нужды, нормирования потребления и других малоприятных явлений.

Рыночный механизм «наводит порядок в потенциальном хаосе» прежде всего через це­ны. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для про­изводителейЧерез цены суммируются и балансируются бесчис­ленные индивидуальные экономические решения. Цены рассмат­риваются в западной экономической литературе организующей силой.

Преимущества:

- Эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов.

- Возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках).

- Гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия.

- Оптимальное использование достижений НТР (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии).

- Регулирование и координация деятельности людей без принуждения, то есть свобода выбора и действий экономических субъектов.

- Способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.

Недостатки:

- Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.

- Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты).

- Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона).

- Не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных.

- не обеспечивает фундаментальные исследования в науке.

- Не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы, безработица и т.д.)

Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.

,более быстрой кор­ректировке неравновесия.



Вопрос 13.Капитал как фак-р прои-ва.Р-к инвестиций.

Капитал явл-ся одним из факторов произ-ва и рассм-ся как совокупность средств труда.,которые исп-ся в произ-ве товров и услуг. Под капиталом понимают то что приносит или способно приносить доход.Этот термин употр-ся в отношении завода,фабрики,накопленной суммы денег,произведений искусства и др.

На р-ке фак-в прои-ва под капиталом понима-ся капитал в его физ форме т.е как капитальное благо.

Капитальные блага-это блага произвольн назначения.под капит благом понимают и инвестиции. Инвестиции-это капиталовложения кот-е увелич-т запас физ капитала.Капит блага польз-ся спросом у предпринем-йт.к обладают производител-ю. Произв-ть кап.благ состоит в том,чтоих использование в процессе произ-ва увелич-я тр т.е исп-ся станок.,созд-ся большие блага,чем без негоно чтобы обеспечить поток дохода в будущем,необх пожертовать альтернативной ценностью данногоблага. Р-к инвестиций.

Инвестициями называют долгосрочное вложение финансов в предприятия, действующие в различных отраслях, социально-экономические или инновационные проекты, предпринимательские программы. Подразумевается, что инвестиции должны принести доход, спустя значительное время после вложения. Рынком инвестирования можно назвать рынок проектов и предложений, в которые есть возможность вложить деньги с целью получения прибыли в будущем. Сама сущность инвестицийзаключается в том, что бы деньги делали деньги.

В совр-х эк-хусловиях отд-му п/п производящему с/х продукцию привлечь инвестиц-е ресуры практически невозможно. Это связано с тем,что отечеств-е и зарубежн-еинвесторы не имеют достаточн-х гарантий по возврату влож-х средств. Ликвидность практически низка,поэтому очень высок риск инвестора,поэтому осн источник финансиров-я ост-ся собств-е ср-ва п/п на кот-е прих-ся 75% инвестиций в основ капитал. Инвесторами в агараное прои-во м/б финансовое благополучие п/п АПК. (крупн животноводч-е комплексы,птицефабрики,перераб п/п,торговые орг-ии). с/х инв-ии состо-т от всех инв-ий по России 5%,Челяб обл 4%.





Вопрос14.Земля как фактор прои-ва Р-к зем-х ресурсов и зем рента

Земля как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.

земля как фактор производства рассматривается в двух смыслах.

- в первом, узком, смысле под землей понимают непосредственно земельные участки. Первостепенное значение в данном случае придается месту нахождения участка, его площади и качеству земли;

- в широком понимании этого слова земля означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы, находящиеся в недрах земли и на ее поверхности.

Земля - бесценный дар природы не только потому, что в ней находятся все ресурсы, которыми пользуется все человечество, но это еще и сфера обитания всего живого и в том числе самого человека. Естественным фундаментом природных ресурсов являются планетарные природные условия. К ним относятся географическое положение и рельеф местности, строение недр, климат, тепло планеты и солнечное излучение, водные и морские акватории.

Природн ресурсы дел-ся на:

Реальные(кот исп-ся в процессе прои-ва нефть,газ,руда)

Потенциальные(прогнозируемые,но не использов-е)

Возобновляемые

Невозобновл-е

Показатели земли: урож-тьс/х культур,продукция растениев-ва,окупаемость затрат,дифференц чистый доход.

Землевладение-озн-т признание права физ-го или юр лица на опр участках земли. Землепольз-е-пользование землёй в уст-м законом периоде.

В усл-х рын отношений земля приобр-т товарн форму,она покуп-ся,прод-ся.Р зависит от 2хвеличин:размера зем ренты,ставки ссудного капитала Цз=Р/СП*100%

Зем рента-это доход к-й получ-т земельн собств-к при сдаче зем-го участка в аренду.Рента выпл-ся в формеарендной платы.Величина уст-ся в рез-те спроса и предлож-я на зем участки.Вкл в себя 3 сос-я рента,% на капитал,амортизац отчисления с капитала.

Зем фонд России сост-т 1млрд709млн га,это 12,5% мировой терр-ии,большая доля черноз-х почв,более 20% запасовпресных вод,и 1/5 часть лесных рес-ов.На душу чел 0,9га,во ФР-0,4га,Китай-0,08га.

Стр-ра земли России:

Леснфонд 54,6%,с/х назн 23,5%,запаса6,2%,охр терр-я2%,водн фонд1,6%,зем поселений1,1%,зем пром-ти 1%.

.




Вопрос 19 Рынок мяса птицы

Мясо птицы как рыночный товар вполне не однороден. Во первых, мясо птицы представлена разлычными видамиптицы(гуси,куры,индейки,утки).

Во вторых это мясо различной степени обработки:замороженное,охлажденное.Разл- по степени разделённости-целые тушки,разд-е части.В структуре внутреннего произ-ва куры сост-т подавляющую часть. Гуси,утки и др 1%.куриное мясо около 75%-куры бройлеры.Импорт около 15%,большую часть сост куриные части из США около 70%.10% для тех перераб-ки-колбасы,сосисок и др.Предложение формир-ся за счет внутр-го произ-ва и импорта.Экспорт состо-т менее 1%.

Спрос в осно-м предъвл-т домохоз-ва для личного потребления.Р-к мяса птицы насыщен,потреб-ся всё.

Производство мяса птицы во всех категориях хозяйств России в первом полугодии 2011 года составило около 1 466,6 тыс. тонн в убойном весе (1 995,4 тыс. тонн в живом весе, данные Росстата), что на 10,9% больше, чем в январе-июне 2010 года. При этом промышленное производство мяса птицы (данные по сельхозорганизациям) возросло на 11,8% до 1 362,6 тыс. тонн в убойном весе, в хозяйствах населения – сократилось на 0,2% до 96,3 тыс. тонн, в крестьянско-фермерских хозяйствах – возросло на 20,5% до 7,7 тыс. тонн. В январе-июне 2010 года около 92,2% от общего объема российского производства мяса птицы приходилось на сельхозорганизации, 7,3% - на хозяйства населения, 0,5% - на крестьянско-фермерские хозяйства. В январе-июне 2011 года доля сельхозорганизаций в общем объеме производства возросла до 92,9%. Несмотря на то, что в хозяйствах населения существенного спада производства не наблюдается, доля этой категории хозяйств снизилась до 6,6%. Объем производства в сельхозорганизациях России в июне 2011 года достиг 232,4 тыс. тонн в убойном весе, что на 2,5% меньше, чем в мае 2011 года и на 18,3% больше, чем в июне 2010 года.

Гос регулирование сильное




Вопрос 20Рынок мяса и мясной прод-ии

За рассматриваемый период цены на говядину в странах Евросоюза колебались в пределах 300 – 350 евро за 100 кг. Средние цены реализации свинины, как и в прошлом году, колебались в пределах 125 – 150 евро за 100 кг. Основными импортерами на мировом рынке остаются Япония (678 тыс. тонн), Россия. Россия (780 тыс. тонн), США (1268 тыс. тонн). В структуре потребления говядины наибольшая доля приходится на США (22%). В России потребляется всего около 4 % производимой в мире говядины. РФ: Объем производства всех видов мяса в живом весе во всех категориях хозяйств России в первом квартале 2010 года составил 2 236,0 тыс. тонн, что на 8,4% больше, 2009 года. Производство всех видов мяса в живом весе в сельхозорганизациях за рассматриваемый период выросло до 1428,3 тыс. тонн, в хозяйствах населения — сократилось — на 2,0%, в крестьянско-фермерских хозяйствах — выросло на 3,7%. Доля сельхозорганизаций в общем производстве мяса выросла на 3,7%, доля хозяйств населения — сократилась на 3,6%, доля крестьянско-фермерских хозяйств — снизилась на 0,1%.
Поголовье свиней в России на 1 апреля 2010 года составило 17,9 млн голов, что на 4,7% больше, 2009 года. Объем производства свинины в России в первом квартале 2010 года составил 488,7 тыс. тонн в убойном весе (666,7 тыс. тонн в живом весе), что на 10,5% больше, 2009 года. Поголовье КРС в России на 1 апреля 2010 года составило чуть более 21,4 млн голов, что на 1,8% меньше, 2009 года.
Значительное падение поголовья КРС наблюдалось в сельскохозяйственных организациях Производство говядины в первом квартале 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года сократилось на 0,8% и составило почти 340 тыс. тонн в убойном весе (596 тыс. тонн в живом весе). Большая часть говядины в России производится в нетоварном секторе — хозяйствах населения. Импорт свежего и мороженого мяса в РФ в январе-сентябре 2010г. по сравнению с показателем за аналогичный период 2009г. вырос на 1,9% и составил 2 млрд 915,9 млн долл. Экспорт - 10 тысяч тонн мяса в год. Основными рынками сбыта российского мяса являются страны СНГ, прежде всего страны Таможенного союза, страны Юго-Восточной Азии, Евросоюза, Ближнего Востока. Россия может увеличить экспорт мяса птицы к 2020 году до 400 тысяч тонн, свинины - до 200 тысяч.

Наши рекомендации